Самоанализ деятельности учителя русского языка и литературы Дементьевой Эмилии Петровны

Самоанализ
деятельности учителя русского языка и литературы Дементьевой Эмилии Петровны

Образование – высшее,
Общий стаж работы – 36 лет.
Стаж работы по специальности – 22 лет.
Квалификационная категория – нет

Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словами А. Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик, однако в современных условиях, когда происходит переориентация образования со знаниевого на компетентностный подход, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.
Цель моей педагогической работы: средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готовностью к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.
Задачи, которые я перед собой ставлю:
1) работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций;
2) выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики  и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития;
3) изучать и распространять опыт работы по организации продуктивной работы в дистанционной среде обучения детей ;
4) разрабатывать собственные дистанционные курсы.

В своей деятельности я придерживаюсь и использую следующие современные концепции:
Теория содержательного обобщения В. В.Давыдова. Согласно этой теории учебный предмет не просто трактует систему знаний, а особым образом (через построение его содержания) организовывает усвоение ребенком содержательных обобщений генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.
Теория активизации учения Т. И. Шамовой. Сущность принципа активности в обучении. Активизация учения мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учащихся на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
Теория индивидуализации обучения И. Э. Унт. В понимании индивидуализации обучения И.Э.Унт опирается на необходимость правильного и исчерпывающего отражения, во-первых, общих черт учета индивидуальных особенностей детей и, во-вторых, охвата, по возможности, всех форм и методов учета этих особенностей.
Теория личностно (индивидуально) - ориентированного обучения Е. В. Бондаревской, Д. Г. Левитеса, А. В. Петровского, И. С. Якиманской.

Качество образования учащихся в современной педагогике чаще всего определяется посредством понятия компетенции. Данный подход обусловлен требованием постиндустриальной эпохи, общеевропейской тенденцией интеграции экономики и системы высшего образования, определяется проходящей в последнее десятилетие сменой образовательных парадигм, предписан «Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 гг.».
Компетенция понимается мною как осведомленность человека в какой-либо области, владение умениями и навыками. Путем анализа предметных образовательных сфер и их соотношения с социокультурной ситуацией я пришла к выводу, что необходимо выделить и отрабатывать следующие типы предметных компетенций: техническая; информационная, психологическая; коммуникативная; правовая; социальная; культуроведческая. Разные виды
компетенций не существуют независимо друг от друга, они координируются в процессе социальных практик, дополняют одна другую и входят как компоненты в структуру личности.
Компетентностный подход к обучению учащихся для меня представляется самым перспективным в условиях реформирования системы образования.
На сегодняшний день существует немало проблем в преподавании русского языка и литературы, поскольку результаты обучения проявляются не только на школьных экзаменах, но и на вступительных, где далеко не все выпускники могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы, поддерживать диалог на заданную тему, грамотно писать. Поэтому, на мой взгляд, школьное обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографических навыков и умений. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся.
Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии: проектная, рейтинговая, мастерских, формирования критического мышления, проблемного преподавания, дальтон-технология, информационные технологии. Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности. (Приложение).
В 2010-2013 гг. я работала над темой самообразования «Психологический подход в формировании мировоззренческой позиции на уроках литературы». С 2014 года я работаю над темой «Формирование коммуникативной компетенции средствами информационно-коммуникационных и дистанционных технологий». На данном этапе мною изучены, апробированы и активно
внедряются мультимедийные, кейсовые, телекоммуникационные, дистанционные технологии обучения. Администрацией школы созданы все условия для реализации данного направления работы. В школе функционируют три компьютерных класса и кабинет дистанционного обучения, имеется необходимое программное обеспечение, предоставляется возможность пройти курсовую подготовку.
С 2013 года педколлективом осуществляется эксперимент «Дистанционное обучение детей», в реализации которого я принимаю участие. В соответствии с программой эксперимента все педагоги и учащиеся обеспечены компьютерной техникой, позволяющей осуществлять подготовку и проведение учебных занятий. Оборудован кабинет дистанционного обучения с доступом к сети интернет. Вместе с тем существует возможность осуществлять учебный процесс из любой точки, где есть доступ к сети интернет.
Деятельности учащихся на курсе находит отражение в электронных журналах и таблицах, шкала оценок заложенная в заданиях, тестах, тетрадях курса позволяет создать объективную картину уровня обученности учащихся. На данном этапе реализации эксперимента, результативность работы определяется по степени сформированности у учащихся общеучебных навыков и ключевых компетенций.
Мониторинг уровня развития учащихся осуществляется на основе программно-технологического комплекса Канаева Б.И. «Результат образовательного процесса». Данный комплекс позволяет определить успешность, характер и результативность степени включенности учащихся, уровень развития учащихся по познавательной, психофизической, креативной и социальной граням.
Программой ПТК «Результат образовательного процесса» разработана система показателей, позволяющих определить результаты деятельности по каждому из отдельно взятых параметров, сопоставить результаты деятельности в динамике и в сравнении педагогов, определить рейтинг фактора участия преподавателей в развитии познавательной, психофизической и социальных гранях результата .
Педагогическая диагностика уровня развития учащихся также осуществляется на основе индивидуальной образовательной программы, являющейся траекторией развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга. Учителя, психологи, родители изучают динамику  и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития. Используются опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, анализ творческих работ учащихся и выполнения ими тестовых заданий, наблюдение.
Диагностика производится в течение всего учебного года и даёт возможность учитывать индивидуальные особенности детей, планировать, корректировать и анализировать свою деятельность каждому члену педагогического коллектива по отношению к ребёнку.
Индивидуальные образовательные программы позволяют реализовать принципы индивидуализации в рамках школы, создать условия для развития индивидуальных возможностей учащихся и учитывать особенности психологического развития каждого.
Результативность работы определяется также степенью участия учеников в школьных, муниципальных и всероссийских конкурсах. Участие в вышеназванных мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся.
Основным условием обеспечения результативности учебного процесса, на мой взгляд, является сформированность положительной мотивации в учебной деятельности ребенка. Поэтому особое внимание я уделяю изучению и решению проблемы мотивации в учебной деятельности. Мотивация, как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, которые представляют собой конкретные побуждения, причины, заставляющие человека действовать определенным образом. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.
Следует отметить, что особенностью обучения детей является недостаточный уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отсутствие навыков самостоятельной учебной деятельности у большинства учащихся.
Основываясь на рекомендациях ведущих педагогов, в целях формирования положительной учебной мотивации я придерживаюсь определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся:
1.    Определение и уточнение целей обучения.
2.    Изучение исходного уровня мотивации.
3.    Определение ведущих мотивов учебной деятельности.
4.    Диагностика индивидуальных особенностей мотивации.
5.    Анализ динамики мотивации и ее причин.
6.    Формирование положительных мотивов обучения.
7.    Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности.
Используемыми мною типовыми наставлениями и компонентами, стимулирующими ученика, являются: наличие информации о задании и обучающих материалах; уточнение задачи; наличие необходимых первоначальных знаний; наличие знаний, касающихся способов решения проблемы; ожидание со стороны ученика необходимой готовности и усилий; побуждение ученика сформулировать задачу и способ решения; побуждение ученика сформулировать критерий оценки результата, выбранного способа решения и необходимого времени для выполнения.
Материалы дистанционных курсов предполагают большую самостоятельность и анализ собственной учебной деятельности. В целях формирования навыков самообразования за прошедшее время деятельности работы в режиме эксперимента проделана большая работа: учащиеся приобрели навыки работы на компьютере, научились работать с материалами курса на сервере «Живой школы», использовать различные программы устного и письменного общения (Skype, iChat, Mail и др.), освоили основы информационного поиска. Особенно важно, что у большинства учеников сформирован навык самостоятельной работы и оценки собственной деятельности.
Сформированная положительная мотивация на обучение способствует формированию у учащихся стремления к продуктивной учебно-познавательной деятельности.

