Презентация Предупреждение нарушений чтения и письма у младших школьников


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕНАРУШЕНИЙЧТЕНИЯ И ПИСЬМАУ МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний.Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.Основными симптомами дисграфии являются специфические (т. е. не связанные с применением орфографических правил)расстройства письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленные несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. ВИДЫ ДИСГРАФИИ артикуляторно-акустическая -В основе её лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как произносит. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, он отражает свое дефектное произношение на письме. Проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем).Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав ([ч]-[т], [ч]-[щ], [ц]-[т], [ц]-[с]). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных (,,писмо”, ,,лубит”, ,,лижа”). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, [о]-[у] (дом – ,,дум”), [е]-[и] (лес – ,,лис”).С учетом нарушенных операций фонемного распознавания можно выделить следующие подвиды этой формы дисграфии: акустическую, кинестетическую, фонематическую. Дисграфия на почве различных форм нарушения языкового анализа и синтеза. В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – ,,дикат”, школа – ,,кола”); пропуски гласных (собака – ,,сбака”, дома – ,,дма”); перестановки букв (тропа – ,,прота”, окно – ,,конно”); добавление букв (таскали – ,,тасакали”); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – ,,кота”, стакан – ,,ката”). аграмматическая -. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых. оптическая - связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв (с-о, э-е), пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние (ш-,,ии”) и неправильно расположенные элементы (х-,,оэ”), (т-,,пп”). Виды дислексииФонематическая дислексия связана с недоразвитием функции фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличи-тельных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходных между собой.Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т.е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. После прочтения слова по слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т.е. чтении целыми словами.Разделение слова на слоги в процессе чтения – одна из причин непонимания читаемого. Они читают механически, без понимания смысла читаемого. У детей оказывается недостаточно сформированной способность синтезировать, восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь. Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных (,,из-под листьях”, ,,у товарищах”, ,,кошка” – ,,кошки”); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного (,,сказка интересное”, ,,детей веселую”); изменение числа местоимения (,,все” – ,,весь”); неправильное употребление родовых окончаний местоимений (,,такая город”, ,,ракета наш”); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени (,,это был страна”, ,,ветер промчалась”), а также формы времени и вида (,,влетел” – ,,влетал”, ,,видит” – ,,видел”).Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д, 3-В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т-Г, Ь-Р, Н-П-И). Данная дислексия связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцирован-ностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. Предупреждение трудностейпри обучении письму и чтениюНЕОБХОДИМО! Формировать правильное звукопроизношение; Развивать умения фонематического слуха, анализа и синтеза слов, фонематических представлений; Активизировать и обогащать словарный запас; Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, межанализаторные связи; Формировать связную речь (подробный, выборочный и краткий пересказ);Составлять рассказ по серии картинок, по предложенному плану, по началу или концу текста; Совершенствовать пространственно-временные ориентировки (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, дермалексия, моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструкция букв, развитие мнемонических способностей и др.); Развивать движения пальцев и кистей рук (массаж и самомассаж пальцев, игры с пальчиками, обводка контуров, штриховка, работа с ножницами, пластилином, мозаикой). НЕКОТОРЫЕ ТРЕБОВАНИЯПРИ ФОРМИРОВАНИИНАВЫКОВ ЧТЕНИЯ Упражнения в чтении должны быть каждодневными;Отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен соответствовать заданному тексту; Должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;Специально должно быть организовано обучение чтению,предполагающее несколько ступеней:чтение глазами, когда опираясь на голос взрослого (ознакомительное чтение), ребёнок следит за взрослым глазами и пальчиком;чтение шёпотом (артикулирование читаемого) это совместное чтение со взрослым;Самостоятельное чтение, когда ребёнок читает самостоятельно, но взрослый поддерживает его чтение; Самостоятельное чтение;Чтение «вопрос–ответ»;Беседа по содержанию. Работа, направленная на быстрое запоминаниепечатных и прописных букв *Обведение букв по трафарету. Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально. *Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, как расположены их элементы. *Ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов. *Рисование букв по ассоциации, например:«Д» - дом, «Г» - вешалка, «Ч» - стул. «На что похожа буква?»*Узнавание буквы (дермалексия), «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе. * Придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции. ИГРЫ С БУКВАМИ Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить.  Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Р на этой странице». Полезно давать задание«Группировка стилизованных букв»Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы. ПЕРЕЧЁРКНУТЫЕ БУКВЫ РАЗНЫЙ ШРИФТ «Перевёрнутые буквы» «Сколько одинаковых букв»«Каких букв больше»«Наложенные буквы» «Зеркальные буквы»«Найди букву среди рядов букв»«Найди нужную букву среди перечёркнутых букв» «Творческое создание» букв Предложить ребёнку «Дописать букву» по пунктирным линиям «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И?; из Щ –Ц?» и т. д.) Развитие памяти и вниманияИграть«Какой буквы не стало»перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3 –4, предложить запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а вы убирает одну букву. «Поменяй буквы местами»ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, ребёнок называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Развитие звуко-буквенного анализа(фонематический анализ )Выкладывать небольшие слова.Переставлять их местами.«Терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. В ходе этой игры непосредственно формируется фонематический анализ (т. к. буквы в слове стоят в определённой последовательности). «Найди правильно написанные буквы» Работа со слогами Составление слогов из букв разрезной азбуки. Составление слогов ,из заданных звуков взрослым (н а –НА; о н –ОН) Придумывание слов, содержащих заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова).Составление слоговых схемВыбор из слогового ряда только тех слогов, которые начинаются на гласный звук. Выбор из предложенного ряда только слогов, заканчивающих гласным звуком. Обогащение словарного запасаРабота со словамиДавать полное объяснение новым словам, и славам употребляемым ребёнком. Подбирать слова в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово).Делить слова на слоги с выделением ударного слога.Подбирать родственные слова к заданному слову.Составлять слова по начальным звукам других слов («мука, яблоко, чашка» - «мяч»).По последним звукам («рыба, сон, азбука, каштан, капуста, нос» -«ананас»). Отгадывать ребусы Обогащение словарного запасаРабота со словамиСоставлять цепочки слов, отличающихся одним звуком («зайка -майка -чайка -гайка -сайка -лайка -шайка»). Чтение слов в обратном порядке («сон -нос»). Составление из двух слов одного («пар и воз -паровоз»). Подбор синонимов и антонимов к заданному слову. «Чехарда» (чтение слов сложной слоговой структуры наоборот)Поиск в тексте заданных слов.Чтение только второй половины слов. Работа с предложением Составление предложений по схемам. Выделение границ предложений в тексте. Соединение разорванных частей предложений : «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик». – «Падает липкий снег. Громко лает Шарик»). Составление предложений с заданным количеством слов. Быстрое многократное произнесение предложений.Чтение текста через слово.Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их буквЧтение строчек с прикрытой верхней половиной. Работа с текстом Чтение деформированных предложений, в которых существительные заменены картинками. Составление двух текстов из набора предложений. Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам. Работа с деформированным текстом, в котором нарушена последовательность изложения. Сочинение сказок, рассказов.