«Нетрадиционная техника рисования как один из способов развития художественного творчества учащихся»



Казанина Елена Александровна
Бийский район с . Сростки
МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина»
«Нетрадиционная техника рисования как один из способов развития художественного творчества учащихся»
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось - не сосчитать.
В. Берестов.
Проблема художественного творчества волновала людей на протяжении многих тысячелетий, начиная с античности. Еще в институте, я увлеклась изучением этой проблемы, задавая себе вопрос: почему к 10-12 годам мы прощаемся с ребенком- художником, а затем наступает момент, когда молодые люди забывают, что недавно были в мире искусства «своими». Мне очень понравились слова Нины Алексеевны Горяевой в книге «Первые шаги в мире искусства», которые стали для меня стартовой площадкой для дальнейшего действия: «Главная цель всеобщего художественного развития в том, чтобы каждый человек независимо от будущей профессии, приобрел способность, так относиться к жизни, к природе, к человеку, к истории своего народа, к культуре, как относится ко всему этому настоящий большой художник». Работая в школе, я поставила перед собой цель: развитие художественного творчества у школьников, так чтобы по окончанию школы каждый мой ученик мог посмотреть на мир как большой художник и смог построить его сам.
Для развития художественного творчества Нина Алексеевна предлагала постоянно менять художественные материалы, тем самым вызывая интерес у ребенка. Это натолкнуло меня на мысль, что можно менять не только материал, но и сами способы работы с художественными материалами, то есть вводить в учебный процесс нетрадиционные техники рисования.
Свою педагогическую деятельность я начинала в детском саду «Медвежонок» с. Сростки. Это позволило мне на практике проследить развитие художественного творчества и применять нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста. На мой взгляд, это самый благоприятный возраст для использования различных материалов и техник. Детям очень нравятся такие эксперименты. Работы всегда получаются яркими, красочными, законченными и выразительными. Сегодня нетрадиционное рисование очень популярно в дошкольных образовательных учреждениях, применяют его и для младших школьников, а вот в среднем и старшем звене это считается лишним. Начав работать в школе в среднем звене, для творческих заданий я продолжила предлагать детям различные способы рисования. Заметив интерес детей, эксперименты продолжились и в старшем звене и на дополнительных занятиях по изобразительной деятельности. Это не значит, что все уроки мы только и занимаемся нетрадиционными формами рисования, всего хорошего в меру, такие задания хороши для творческих тем, а для выработки навыков построения натюрморта, перспективы в пейзажи, портрета они не нужны. Но многие учащиеся, в силу своих природных возможностей, не могут рисовать и строить натюрморты как профессионалы, и чем старше становится ребенок, тем сильнее он ощущает свою не совершенность в области искусства. Здесь на помощь приходят нетрадиционные техники рисования, которые не просто вызывают интерес, но и создают ситуацию успеха для школьников, а значит ,позволяют вовлечь ребенка в прекрасный мир искусства.
Нетрадиционная техника рисования - это техника на раскрытие мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта плюс базовые навыки. Главное условие на уроке: самостоятельно мыслить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его.
Изучая интерес детей к различным техникам, я составила алгоритм работы в нетрадиционной форме рисования для каждого звена. Младшие школьники – это простор для фантазии и изобретательности педагога. Монотипия, кляксография, смешанная техника, рисование пластилином, мятая бумага, пальчиковое рисование, рисование на стеклянном мольберте, тактильной песочнице - такие техники развивают мелкую моторику, воображение, абстрактное мышление, что способствует общему развитию ребенка и успеваемости по другим предметам. На начальном этапе работы моей целью является вызвать интерес к различным материалам и желание действовать с ними. Побудить детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно, эмоционально. То есть в процессе работы в данных техниках формируются учебно-познавательные компетентности: восприятие, внимание, воображение, любознательность, мышление. Я заметила, что новые подходы раскрепощают ребёнка. Он уже не боится, что у него что- то не получится. Сегодня особым интересом у учащихся пользуется рисование на тактильной песочнице, здесь можно не только рисовать, но сочинять сказки, рассказы, по ходу меняя рисунок. Это еще и хороший способ снять напряжение.
К четвертому классу, познакомившись с различными техниками, ребенок для творческих рисунков сам в вправе выбрать технику исполнения рисунка, т. е создает самостоятельно свой продукт (рисунок), что свидетельствует о развитии регулятивных действий.
Смешанная техника – это простор для развития абстрактного мышления и логики. На таких уроках детям разрешается все. Рисование флуоресцентными восковыми мелками и акварелью, гелиевыми ручками, акварельными карандашами, маркерами, перламутровыми блестящими ручками, позволяет сочетать не сочетаемое - применяется рисование точками, линиями, штрихами, мазками. Таким образом, ребенок отрабатывает базовые навыки штрихования, рисование объемными мазками, построение формы, линейной перспективы и т. д.
В среднем звене особой популярностью пользуются техники по сырому фону, смешанная техника, батик, коллаж, сухая кисть, рисование нитями. Эти техники помогают ученикам с низким развитием графического навыка почувствовать себя уверенными, а так же мотивируют ребят на дальнейшее творчество.
Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным. Учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои мысли, чувства, настроение. Создать реальные и абстрактные образы, погрузиться в мир творчества.
Творческие задания в старшем звене позволяют применить накопленный опыт на уроках искусства и мировой художественной культуры, где учащиеся создают собственный проект на предложенную тему.
Таким образом, урок ИЗО складывается из уроков построения натюрморта, декоративного рисования и творческих заданий, что в совокупности позволяет сформировать УУД.
Работа в нетрадиционных техниках рисования продолжается во внеурочной деятельности и дополнительных занятиях в студии изобразительного творчества «Синий кот». Помимо базовых знаний построения натюрморта, головы человека, интерьера, построение пейзажа и т.д. учащимся предлагаются творческие задания с нестандартной тематикой, например: «Нарисуй, как устроен апельсин? Нарисуй кислое и сладкое? Какой цвет твоей мечты?». Для таких работ ребята сами начинают изобретать новые техники рисования. Нестандартные темы, разнообразные художественные материалы и нетрадиционные техники рисования побуждают учащихся к творчеству, неординарным решениям и новым открытиям. Порой удивляешься вариантам рисунков на предложенную тему.
Главная задача научить ребенка отходить от стандарта, полностью погрузиться в мир фантазии. Изобретая новое, ребенок становится уверенным в себе, а самое главное это вызывает огромное желание попробовать себя в чем-то новом и создать свое.
Создание таких произведений позволяет принимать участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня, где мои ученики занимают призовые места. Участие в конкурсах имеет огромное значение для создания ситуации успеха, после чего ребята самоутверждаются и заряжаются позитивной энергией для дальнейшей работы. Такие эксперименты дают возможность проявить каждого ребенка. И даже у детей с низким графическим навыком появляется интерес и желание рисовать.
За годы работы сложилась система дополнительных занятий по предметам, подготовки к конкурсам, работы с одаренными детьми. Написаны индивидуальные программы для внеурочной деятельности ФГОС НОО, ООО, для студии изобразительного творчества.
В ходе эксперимента с техниками, в 2012 году возникло несколько работ ,которые были отмечены на краевом, а затем на Московском Международном форумах «Одаренные дети».
Нетрадиционное рисование не просто мотивирует детей для образовательного процесса, но развивает логическое, абстрактное мышление, воображение, учит нестандартно мыслить и вызывает желание создать продукт своими руками , воспитывает художественный вкус, а значит создает условие, при котором формируется творческая личность, которая может проявить себя на любом предмете в учебной и внеурочной деятельности, то есть способствует социализации и продуктивной самореализации учащихся. Ребята создают проекты оформления школы, детского сада, участвуют со своими проектами в районных и краевых мероприятиях, проводят мастер-классы. Опыт работы позволяет проводить мастер-классы на районном празднике, посвященном Дню защиты детей «Шукшин детям», а так же вместе с учениками мы являемся участниками Всероссийских Шукшинских дней на Алтае, где в рамках города-мастеров не только демонстрируем свое творчество, но и так же проводим мастер класс.
В начальной школе учитель Т. А. Сухоничева , после уроков рисования с использованием нетрадиционных техник, отмечает большие изменения на таких предметах как литературное чтение, окружающего мир, где словесное описание становится более образным и выразительным, красочнее, выразительнее речь. Задания на изображение героя или окружающего мира демонстрируют навык рисования, художественный вкус, образное мышление, что свидетельствует о желании наблюдать и запоминать. На уроке русского языка ассоциации на слова стали ярче и многозначительней, что позволяет из ассоциативного ряда выбрать значимое и лучше усвоить данный материал.
На уроках литературы в среднем и старшем звене учителя отмечают детей, которые более углубленно занимаются художественным творчеством. У них очень ярко развит художественный вкус, абстрактное, логическое и образное мышление, что позволяет более красочно воспринимать и рисовать картину мира. Навык, приобретенный на уроках ИЗО и внеурочной деятельности, помогает учащимся реализовать свои возможности на уроке технологии, при составлении эскизов, применяя различные цветовые решения, вводить элементы различных техник в проектные работы.
В какой технике бы не выполнялся рисунок, для его успешного выполнения необходимо еще одно условие – это чудо, волшебство, удивление, которое присутствует на каждом уроке, занятии, через нестандартно поставленный вопрос и задачу: «В тебе звучит музыка? Какого цвета твое настроение? Нарисуй, как устроен апельсин? Какой цвет твоей мечты? Как выглядит кислое и сладкое? и т. д.»; через сочинение необычных сказок и стихов вместе с детьми на уроке. Такие формы работы позволяют отойти от шаблонности и стандарта и каждую тему воспринимать по-своему.
Диагностика художественно-эстетической потребности, проводимая школьным психологом, показала достаточно высокий уровень художественно-эстетической потребности.
Не бойтесь экспериментировать и предлагать экспериментировать своим ученикам. Результат не заставит себя долго ждать, рисунки станут не похожими друг на друга, яркими, красочными, а главное ребята посмотрят на мир глазами художника и начнут удивляться.