Имманентный анализ рассказа Бунина в 11 классе


Тема: Мастерство И.А.Бунина в создании
художественных образов в рассказе « Перевал»
Цели урока:
Обучающая - расширить знания учащихся о творчестве Бунина, его художественном мире; продолжить обучение анализу прозаического произведения в единстве содержания и художественной формы, создать условия для выражения своего эмоционально – оценочного отношения к герою и событию произведения;
Воспитывающая – продолжить работу над воспитанием художественного эстетического вкуса учащихся, воспитывать вдумчивое отношение к языку художественного произведения, побудить юного читателя задуматься над коренными вопросами бытия;
развивающая - продолжить формирование навыков исследовательской работы над текстом прозаического произведения, создать условия для применения полученных знаний для решения познавательных и практических задач, продолжить работу над развитием самосознания учащихся.
Опорные слова урока - лексические формулы своеобразия стиля Бунина: ритмичность и музыкальность фразы; зримые образные картины природы; точность слов и выражений; большая роль глаголов действия в повествовании; метафорические сравнения в сочетании с простотой повествования; построение произведения как лирического монолога героя.
Раздаточный материал: напечатанный текст произведения, заранее разделенный на пять частей, карточки с опорными словами, карточки с теоретическими литературными понятиями, дополнительные листочки для голосования команд.
Методика урока – урок – исследование
Ход урока.
1)Орг. момент. Класс делится на пять исследовательских команд: «Муза», «Лира Орфея», «Вдохновение», «Перо Пегаса», «Парнас».
2) Вхождение в тему урока – викторина «Угадай автора» (ученики должны угадать, чье произведение мы будем сегодня изучать на уроке.) С этой целью портрет И. А. Бунина, прикрепленный к доске, временно прикрепленный к доске, временно прикрыт горным пейзажем. Под картиной – четверостишие Бунина:
Нет, не пейзаж влечет меня.
Не краски жадный взор приметит,
А то, что в этих красках светит
Любовь и радость бытия.
Слово учителя: Ребята, сегодня мы изучим раннее произведение поэта и прозаика, стихотворные строки которого вы видите на доске. Попробуйте догадаться, кто автор этих строк? Команда, правильно ответившая на вопрос, первой начнет исследовательскую работу. ( Ученики заполняют листочки для голосования, отдают учителю).
Учитель: Поскольку задание непростое, мы с помощью капитанов команд еще немного узнаем об этом авторе (капитаны выходят к доске и читают заранее приготовленные карточки:
З. Гиппиус назвала этого писателя «королем изобразительности».
Этот писатель так говорил о своем творчестве: «Я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом. Меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические»
К. Паустовский так отзывался о произведениях этого писателя: « Каждый его рассказ подобен магниту, который притягивает из самых разных мест все драгоценные частицы, нужные для этого рассказа. Его язык прост, почти скуп, чист и живописен. Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях…»
М. Горький так писал А. Чехову о нем в 1900 году: «Знаете – он умница: он очень тонко чувствует все красивое, а когда он искренен- то великолепен…»
Этот писатель в начале своего творчества был участником московского литературного кружка «Среда», в 1901 году его поэтический сборник «Листопад» был отмечен академической премией им. Пушкина, в 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии в области литературы « за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».
Итак, без сомнения, этот писатель – Иван Алексеевич Бунин. (Учитель отодвигает пейзаж. Под ним портрет Бунина и тема урока.) Поэт, писатель и критик Серебряного века русской поэзии В. Ходасевич утверждал: « Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию». Наша задача - исследовав текст раннего рассказа Бунина «Перевал» опровергнуть это мнение или согласиться с ним. В этом нам помогут опорные слова урока и литературные понятия на ваших карточках.
