Праздник Встреча с народными умельцами


Праздник
«Встреча с народными умельцами»
( Учитель с детьми входит в избу.)
Учитель. Доброе утро, Хозяюшка.
Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь
поудобнее.
Дай Бог тому, кто к нашему дому –
Дорогим гостям, милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём, и здоровьицем.
Учитель. Хозяюшка, я смотрю в твоей избе – всё деревянное.
Хозяюшка.Издавна на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома назывались избами. И всё – то в избе сделано из дерева и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Люди старались, чтобы в доме всегда было тепло и уютно. Дом вести – не лапти плести.
Учитель. Наши дети знают пословицы о доме.
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить.
Домом жить – обо всём тужить.
Хозяюшка.Правильно. А сколько народных умельцев было на Руси! Из обычных деревьев могли изготовить вот такой сундук. В старину считалось, чем больше сундук, тем больше ценился и труд самой хозяйки – рукодельницы.
Учитель. Хозяюшка, а у наших ребят тоже есть бабушки –
рукодельницы. Послушай их.
( Стихотворения о бабушках).
Хозяюшка. Посмотрите, что уцелело и как пригодился старый
бабушкин сундук.
Мы чуем с предками родство,
Их золотое мастерство.
Одолевая жизни зло,
Хотим, чтобы потомкам перешло.
Желаете посмотреть? Только плату возьму.
Учитель. Желаем. А чем платить за погляд?
Хозяюшка. Плата пустяшная. Сможете что – то про вещь рассказать?
Учитель. ( Как бы договариваясь с детьми) Согласны.
(Хозяюшка достаёт из сундука игрушки, дети рассказывают стихотворения).
Матрёшка.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего - одна игрушка.

Барышня.
Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт.
На ней платье голубое,
Лента алая в косе.
Конь.
Конь бежит, земля дрожит,
В поле травушка – муравушка
Ничком лежит.
Хозяюшка.Народные умельцы, радуя ребятишек, изготавливали игрушки из подручного материала. Из обыкновенного полена могли изготовить и вот такую шкатулку для мелких украшений.
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого – то
Наших прадедов работа.
Вот вам хлебница, а вот и рушник на память. В красны кресты
Птицы прилетели, в красных нитках розы расцвели.
Есть для девочек подарок:
Руками наверчена кукла.
Зато помогает запомнить
Лицо и слова, и характер,
Славянской души красоту.
(Раздаёт девочкам кукол, а девочки читают стихотворения о куклах.Это Купава, это Лада, это Матрёшка, это Дуняша, это Колодия, это Лубяна.)Хозяюшка. Вы знаете, что одежду шили изо льна.
Лён и прочен, и белён
Для здоровья недурён.
Одевайтесь, наряжаётесь,
Обновами похваляйтесь.
Коллекция недурная из бабушкиного сундука.
( Танец «Посеяли девки лён»)
Учитель.Мода всегда шагает рядом с нами. Где – то серьёзная, а где – то смешная. Вглядитесь в костюм Хозяюшки. Всё как прежде. (Рассматривают костюм, называют детали, вспоминают, какие ещё бывают головные уборы, обувь.)
Хозяюшка. Да и в современной одежде немало ручной отделки.
Посмотрите на эти изделия. Где их можно применить?
Учитель. Мы слышали с детьми такую сказку. Есть на берегу реки Сосны, что Ельца – города, деревушка. Там и жила Настасья – вдова со своей дочкой. Настасья была кружевница и посадила дочку за коклюшки. Выросла Аннушка и стала такой рукодельницей, что самым искусным за ней не угнаться. Только мать не радуется. Почему? Если узнает барин про Аннушкину работу, то заберёт её в горницу к сенным девушкам, где самые лучшие барские мастерицы свой век каратают. И не видать больше дочки… Скоро помирать стала Настасья. Вот и говорит она дочери: «Богатства у меня всю жизнь только и было, что две руки. А завещаю тебе, дочка, кружевце с заветным словом – от старых мастериц подарено. То слово большую силу имеет. У какой кружевницы оно есть, той и узор невиданный в руки даётся. Прознал всё – таки барин про Аннушкины кружева. Засадил её в горницу к сенным девкам учить их. Только не идёт у Аннушки дело. Барин лютует, а того не понимает, что узор кружевной как песня свободная. Ему вольный ветер нужен, а не стены тесные. Сколько ни кричал барин, не выдала Аннушка материнского слова, узор заветного кружева. Так оно и пропало.
Хозяюшка. Нет, дети, не пропало оно. Ещё в давние времена в Ельце и уезде трудились около 30 тысяч кружевниц. Около 2 млн. аршин вырабатывали кружев. Они выглядели лёгкими, изящными - на фоне тюлевой сетки интересный растительный узор. Эти роскошные кружева плели для знати, а выходили они из крестьянских изб. Но простой люд тоже старался украсить свою одежду: праздничные кофты, юбки, сарафаны, будничные кофточки.
Давайте спросим у бабушки Маши, как же у неё получается такая красота? Как называются эти элементы? А красота такая, будто кружевница и вправду заветное слово знает, как Аннушка. Посмотрите, дети, как гладенькие палочки – коклюшки негромко постукивают. Пальцы будто и не двигаются, и коклюшки еле шевелятся. И только лучики нитей, как живые, скрещиваются, переплетаются, узором на рисунок ложатся. Рисунок у кружевниц зовётся «сколком». Эти сколки прикрепляются на валик – подушку. Спешат, торопятся нитью закрыть рисунок, точно лечь по изгибам, а изгибы эти кружевницы закрепляют иглами с головками. Изделие почти готово, и тесно на подушке от булавочных головок.
(Рассказ бабушки Маши)
Учитель. Мы благодарны нашим рукодельницам. Низкий поклон Вам.
Бабушка Маша нам рассказала, что кружевницы во время работы пели песни. Давайте и сейчас споём с Вами.
Мы с детьми к Вам в гости пришли и гостинцы принесли.
Хозяюшка. Благодарны вам, милые детушки. Только хотелось бы и вас чаем попотчевать.
Посидеть у самовара
Рады все, наверняка.

(Чаепитие)