Тема: Словосочетание. Связь слов в словосочетании. (конспект урока русского языка в 8 классе)


Тема: Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
(конспект урока русского языка в 8 классе)
Сигида Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ СОШ 6 посёлка Южного МО
Белореченский район Краснодарский край
Цель: Обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи:
Образовательные:
- повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
- отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
- обучение умению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
- развитие мышления, общеучебных навыков и умений;
- развитие познавательной самостоятельности;
- овладение нормами литературного языка.
Воспитательные:
- воспитание ответственности за качество своих знаний;
- воспитание любви к родному языку;
- формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Оборудование: классная доска, учебный материал (Русский язык. Учебник для 8 класса. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова), компьютер, проектор, интерактивная доска, таблицы: «Виды словосочетаний по способу связи», «Алгоритм определения способов связи в словосочетании».
Этапы урока Содержание урока Вид работ Время
1. Орг. момент 3
2. Устная разминка в форме ответов на вопросы по разделу «Синтаксис». 1. Что изучает синтаксис?
2. Какие единицы синтаксиса вы знаете?
3. Чем они отличаются друг от друга?
4. Какая функция у словосочетания?
5. Какая функция у предложения? Учащиеся отвечают на вопросы по разделу «Синтаксис». 3
3. Работа со словарным словом «словосочетание» - А.С.Пушкин писал: «Язык неистощим в соединении слов». Подберите синоним к слову «соединение». Предполагаемый ответ: «Сочетание слов». 1
4. Сообщение темы и цели урока - Правильно. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о сочетании слов, то есть словосочетании и его видах. Давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока: «Словосочетание. Связь слов в словосочетании».
-Давайте вспомним:
1. Из какого количества слов состоит словосочетание?
2. Какой связью связаны эти слова?
3. Какова система взаимоотношений между словами словосочетания?
4. Каков порядок синтаксического разбора словосочетания?
5. С помощью каких средств связи соединяются слова в словосочетании?
- А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
Учащиеся записывают в тетрадь число и тему урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Предполагаемый ответ: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях, о строении словосочетаний, о типах словосочетания, о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием. 5
5. Моделирование словосочетаний Фронтальная работа по упражнению 54.
Учащиеся устно выполняют упражнение 54
3
6. Групповые задания Задание: составить по 5 словосочетаний:
1-я группа – с главным словом глаголом, причастием, деепричастием.
2-я группа – с главным словом существительным, прилагательным, местоимением.
3-я группа – с главным словом числительным, наречием.
- Обозначьте главное слово и зависимое, от главного к зависимому задайте вопрос, определите средства связи слов в словосочетании. Учащиеся составляют словосочетания 5
7. Распределительный диктант - Распределите перечисленные словосочетания в три колонки – именные, глагольные и наречные; обозначить главное слово
Примчаться к тебе, прибыть неожиданно, крыша над головой, по первому снегу, у моего товарища, нежно прикасаясь, собственное жилище, снял пальто, спал сидя, говорил улыбаясь, бегущий человек, бегущий навстречу, роясь в вещах, больной в палате, на деревянном столе, мамино платье, фамильные драгоценности, лист бумаги. Один учащийся выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях. 7
8. Работа по таблице - Рассмотрите записи, представленные в таблице, проговорите, запишите примеры в тетради.
Примеры:

Виды словосочетаний по способу связи

- Устно приведите по 2–3 примера на каждый способ связи.
Учащиеся рассматривают таблицу, записывают словосочетания в тетради, приводят примеры. 3
9. Знакомство с алгоритмом Алгоритм определения способов связи в словосочетании

- Воспользовавшись алгоритмом определения способов связи в словосочетании, устно определите способы связи в словосочетаниях распределительного диктанта Учащиеся знакомятся с алгоритмом и определяют способы связи слов в словосочетаниях распределительного диктанта 5
10. Подведение итогов урока - Что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?
- На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?
- Какими бывают словосочетания по видам связи? Предполагаемые ответы:
1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.
2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.
По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.
Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде согласования, управления и примыкания. 2
11. Домашнее задание § 11, упр. 64. Учащиеся записывают домашнее задание 2
12. Рефлексия урока - Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что значит быть счастливым человеком?
- Действительно, быть счастливым – значит быть умным и образованным, поэтому учитесь и будьте счастливы.
Вот настал момент прощанья, Будет краткой моя речь, Говорю я: «До свиданья! До счастливых новых встреч!»
Предполагаемые ответы могут быть разными, но желательный ответ:
- Счастье - быть умным и образованным. 1