3) Выразительное чтение первого отрывка:
« Ночь давно, / а я все бреду по горам к перевалу, / бреду под ветром, / среди холодного тумана, / и безнадежно, / но покорно идет за мной в поводу / мокрая, усталая лошадь, / звякая пустыми стременами./
В сумерки, / отдыхая у подножия сосновых лесов, / за которыми начинается этот голый, пустынный подъем, / я смотрел в необъятную глубину подо мною/ с тем особым чувством гордости и силы, / с которым всегда смотришь с большой высоты. / Еще можно было различить / огоньки в темнеющей долине далеко внизу, / на прибрежье тесного залива, / который, /уходя к востоку, / все расширялся и, / поднимаясь туманно- голубой стеной, / обнимал полнеба. /Но в горах уже наступала ночь. /Темнело быстро, /я шел, /приближался к лесам /– и горы вырастали все мрачней и величавее, / а в просветы между их отрогами / с бурной стремительностью / валился косыми, длинными облаками /густой туман, /гонимый бурей сверху. / Он срывался с плоскогорья, /которое окутывал гигантской рыхлой грядой, / и своим падением / как бы увеличивал хмурую глубину пропастей / между горами. / Он уже задымил лес,/ надвигаясь на меня /вместе с глухим, глубоким и нелюдимым гулом сосен. /Повеяло зимней свежестью, / понесло гудящими в тумане сводами горного бора, / склонив голову от ветра. /
« Скоро перевал ,/ - говорил я себе. / - Скоро я буду в затишье, /за горами, / в светлом, людном доме…»/
Вопрос: Какое впечатление возникает у вас от ритмики этого отрывка?
( создается ощущение, что эти слова говорит путник, мерно поднимающийся по крутой горе к перевалу. Каждое слово дается герою с трудом, ему словно не хватает воздуха.)
Вопрос: Какие препятствия возникают перед героем рассказа и его лошадью?
( « Горы вырастали все мрачней и величавее», « в пролеты между их отрогами валился туман, гонимый бурей сверху», « повеяло зимней свежестью, понесло снегом и ветром», « наступила ночь»)
Вопрос: Какие зрительные и звуковые образы рисует писатель в этом отрывке? (Туман, мрачная бездна, высокие, величавые горы; глухой, глубокий и нелюдимый гул сосен, гудящие в тумане своды горного бора, звяканье пустых стремян за спиной.)
Вопрос: Какие тропы позволяют нам лучше представить себе образы отрывка? ( Эпитеты: «голый, пустынный подъем», « гигантская рыхлая гряда» тумана, «хмурая глубина пропастей», «глухой, глубокий и нелюдимый гул сосен». Олицетворения, связанные с почти детальным описанием тумана: « с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками густой туман», « он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой», « он уже задымил лес»… С помощью этих тропов Бунин делает этот образ ярче.)
Вопрос: Какую роль играют в отрывке глаголы? ( В первом абзаце глаголы в настоящем времени. Второй абзац – в прошедшем времени (автор переходит от объяснения, что с ним в данный момент происходит, к рассказу о том, что было с ним недавно вечером, когда у него еще были силы и желание покорить перевал.
Безличные глаголы относятся к описанию таинственной природы, препятствующей герою в его восхождении.)
4) Выразительное чтение второго отрывка:
« Но проходит полчаса, / час…/ Каждую минуту мне кажется,/ что перевал в двух шагах от меня, / а голый и каменистый подъем не кончается. /Уже давно остались внизу сосновые леса, / давно прошли низкорослые, искривленные кустарники, / и я начинаю уставать и дрогнуть. / Мне вспоминается / несколько могил среди сосен / недалеко от перевала, / где похоронены какие – то дровосеки, / сброшенные с гор зимней бурей. / Я чувствую, / на какой дикой и
безлюдной высоте я нахожусь, / чувствую, / что вокруг меня только туман, /обрывы, / и думаю /: как пройду я мимо одиноких камней- памятников, / когда они, / как человеческие фигуры, /зачернеют среди тумана? / Хватит ли у меня сил спуститься с гор, / когда я уже и теперь теряю представление о времени и месте?/
Впереди что- то смутно чернеет среди бегущего тумана… / какие – то темные холмы, / похожие на спящих медведей. / Я пробираюсь по ним, / с одного камня на другой, / лошадь, / срываясь / и лязгая подковами по мокрым голышам, / с трудом влезает за мною, / - и вдруг я замечаю, / что дорога снова начинает медленно подниматься в гору! / Тогда я останавливаюсь, / и меня охватывает отчаяние. / Я весь дрожу от напряжения и усталости, / одежда моя насквозь промокла от снега, / а ветер так и пронизывает ее насквозь. / Не крикнуть ли?/ Но теперь даже чабаны забились в свои гомеровские хижины / вместе с козами и овцами, / - кто услышит меня? / И я с ужасом озираюсь: /
- Боже мой! / Неужели я заблудился?»/
Вопрос: Как изменилось настроение героя? ( Он устал и продрог, потерял представление о месте и времени, расстроился, увидев могилы дровосеков, погибших в этих горах , понял, что заблудился, впал в отчаяние.)