Опыт работы с детьми показывает, как важно уделять значительное внимание в ходе уроков созданию благоприятной психологической обстановки, позволяющей раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, сформировать учебно-познавательную и коммуникативную компетенции. В ходе занятий и во внеурочной деятельности я демонстрирую ученику свою открытость для общения, стараюсь подтвердить то «ощущение» знаний, которое высказывает ученик, побуждаю ученика играть активную роль и быть уверенным в себе. Ученики активно участвуют в разговоре, выдвигают свои собственные предложения. При этом я стараюсь избегать категоричных суждений, утверждений и двусмысленных вопросов, задавать наводящие и перспективные вопросы, обеспечивать обратную связь. Диалог строится на взаимоприемлемых темах: ожидание выполнимости задания; предположение о необходимых затратах времени и усилий; предложения, планы (самостоятельные задачи) ученика; критерии оценки результата; определение путей достижения результата.
Необходимой составляющей обучения детей в дистанционном режиме с использованием компьютерной техники является использование здоровьесберегающих технологий. Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Поэтому мною проводится просветительская работа с родителями и учащимися .В ходе уроков мною осуществляется постоянный контроль за состоянием здоровья учащихся, регулярно проводятся физминутки. Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. Непродолжительной гимнастикой - около одной минуты – мы с учащимися заполняем время ожидания загрузки web-страниц. В зависимости от содержания урока я стараюсь интегрировать темы здоровья, проводить беседы с целью формирования принципов здорового образа жизни.
Важным направлением своей педагогической деятельности я считаю как изучение опыта работы коллег, так и представление собственного на школьном, муниципальном и всероссийском уровне. Так, например, опыт участия в эксперименте по внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс был представлен в ходе следующих мероприятий:

Уровень
Мероприятие
Сроки проведения
Место проведения

Школьный уровень
1) Педагогический совет

2) Семинар «Проектные технологии в дистанционном обучении»

3) Открытые уроки в рамках Недели взаимопосещений уроков.

сентябрь 2014г.

ноябрь 2014 г.



март 2014 г.

ГБОУ ЦО №162


Результативному обмену опытом работы способствуют участие в эксперименте по проведению единого государственного экзамена по русскому языку в 9 классах.
Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, навыков работы с информационно-компьютерной техникой. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами.
В межаттестационный период были пройдены курсы повышения квалификации по следующим темам:
«Intel – обучение для будущего», 2013-2014гг.
«Основы работы в информационной среде дистанционного обучения», ИНТ, г.Москва, 2007г.
«Основы работы технического редактора в информационной среде дистанционного обучения», ИНТ, г.Москва, 2008 г.
Обучение на курсах повышения квалификации позволило повысить уровень собственного профессионального мастерства, углубить знания по теме самообразования, способствовало распространению опыта работы среди коллег, подготовке материалов к публикациям.
Вместе с тем надо отметить, что предстоит еще большая работа по внедрению в образовательный процесс инновационных, в том числе и дистанционных технологий обучения: углубление знаний по техническому редактированию, освоению операционной системы Масos, создание собственных дистанционных курсов, что позволит решить ряд возникающих проблем при обучении детей. Уверена, что основным условием решения вышеназванных проблем является моя глубокая заинтересованность в результатах моей педагогической деятельности.