Теоретический семинар «Неуспевающие дети»


Теоретический семинар «Активизация процесса образования слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в школе»ГУ «СШ №7 с ДМЦ» с.РудничныйВолкова Елена Викторовна Почему школьник плохо учится? Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам, Гулять и играть должен юный мальчишка, Девчонка не хочет всегда сидеть дома, – Такая проблема всем взрослым знакома! Как всё же ребёнка заставить учиться, За книжкой упорно весь вечер сидеть, В то время как может он просто влюбиться И в мыслях в другие миры улететь? Не надо ребёнка ругать бесконечно. Попробуйте лучше в нём волю развить, С ним вместе вам надо учиться, конечно, А главное – просто ребёнка любить. Ребёнок может ненавидеть школу, плохо вести себя на уроке и ничего не запоминать… Неуспеваемость способна испортить не только его самооценку, но и изуродовать жизнь, превратив годы в учёбы в ад. Между тем часто причины неуспеваемости лежат на поверхности, да и устранить их реально. Рассмотрим некоторые из них. Неуспеваемость - Несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого – либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года. Психовозрастные особенности неуспевающего школьника: Несформированность правильных приемов учебной деятельности - это умение владеть определенными навыками и приемамиФормальное усвоение учебных приемовНе имеют устойчивых способов работы и используют случайные не соответствующие характеру задания приемыНередко учащиеся в процессе усвоения учебных навыков упрощают и вульгаризируют их Психологические причины неуспеваемости Недостатки познавательной деятельности:Несформированность приемов учебной деятельности.Недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка.Неодыкватное использование ребенком своих индивидуально – типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности. Недостатки мотивационной сферы:Несформированность к положительной мотивации к учебной деятельностиПолимотивирование в основе которой лежат различные побуждения, образуя определенную структуру, иерархию.Действие мотивов «избегание неприятностей»Изменение структуры мотивации в ходе индивидуального и возрастного развития учащихся. 1. Отсутствие интереса к учёбе Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло 2. Конфликты с педагогами. Не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем. 3. Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами во дворе и т. д. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения. 4. Конфликты с родителями. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения. 5. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному. 6. Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности. 7. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения. 8. Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Почти любые действия начинаются и продолжаются благодаря мотивации. Когда у подростка она сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. 9.Недостаточное умение учиться Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье.Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает. 10. Проблемы с развитием внимания и памяти. Начать исправлять можно уже сегодня. Надеюсь, легко найдёте подходящие способы. Затрудняетесь? Почему бы не посоветоваться со школьным психологом? 11. Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда. 12. Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую. Психологические требования к уроку: Учет психических возможностей каждого ученика: мышления, памяти, узнавания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли.Умение владеть приемами самообладания и самоконтроля.Руководство мотивами: поддерживать положительные, формировать интерес и потребности к знаниям, чувство радости удовлетворения успехами в работе.Разумность, доступность, проверенность.Педагогический такт. Формирование и развитие устойчивой мотивации достижения успеха, учителя направленные на: Формирование устойчивой мотивации через повышение самооценки учащегосяСоздание условий для переживания учащимся успеха и связанных с ним положительных эмоцийПостановка посильных выполняемых задачНаходить те сферы деятельности, где ученик может проявить инициативуЗакреплять осознание учеником у него достижений и успеха Создание ситуации успеха Известно, что без переживания радости успеха невозможно рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений, одним из приемов создания ситуации может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и сложные упражнения. Дифференцированная помощь слабоуспевающий может получить карточки - консультанты, примеры – аналоги планы предстоящего ответа и др. материалы, позволяющего им справится с представленным заданием. Далее можно предложить ученику выполнить упражнение, аналогичное, но уже самостоятельно. Отношение к учебным предметам Отношение к тому или иному учебному предмету во многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией, умением увлекательно излагать материал, и другая закономерность, отношение к тому или иному предмету зависит от его общественной значимости, от представлений, о его значимости, сложившихся у школьников, далеко не всегда верных представлений. Избирательная мотивация учебной деятельности существенно различается у мальчиков и девочек, на ней так же может сказывается профессиональная принадлежность родителей.Согласно данным психологов, высокий престиж математики вызван мотивами, связанными с трудоустройством. Среди психологических исследований важное место принадлежит разработке способов алгоритмизации обучения. В чем суть? Описание определенной последовательности интеллектуальной операции, необходимой для решения любых заданий. РаспознаваниеЧто и как делать, чтобы распознать. Это алгоритм в готовом виде Использование игры и игровых форм учебной деятельностиПостановка системы перспективПоощрение и порицание в обученииМетод предъявления требованийПедагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Совет педагогам Будьте зеркалом: никогда не бросайтесь в глаза сами.Не воюйте с детьми, вы проиграете в любом случае. Упаси вас Бог вступать с детьми в борьбу: если это начнется, вам придется сдаться просто потому, что у детей больше сил и времени сопротивляется вам, чем у вас – принуждать их. Пусть вам удается настоять на своем – без сомнения, дети отплатят вам тем же, станут упрямыми и бездушными, если даже не хуже – склонными к правонарушениям. Есть один путь – завоевать их.С пониманием и сочувствием выслушайте ребенка.Старайтесь избегать замечаний и утверждений, ведущих к спорам и напряженности.Не бойтесь, что «все это непременно плохо кончится»И разумеется никаких обращений типа «дурак», «тупица», «балбес». Педагог ставит отметку «неудовлетворительно» Отметка, в том числе и пара –самое действенное средство стимулирования работы учеников и поддержания дисциплиныПрежде всего педагог должен быть объективенОбъективность прежде всегоОн может работать лучше, но не стремится к этому; не стоит поощрять такое поведение педагог «знает все» Нельзя показывать свою некомпетентностьУчитель всегда должен быть готов ответить на любой вопросПризнаться, что ты, учитель, чего-то не знаешь – значит расписаться в своей педагогической несостоятельности Педагог делает на уроке много замечаний Если ученики не будут внимательно слушать- вся работа пойдет насмаркуНачнешь на уроке общаться тактично- порядка не будетШкола без дисциплины – мельница без воды Педагог допускает реплики, оскорбляющие школьника Педагог- человек и имеет право на проявление своих чувствПолучается, что школьник может делать то, что хочет, а педагог должен всегда руководствоваться заповедью «не обидь»Если я в искренен в своем гневе, значит, у меня есть на то основанияВы бы тоже забыли в классе все азы педагогики и психологии Педагог требует незамедлительного ответа на вопрос Если ученик знает материал, то он его ответитНа уроке нет времени для ожидания, пока ученик соберется с мыслямиОпытный педагог знает, что нужно спросить и как Педагог «не имеет права на ошибку» Ошибка учителя воспринимается как признак незнанияЕсли уж допустил ошибку, то постарайся это скрытьОшибаться- это признак слабости Педагогическая запущенность проявляется: а) в познавательной сфере (снижения развития, внимания, памяти, мыслительных процессов, проблемы в ЗУН).б) в мотивационный сфере (снижен интерес к учению, несформированная мотивация учения).в) в недостаточной общей культуре (отсутствие знаний о мире, неразвитость кругозора).г) в социальной сфере – общения (неразвитость умений сотрудничать с др.).д) в социальной сфере - поведений (отклонения в поведении).е) в волевой сфере (отсутствие навыков самоорганизации, самоуправления, саморегуляции поведения, внимания, учебной деятельности).ж) в нравственной сфере (нарушения нравственных норм поведения).