Вопрос: А как изменился ритм отрывка? ( Он стал более быстрым, отрывистым. Так говорит человек, чем–то встревоженный, даже испуганный. Глаголы автор ставит в настоящее время. Это оживляет звучание рассказа, мы понимаем, как нарастает состояние тревоги и отчаяния героя.)
Вопрос: Какой глагол повторяется несколько раз? ( «Я чувствую на какой дикой и безлюдной высоте я нахожусь, чувствую, что вокруг меня только туман, обрывы…» Человек ощущает себя лишь хрупкой частицей мироздания.)
Вопрос: Какие художественные приемы применяет Бунин в этом отрывке?
( Сравнения: «темные холмы, похожие на спящих медведей», камни – памятники, « как человеческие фигуры», мимо которых трудно пройти без ужаса. Образ беспредельной тишины: мысль о том, чтобы позвать на помощь, сменяется у героя пониманием того, что его никто не услышит.)
Вопрос: Какую роль играет эпитет « гомеровские хижины»? ( Во времена Гомера, автора «Илиады» и «Одиссеи», человек был всего лишь игрушкой в руках Богов (природной стихии). И теперь, в конце XIX века, здесь в горах, по мнению автора ничего не изменилось: человек – лишь слабая песчинка природы, которая может легко погибнуть и затеряться в горных отрогах. Эту же роль играет глагол «забились», относящийся к чабанам.)
5)Выразительное чтение третьего отрывка:
« Поздно./ Бор глухо и сонно гудит в отдалении./ Ночь становится все таинственнее,/ и я чувствую это/, хотя не знаю ни времени, /ни места. Теперь погас последний огонек в глубоких долинах,/ и седой туман воцаряется над ними, /зная, /что пришел его час/, когда кажется,/ что все вымерло на земле/ и уже никогда не настанет утро/, а будут только возрастать туманы, /окутывая величавые в своей полночной страже горы, /будут глухо гудеть леса по горам /и все гуще лететь снег на пустынном перевале./
Закрываясь от ветра, /я поворачиваюсь к лошади./Единственное живое существо, /оставшееся со мною! /Но лошадь не глядит на меня. /Мокрая,/ озябшая,/ сгорбившись под высоким седлом, /которое неуклюже торчит на ее спине,/ она стоит, /покорно опустив голову с прижатыми ушами./ И я злобно дергаю повод/ и снова подставляю лицо мокрому снегу и ветру/, и снова упорно иду навстречу им./ Когда я пытаюсь разглядеть то,/ что окружает меня,/ я вижу только седую бегущую мглу,/ которая слепит снегом./ Когда я вслушиваюсь, /я различаю только свист ветра в уши /и однообразное позвякивание за спиною: /это стучат стремена, сталкиваясь друг с другом…
Но странно /- мое отчаяние начинает укреплять меня!/ Я начинаю шагать смелее,/ и злобный укор кому-то за все,/ что я выношу,/ радует меня./ Он уже переходит в ту мрачную и стойкую покорность всему,/ что надо вынести, /при которой сладостна безнадежность…
Вопрос: Вспомним, что обозначает композиционный термин «кульминация», найдем кульминацию этого отрывка. (Кульминация рассказа – высшая точка отчаяния героя («…кажется, что все вымерло на земле и уже никогда не настанет утро, а будут только возрастать туманы, окутывая в своей полночной страже горы…»)
Вопрос: Какую роль в повествовании, на ваш взгляд, играет образ лошади? (Образ существа, покорного судьбе – недаром автор повторяет дважды слова «безнадежно, но покорно». Это образ жертвы. Наверное, потому герой «злобно» дергает повод, заставляя единственное живое существо, оставшееся с ним, очнуться, начать действовать.)
Вопрос: Что еще нам говорит о том, что герой готов продолжить борьбу даже без надежды на спасение? (Повторяющееся слово «снова»: «И снова я подставляю лицо снегу и ветру, и снова упорно иду навстречу им». Синтаксический параллелизм подчеркивает отчаянное положение героя: «Когда я пытаюсь разглядеть то, что окружает меня, я вижу только седую бегущую мглу… Когда я вслушиваюсь, я различаю только свист ветра в уши и однообразное позвякивание за спиной».
Вопрос: Какая черта характера спасает героя? («Мрачная и стойкая покорность всему, что надо вынести…») Задание: Найдите в словарях значение слова «покорность», какой смысл приобретает это слово в сочетании с эпитетом «стойкая»? (К этому слову в контексте отрывка можно подобрать синоним «терпение», покорность героя резко отличается от покорности лошади: если животное не хочет бороться со стихией, является потенциальной жертвой обстоятельств, то человек проявляет удивительную выносливость, терпение к невзгодам: он готов бороться даже без надежды.)
