Структурные изменения уроков русского языка в условиях введения ФГОС


Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ «Таврическая СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» Шурыгина Е.И. В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р от 1 сентября 2012 г., все российские школы по мере их готовности могли осуществить переход на ФГОС основного общего образования.А с 1 сентября 2015 г. ФГОС основного общего образования вводится во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Образование – не услуга.Образование – это стратегическая линия государства,его политика в современных условиях.Академик В.В.Садовничий,ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра. Джон Дьюи . Начиная с 80-х годов, сумма знаний в обществе возрастает вдвое каждые 2 года. Современное школьное образование характеризуется переходомот знаниевой парадигмы к компетентностной, что предполагает, прежде всего,изменение подходов к организации образовательного процесса. Компетентностный подход «инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода» Федеральный государственный образовательный стандарт «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше»,- писал Э. Золя. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём их многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые ФГОС нового поколения, урок должен стать новым, современным! Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Методическими принципами инновационного урока становятся следующие:Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения. Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства ,показатель его кругозора, эрудицииВ.А. Сухомлинский При построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником . Система дидактических принциповПринцип деятельностиПринцип непрерывности Принцип целостностиПринцип минимакса Принцип психологической комфортностиПринцип вариативности Принцип творчества Требования к современному уроку: Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя. Обязательная рефлексия обучающихся на уроке. Высокая степень речевой активности обучающихся. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Уроки «открытия» нового знанияУроки отработки умений и рефлексииУроки общеметодологической направленностиУроки развивающего контроля Стратегия современного урока Удивление Интерес Познавательная деятельность Открытие Рефлексивная деятельность  Современный урок- удивление, удовольствие, усилия, успех!   Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную деятельность Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи; 6) этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения нового знания в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д. Структура урока рефлексии 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидульных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. 1) этап мотивации 2) этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3) этап закрепления с проговариванием во внешней речи 4) этап включения изученного в систему знаний 5) этап рефлексии учебной деятельности на уроке Структура урока общеметодологической направленности Эти уроки являются надпредметными и проводятся даже вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д. Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:предъявление контролируемого варианта;наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;критериальную оценку результата сопоставления. Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:- написание учащимися варианта контрольной работы;- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа: 1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание; 2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней). Могут изменяться:время, отводимое педагогом на каждый этап (т.е. длительность этапа);содержание (система дидактических развивающих заданий) этапа;методы и способ обучения;средства и формы организации учебно-воспитательного процесса. Этап 1: МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Компоненты урока Традиционный урок Урок современный Тема урока Учитель сообщает тему Формулируют сами учащиеся Цели и задачи урока Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны учиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Этап 1: МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этап 1: МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объясните смысл эпиграфа к уроку: «Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями». (Г.Солганик) Прочитайте текст: Подумайте, о каком грамматическом явлении пишет автор текста Определите, о каком стиле идет речь Назовите особенности данного стиля Что я вижу ? * Этап 2: ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ Этап 2: Построение нового знания Компоненты урока Традиционный урок Урок современный Планирование деятельности по изучению новой темы Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы изучить новую тему Планирование учащимися способов достижения намеченной цели по построению нового знания Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (фронтальный метод) Уч-ся осуществляют поиск решения и формулируют решение по намеченному плану (групповой,индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) Этап 2: ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ Изучите схемы однородных членов Подберите к ним соответствующие предложения Расскажите, в каких случаях между однородными членами ставятся запятые и и , и и и , и Этап 3: ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ Этап 2: Построение нового знания Компоненты урока Традиционный урок Урок современный Закрепление, актуализация полученных знаний Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить. Учащиеся для выполнения ситуативного задания осуществляют выбор уровня и способа деятельности Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (фронтальный метод) Учащиеся осуществляют учебные действия по созданию и презентации продукта (групповой метод) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) Этап 3: АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ СОГЛАСЕН – НЕ СОГЛАСЕНУниверсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует:  умение оценивать ситуацию или факты;  умение анализировать информацию;  умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений РОДИЛСЯ В БЕДНОЙ СЕМЬЕ.ВСЯ ЖИЗНЬ ТОЛСТОГО БЫЛА БОРЬБОЙ, ПРОТЕСТОМ ПРОТИВ ВСЯКОГО ЗЛА И НАСИЛИЯ, ВСЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВО СЛУЖИЛО УТВЕРЖДЕНИЮ ВЫСОКИХ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ.БЫЛ НЕСЧАСТЛИВ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ.НЕ СДЕЛАЛ КАРЬЕРЫ. Этап 3: ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ 1) ударные 2) ……………, 1) проверяемые 2)…………….. 3) чередующиеся ударением 1) ……-…… 2) Е - И 1) ....... -……-…… 2) …….- лож - Вставьте пропущенные слова, корни, буквы .Озвучьте данную схему - Как вы думаете, схема полная или неполная? Этап 3: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ, ВЗАИМОКОНТРОЛЯ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать количество вопросов, их вид. В конце урока можно дать задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопроверки на следующем уроке или дается задание составить вопросы, на которые с легкостью ответишь сам. Таким образом, опосредованно выявляем уровень усвоения материала и получаем список вопросов для проведения опроса на следующем уроке. Этап 4: РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этап 2: Построение нового знания Компоненты урока Традиционный урок Урок современный Анализ результатов деятельности По итогам выполненной работы учащимися учитель проводит с ними работу над ошибками Учащиеся сами формулируют возникшие затруднения Соотнесение резуль татов деятельности с поставленной целью урока Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку своей деятельности (самооценивание, взаимооценивание) Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует домашнее задание (чаще одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем, с учётом индивидуальных возможностей, или сформулировать задание самостоятельно НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Прием рефлексии. Учащимся предлагается закончить ряд предложений. 1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как….. 2. Я думаю, что уроки русского языка проходят…… 3. Больше всего на уроках русского языка я люблю…. 4. Мне не очень нравится…… 5. Если бы я был учителем русского языка, я бы ….. ТРИ УРОВНЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Учитель в начале темы задает домашнее задание одновременно в двух или трех уровнях.  обязательный минимум – абсолютно понятно и доступно всем.  тренировочный уровень – для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу.  творческий уровень – выполняется добровольно, выполнение стимулируется высокой оценкой, освобождением от заданий уровня 1 и 2, сдача выполненных заданий происходит в любое время в течение изучения темы. В творческом уровне дается разработать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам. Составить кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки, тематические сборники интересных фактов, примеров, задач. Домашнее задание (на выбор) Выразительное чтение стихотворения;Выразительное чтение стихотворения наизусть;Сочинение своего стихотворения на тему «Дождь» и презентация одного слова на тему: «Капля», «Дождь». Современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств. И хотя дорога знаний бесконечна, ее может осилить только идущий. С каким настроением вы заканчиваете меня слушать? ЗА ВНИМАНИЕ