Урок по теме «Комплексный анализ текста в 7 классе в рамках подготовки к сочинению»

Урок по теме «Комплексный анализ текста в 7 классе в рамках подготовки к сочинению»
Цели:
Обучающие: научить находить признаки текста, выделять тему, идею, определять композицию, делить текст на смысловые части и давать им название, выделять изобразительные средства и определять их роль в тексте, познакомить со способами связи предложений в тексте.
Развивающие: развить связную речь учащихся, умение высказаться и рассуждать по той или иной проблеме.
Воспитывающая: воспитать чувство прекрасного, умение видеть и восхищаться красотой природы, бережно к ней относиться.
Оформление доски:
Тема: Комплексный анализ текста И.А. Гончарова.
Ход урока:
1. Знакомство с планом урока.
Сегодня мы выполним комплексный анализ текста. Вы знаете, что он включает в себя как наблюдения за художественным своеобразием текста, так и за его морфологическими и синтаксическими особенностями.
2. Слово учителя.
Выполнение комплексного анализа текста предполагает владение некоторыми  теоретическими основами. Сегодня мы будем обращаться к таким терминам, как тема и идея текста, его композиция. Давайте вспомним, что называют темой текста? Идеей? Композицией?
Обратите внимание на эпиграф:
«На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал» (И. Крылов) 
Послушайте, пожалуйста, текст и выполните ряд заданий.
3. Первичное восприятие текста.
1) Постановка проблемы.
По ходу прослушивания попробуйте определить тему, идею данного текста. Ответьте на вопрос: «Какую проблему, по-вашему, поднимает автор данного текста?»
2) Чтение текста (текст читает учитель или подготовленный ученик, ученики следят за чтением по папкам)
В восприятии текста вам поможет музыка и репродукция картины Ромадина «Последний луч».
4. Работа по тексту.
1) Докажите, что перед вами текст.
Для этого обратимся к памяткам: какие признаки текста выделяются?
(Возможность заглавия, делимость, наличие темы и ремы, идея)
2) Какова тема данного текста?
(Красота, торжественность летнего вечера) Записываем на доске и в тетради.
3) Какова идея этого отрывка? В чём автор хочет убедить нас?
(Автор пытается убедить читателя в том, что всё в природе гармонично, взаимосвязано. В этом и заключается её прелесть).
Записываем на доске и в тетради.
4) Имеет ли текст смысловую целостность? Как вы думаете, чем это достигается?
(Смысловая целостность достигается тем, что все предложения связаны между собой).
5. Блок нового материала.
Существуют различные способы связи предложений между собой (запись в памятках):
1) Повтор слов (лексический повторы).
2) Связь при помощи местоимений (местоимённая связь).
3) По смыслу.
4) С помощью контекстных синонимов и антонимов.
Приведите примеры из текста.
6. Продолжим работать по тексту.
1) На какие смысловые части мы можем разделить  данный текст?
Почему вы разделили его именно так?
(В каждой части возникает свой образ)
Какой?
Как мы можем озаглавить каждую часть?
2) Как можно озаглавить весь текст? Почему вы выбрали именно это название?
3) С помощью каких выразительных средств автор создаёт картину летнего вечера? Какова их роль?
4)Определите тип речи данного текста. Докажите свою точку зрения.
(Тип речи – описание, так как перед нами предстаёт картина летнего вечера).
5) Каков стиль данного текста? Обоснуйте свой ответ.
(Стиль художественный, так как здесь используются изобразительно-выразительные средства языка, есть художественные образы).
6) Какую картину изображает автор: статичную (застывшую) или динамичную (постоянно меняющуюся)?
7) Обратимся к морфологии, чтобы доказать это. С помощью каких частей речи, используемых в тексте, автор достигает эффекта изменчивости, развития действия? (Эффект изменчивости достигается при помощи глаголов).
Давайте составим цепочку развития действия по образам (в тетради):
Начинает – опускается слилось; ослабевало – замолкли – свистнула – заснула – смолкла; присмирела – плеснул – стала неподвижной; запахло – становилось темнее – заскрипит; наступили.
8) Глаголы какого времени преобладают в тексте? Как вы думаете, почему?
(Используются преимущественно глаголы прошедшего времени. Автор как бы не успевает за постоянно меняющимися картинами природы. Только что была одна картина – и вот она уже в прошлом, её сменяет новая).
9) Обратимся к синтаксису. Какие предложения чаще используются в тексте: простые или сложные? Почему?
(В основном используются простые предложения. Автор торопится за изменениями. Ему некогда употреблять длинные предложения.)
10) Обратимся к картине Ромадина «Последний луч». Есть ли здесь развитие действия? Почему?
(Художник не может изобразить изменения, ему подвластен лишь какой-то один момент. Остальное возможно только при помощи слова. Доказательство тому – наш текст).
7. Работа над проблемой текста.
1) Перед чтением текста я поставила перед вами вопрос: «Какую проблему поднимет автор в данном тексте?» Теперь, я думаю, вы можете ответить мне на него.
(Природа совершенна, и живёт она своей жизнью, неподвластной  человеку. Но мы, к сожалению, часто об этом забываем и пытаемся подчинить её своей воле).
2) В чём актуальность данной проблемы?
(Человек считает себя хозяином, царём природы, но он ошибается. Никто не имеет права распоряжаться природой, как хочет. Иначе она жестоко отомстит нам, может даже погубить. Вот причины сегодняшних катаклизмов).
8. Обращение к стихотворению И.С. Тургенева «Природа».
Отражение проблемы, поднятой И.А. Гончаровым, мы находим в уже знакомом нам стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Природа».
Чтение стихотворение учителем или заранее подготовленным учеником.
9. Реализация домашнего задания.
При бережном отношении к природе она оказывает на человека положительное воздействие. Дома я просила вас написать сочинение-миниатюру на тему: «Как красота природы влияет на человека?» Послушаем их. (Чтение сочинений).
10. Подведение итогов.
Что вы вынесли с сегодняшнего урока? Какие выводы для себя сделали? Запишите их в тетрадь.
11. Вывод.
Природа совершенна, гармонична. Она восхищает нас своей красотой, очаровывает звучанием. В то же время природа содержит в себе огромную мудрость, собранную веками. Она может многому научить нас. Давайте же будем чуткими и внимательными к природе.
Остановитесь, прислушайтесь, приобщитесь к мудрости веков!
12. Домашнее задание
Дома я попрошу вас, опираясь на ваш пока небольшой жизненный опыт, на материалы прочитанных книг, написать сочинение на тему: «Уроки, данные природой».
Приложение
 Текст И.А. Гончарова для комплексного анализа.
Начинает смеркаться. Солнце уже опускается за лес. Оно бросает несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен.
Всё слилось сначала в серую, потом в тёмную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая как будто наперекор всем, монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже. Наконец, и она свистнула слабо, незвучно, в последний раз и заснула. Всё смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали. Река тоже присмирела. Немного погодя и в ней вдруг кто-то плеснул ещё в последний раз, и она стала неподвижной. Запахло сыростью. Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ. В лесу стало страшно. Кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с одного места на другое, и сухой сучок хрустит под его ногой. Наступили минуты всеобщей торжественной тишины природы.

15