Презентация «Психологическое сопровождение выпускников сдающих ЕГЭ»


Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для старшеклассника. Экзамен - самый ответственный период жизни каждого старшеклассника. Именно на экзамене подводиться итог учебной деятельности каждого учащегося. Чтобы успешно сдать экзамен, к нему необходимо хорошо подготовиться. Поэтому родителям важно создать в семье благоприятные условия. В подготовке учащихся к ЕГЭ выделяются три составляющие информационная готовность;предметная готовность;психологическая готовность. Психолого-педагогическая подготовка к ЕГЭ ОрганизационныйДиагностическийПсихопрофилактический и развивающийАналитический Организационный этап Составлен алгоритм деятельности по психологическому сопровождениюУказаны субъекты взаимодействия, формы, цели и сроки работыДля исследования был подобран диагностический инструментарий Диагностический этап Цель исследования:Выявить учащихся, которые в силу психологических особенностей могут испытывать затруднения на ЕГЭ и определить их психолого– педагогическое сопровождениеЗадачи:Проанализировать выявленные личностные особенности учащихся ;Составить рекомендации для учащихся, их родителей и педагогов, работающих в выпускных классах;Организовать развивающую работу для выпускников Психологический инструментарий для обследования учащихся № Название и автор методики Исследуемая психологическая характеристика 1 Опросник «Сенсорные предпочтения» Э. Эйдемиллер Доминирующие информационные каналы 2 Определение стиля обучения и мышления, П.Торранс Доминирующее полушарие 3 Тест-опросник Леонгарда-Шмишека Акцентуации характера (гипертимность, застреваемость) 4 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела Личностные качества (самоорганизация и произвольность) 5 Восьмицветный тест М. Люшера Характерологические качества (работоспособность, утомляемость) 6 Методика диагностики тревожности, А.М. Прихожан Эмоционально-характерологические качества (тревожность) Характеристика «групп риска» и результаты диагностики № Класс Кол-во 1 11А 0ч 2 11Б 0ч № Класс Кол-во 1 11А 2ч 2 11Б 1ч № Класс Кол-во 1 11А 2ч 2 11Б 0ч № Класс Кол-во 1 11А 2ч 2 11Б 3ч № Класс Кол-во 1 11А 12ч 2 11Б 6ч № Класс Кол-во 1 11А 4ч 2 11Б 3ч Развивающий этап Цель занятий-тренингов:Психолого-педагогическая подготовка выпускников к ЕГЭЗадачи:1) Информирование участников о сущности и процедуре ЕГЭ;2) Формирование стрессоустойчивости;3) Формирование собственного опыта и стиля деятельности на экзамене. Аналитический этап Анализ работы по психолого-педагогическому сопровождению показывает, что: Полноценная психолого-педагогическая поддержка может осуществляться только при тесном взаимодействии педагогов, психолога и родителей, что позволяет направить усилия всех взрослых на достижение одной и той же цели Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. -Поддерживать   ребенка – значит верить в него.-Верить в прирожденную   способность личности преодолевать жизненные трудности -Демонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.- Научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: -Забыть о прошлых неудачах ребенка,-Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,-Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.-Создать дома обстановку дружелюбия и уважения- Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи,-Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Слова поддержки: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица. -Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.-Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". -Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.-Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться"-Повышайте уверенность в себе , так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением -Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.-Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.-Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Рекомендуем правильно питаться. Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным, богатым витаминами. Полезно употреблять в пищу шоколад, овощи, фрукты, рыбу, мясо. Для концентрации внимания: половинка репчатого лука в день. Для улучшения памяти:морковь с растительным маслом, ананасовый сок.Для творческого озарения: чай из тмина (2 чайные ложки семян на чашку). Для успеха в изучении наук: капуста и лимон. Для хорошего настроения: бананы – «фрукты счастья»  -Помогите детям распределить темы подготовки по дням.Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам.-Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.-Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Рекомендуем сутки разделить на три части Подготовка к экзаменам в школе и дома-8 часов Спорт, прогулки на свежем воздухе- 8 часов Сон - не менее 8 часов Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Копилка полезных рекомендаций Биологически активные точки, влияющие на эмбрионально-интеллектуальное состояние человека  Название точки Местоположение на теле Влияние «Хладнокровие» На границе между средней и верхней третью голени. Положите руки на колени, кончики средних пальцев укажут на эти точки. Стимулирует возбуждение нервной системы, уменьшает чувство раздражительности и волнение. «Снятие усталости» Ладонная поверхность мизинца левой руки, в середине кожной складки, между первой и второй фалангами. Эффективно уменьшает физическую усталость верхней половины тела. «Уменьшение утомления» От кончика до основания пальцев правой руки; от кончиков до основания пальцев левой руки Снимает утомление левого по­лушария, ответственного за логическое мышление; снимает утомление правого полушария, ответственного за ассоциативное мышление. «Точка жизни» В месте соединения большого с указательным пальцем любой руки образуется кожная складка. Точка находится в самой выступающей ее части. Энергичное стимулирования жизненного тонуса верхней половины тела. «Успокаивающая зона» С внутренней стороны кисти, со стороны боль­шого пальца, между складками лучезапястного сустава правой руки. Массаж эффективен при пере возбуждении, бессоннице, страхе. Биологически активные точки, влияющие на эмбрионально-интеллектуальное состояние человека Название точки Местоположение на теле Влияние «Зона истерии» С внутренней стороны кисти, со стороны мизинца, между складками лучезапястного сустава правой руки. Массаж рекомендуется при приступах истерии, нарушении сна и других невротических реакциях, при ухудшении памяти, вызванным неврозом. «Зона невроза» В нижней прикистевой трети, внутренней поверхности предплечья, на три поперечных пальца выше лучезапястной складки. Массаж целесообразен при различного рода эмоциональных переживаниях, связанных с предстартовым волнением, предэкзаменационным напряжением и пр. видами неврозов. «Зона жизнерадостности» Локтевая часть верхней трети предплечья, на внутренней поверхности локтевой складки, расположена ближе к телу. Рекомендуется массажировать при лености, вялости, легкой депрессии, отсутствии желания целеустремленно работать.