Виды темперамента и индивидуальный подход в работе с детьми разного темперамента

Выступление на МО педагогов дополнительного образования МБУДО «ЦДО»
07.10.2015 г.

Тема: «Виды темперамента и индивидуальный подход в работе с детьми разного темперамента».

Здравствуйте коллеги! Все вы наверное знаете что такое темперамент. У каждого из нас в той или иной мере он проявляется.
Сколько вы знаете видов темперамента?

Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, это темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными особенностями высшей нервной деятельности. Это проявляется в устойчивости эмоционального состояния, впечатлительности, энергичности действий и поступков.
Хотелось бы предложить посмотреть короткую карикатуру «Типы темперамента».
У каждого из нас в группах по 12 и более детей, у каждого свой тип темперамента. В полном и чистом виде они редко встречаются в жизни. В большинстве случаев у людей представляется смешение 2-3 или даже 4 типов темпераментов, хотя с преобладанием одного.
Поэтому нам необходимо знание черт темперамента детей, что позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у учащихся с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у учащихся со слабой нервной системой после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учащихся требуют и различной педагогической тактики.
Предметом особой заботы педагогов чаще всего бывают дети – холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе воспитательной и образовательной работы нужно стремиться у учащихся – хореков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Нодо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти в состоянии аффекта, когда требуется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.
На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся еще больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в общественную работу. На занятиях их нужно подбадривать, чаще спрашивать, большую роль играет одобрение, похвала.
Внимание педагога должны привлекать учащиеся-фегматики, которым к сожалению обычно не уделяется особого внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.
У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремленность. Задача педагога заключается не в том, чтобы попытаться переделать один
Тип темперамента в другой, а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а, следовательно, помогать ребенку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранять мотивацию, сделать интересной его жизнь.
На плечи педагога ложится большой труд – это и работа по сплочению коллектива, и поднятие уровня мотивации у учащихся, и помощь в реализации определенных способностей. Педагогу приходится тратить много сил чтобы процесс воспитания и обучения был гармоничен и правильно выстроен. Со временем отдавая все свои силы работе педагог начинает чувствовать эмоциональное истощение и как следствие происходит профессиональное выгорание.
Мной была проведена диагностика профессионального выгорания среди наших педагогов ЦДОД. В ней приняли участие 15 респондентов, разного возраста. Диагностика профессионального выгорания педагогов основывалась на 3-х основных составляющих:
- деперсонализация – тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям.
- редуцирование личных достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, негативное самовосприятие в профессиональной сфере.
- эмоциональное истощение – эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность.
Проведя диагностику, мы выяснили, что уровень эмоционального истощения педагогов низкий от 3 до 24 баллов при максимальном 54б.
Уровень деперсонализации от 3 до 18 баллов при мак. 30 б.
Уровень редуцирования личных достижений от 13 до 27 б при мак. 48 б.
Эффективным способом профилактики напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя.
Наиболее эффективные и часто используемые способы саморегуляции представлены в буклете.