План коучинг – сессии «Lesson Study»


Категория слушателей
учителя школы
Дата проведения
февраль 2015 год
Место проведения
КГУ «ОСШ №23 г. Темиртау»
План коучинг – сессии «Lesson Study»
Тема коучинга Lesson Study.
Цель Оказание содействия участникам коучинг - занятия в понимании подхода «Lesson study»  и в применении данного метода в учебном процессе.
Задачи Познакомить с новым педагогическим подходом «Lesson study», основными принципами.
Развивать мыслительные, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и партнерства.
Воспитывать самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу коллег.
Результат обучения Учителя узнают о методе «Lesson study» и оценят важность применения данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания.
Основные (ключевые) идеи Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы.
Виды заданий Подходы, используемые при выполнении данного задания
Время
Тренинг-разминка.
«Ладони доверия»
Действия по парам и по кругу. Выражение доверия, настрой на сотрудничество. 5 мин
Деятельность слушателей Участники соприкасаются ладонями друг с другом, обмениваются позитивными пожеланиями Деятельность коуча- Какие чувства вызвало у вас это упражнение? Формирование групп
На 6 команд. По цвету шляп. 3 мин
Деятельность слушателей Участники делятся на группы по цвету шляп Деятельность коуча- Дорогие участники, прошу Вас занять места в группе по предпочтительному цвету шляпы. Все испытывают комфорт? Вызов. «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учителей на начальной стадии занятия. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учителя по обсуждаемой теме занятия. Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно учителям по проблеме коучинга. 2. Сначала каждый учитель записывает на листе все, что знает по Lesson Study (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты). 3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Учителя делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, учителя должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме занятия. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании педагогов факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. 5 мин
Деятельность слушателей Индивидуальная, парная, групповая. Участники высказывают мнения, обмениваются идеями, умозаключают. Деятельность коуча- Что Вам известно о Lesson Study? – Какие ассоциации вызывает у Вас тема занятия? – Что Вы хотите узнать о Lesson Study? – Что Вы желаете вынести из нашей встречи? Осмысление.
Прием «Инсёрт» Показ презентации «Lesson Study в Японии».
Показ видеоролика «Из опыта работы учителей Казахстана" 15 мин
Деятельность слушателей Учителя заполняют табличку: V – «уже знал», + - «узнал», - - «думал иначе», ? – «не понял, вопросы». Деятельность коуча- О каком подходе вы сейчас узнали и в чём его суть? – Каково отличие данного подхода от наиболее известных Вам подходов? Коуч отвечает на вопросы участников. Размышление
«Шесть шляп» Черная –критик
Синяя – руководитель
Белая – ученый
Желтая – оптимист
Красная – художник
Зеленая – креативщик 15 мин
Деятельность слушателей Обсуждение в группе, соответствие групповой роли, выступление спикера. Деятельность коуча- Рассмотрим данный подход с разных сторон, чтобы оценить инновационную идею. Надевая шляпу мышления, Вы принимаете на себя роль, на которую эта шляпа указывает. Каковы преимущества данного подхода, недостатки? Рефлексия «Метод пяти пальцев» Л. Зайверта. 5 мин
Деятельность слушателей Участники обводят свою ладонь и на каждом пальце пишут рефлексию. Деятельность коуча- Что нового я сегодня узнал? - Что я сегодня сделал и чего достиг? - Каким было моё настроение, расположение духа? - Чем я сегодня помог другим? - Что я сегодня сделал для моего здоровья? Заключение Ведущий: - Благодарю вас всех за работу, давайте        все вместе поблагодарим друг друга аплодисментами. 2 мин
Оценивание Коучинг – сессия способствует укреплению связей сетевого сообщества, проявлению учителями заинтересованности к изучению Lesson Study. ЭвалюацияУчителя совместно планируют и проводят уроки с подходом Lesson Study. Организовано 6 групп. Материал к проведению Lesson studyLesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход "Исследование в действии".
В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передаются коллегам посредством проведения открытых Lesson Study, либо публикации документа с описанием их работы.
На Западе Lesson Study приобрел популярность только в текущем столетии, после подтверждения американскими исследователями факта наличия глубоких знаний у японских учителей, как в области педагогики в целом, так и в области преподаваемого предмета, обеспечивающих высокий уровень образовательных достижений японских учащихся, в сравнении с аналогичными группами учащихся США (Стиглер и Хиберт, 1999; TIMSS., 1999).В настоящее время в Восточной Азии Lesson Study используется, помимо Японии, в Сингапуре, Гонконге и Китае. Данный подход применяется также и в западных странах, в том числе в США, Великобритании, Швеции и Канаде.
Lesson Study успешно используется в целях совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также, – в целях разработки концептуальных педагогических подходов, таких как оценивание для обучения (ОдО). На протяжении цикла проведения Lesson Study учителя, работающие в группах (или в парах), будут:
- использовать ежедневно собираемые ими материалы периодического оценивания для согласования приоритетов обучения и развития учащихся;
- совместно определять отвечающий установленным задачам метод преподавания, который будет в дальнейшем разрабатываться или совершенствоваться;
- определять трех "исследуемых учащихся", каждый из которых является типичным представителем определенной группы учащихся в классе, например: высокого, среднего или ниже среднего уровня успеваемости в общем числе обучающихся;
- совместно планировать Lesson Study, в ходе которого будут использованы и тщательно изучены результаты методики его проведения в контексте результатов наблюдения за тремя исследуемыми учащимися;
- проводить Lesson Study и вести совместное их наблюдение, акцентируя особое внимание на обучении и развитии исследуемых учащихся. Названные процедуры могут повторяться и совершенствоваться на протяжении нескольких уроков. Наблюдение не обязательно вести на всех Lesson Study;
- опрашивать исследуемых учащихся, чтобы понять их мнения о Lesson Study;
- проводить обсуждение Lesson Study;
- с целью анализа реакции исследуемых учащихся на применяемый метод, достигнутого ими прогресса, демонстрируемых ими результатов обучения или испытываемых трудностей в обучении, а также полученного опыта для разработки методик преподавания или обучения в будущем;
- формально представлять результаты использования подхода Lesson Study широкой аудитории коллег посредством презентации, демонстрации или коучинга.
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

«Метод пяти пальцев» Л. Зайверта«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.
- Что нового я сегодня узнал?
- Какие знания приобрёл?
«Б» (безымянный) – близость к цели.
- Что я сегодня сделал и чего достиг?
«С» (средний) – состояние духа.
- Каким было моё настроение, расположение духа?
- Что было связано с положительными эмоциями?
«У» (указательный) – услуга, помощь, сотрудничество.
- Чем я сегодня помог другим?
- Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?
«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
- Что я сегодня сделал для моего здоровья?