Вопрос: Можете ли вы назвать трудные годины в истории нашей страны, когда лишь героическая стойкость нашего народа помогла спасти Родину в почти безнадежных ситуациях? (Многочисленные войны, татаро-монгольское иго, Куликовская битва, польская интервенция, нашествие Наполеоновской армии, Великая Отечественная война.)
Вопрос: Какое яркое художественное средство помогает автору подчеркнуть состояние героя? (Оксюморон: «сладостна безнадежность», радует «злобный укор»)
Посчитываем набранные баллы.
6)Выразительное чтение четвертого отрывка:
«Вот наконец и перевал./ Но мне уже все равно./ Я иду по ровной и плоской степи, /ветер несет туман длинными космами /и валит меня с ног, /но я не обращаю на него внимания./ Уже по одному свисту ветра /и по туману чувствуется,/как овладела поздняя ночь горами,/-уже давным-давно спят в долинах,/ в своих маленьких хижинах маленькие люди;/ но я не тороплюсь/, я иду,/ стиснув зубы, /и бормочу,/ обращаясь к лошади:/
-Иди, /иди. /Будем брести,/ пока не свалимся./ Сколько уже было в моей жизни этих трудных и одиноких перевалов! /Как ночь, /надвигались на меня горести, /страдания,/ болезни, /измены любимых /и горькие обиды дружбы/ – и наступал час разлуки со всем,/ с чем сроднился. /И,/ скрепивши сердце,/ опять брал я в руки с вой страннический посох./ А подъемы к новому счастью были высоки и трудны,/ ночь,/ туман/ и буря встречали меня на высоте,/ жуткое одиночество охватывало на перевалах… /Но – идем, /идем!»
Задание: Найдите в словарях значение слова «перевал». Какое значение это слово приобретает в контексте отрывка? («Перевал – место в горном хребте, доступное для перехода, дорога через такое место.» В контексте произведения наряду с прямым значением слова появляется и переносное – жизненные трудности, которые приходится преодолевать любому человеку: «горести, страдания, болезни, измены любимых и горькие обиды дружбы…»)
Задание: Сопоставьте дату написания и название произведения. Можно ли подобрать еще одно значение к слову «перевал»? (Рассказ завершают две даты: 1892 -1898 годы. Граница столетий часто ощущается людьми как время глобальных перемен, время коренного изменения жизни. Автор задумывается о том, что ждет Россию в двадцатом веке. Этап перехода в новое время кажется Бунину суровым и трудным. Недаром в отрывке появляется образ «маленьких людей в маленьких хижинах», которые, скорее всего, боятся перемен, не пытаются противостоять трудностям, могут стать жертвами грядущих катаклизмов.)
Вопрос: Какие сквозные образы рассказа имеют в отрывке переносное значение? (Ночь, туман, буря как несчастья, встречающиеся на жизненном пути любого человека.)
Посчитываем набранные баллы.
7)Выразительное чтение пятого отрывка:
«Спотыкаясь, /я бреду,/ как во сне. /До утра далеко. /Целую ночь придется спускаться к долинам и только на заре удастся, /может быть уснуть где-нибудь мертвым сном,/ - сжаться и чувствовать только одно /– сладость тепла после холода./
День опять обрадует меня людьми и солнцем/ и опять надолго обманет меня/… Где-то упаду я/ и уже навсегда останусь среди ночи и вьюги/ на голых /и от века пустынных горах?»
Вопрос: Какую мысль пытается донести до нас автор в этом отрывке?
(Отчаяние прошло. На этот раз герой – победитель. Но, глядя в будущее, он испытывает противоречивое чувство, понимает, что его торжество над стихией временно. «… Где-то упаду я и уже навсегда останусь среди ночи и вьюги на голых и от века пустынных горах?»- спрашивает он себя. Но вопрос звучит как утверждение. Трагический мотив подчеркивает метафора «мертвый сон» и противопоставления: «тепло-холодно», жизнь «обрадует – обманет». Жизнь человека коротка, лишь « голые и от века пустые горы» вечны.)
8)Подводим итоги работы над текстом произведения, подсчитываем количество баллов, называем победителей.
9) Домашнее задание:I. написать сочинение – рассуждение на любую тему:
1) «О чем заставил меня задуматься герой рассказа «Перевал»?
2) Образы – символы в рассказе «Перевал».
II. Индивидуальные задания по рассказам из сборника «Темные аллеи»