Семинар – практикум: «Система развития предпосылок ценностно — смыслового восприятия и понимания произведений искусства детьми дошкольного возраста»


Семинар – практикум:«Система развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства детьми дошкольного возраста» Что такое искусство? 1.Искусство - это вид... 2 . Искусство - это форма….3. Искусство - это способ ... 4. Искусство -это процесс … .   1.Искусство - это вид духовного отражения и освоения действительности. 2 . Искусство - это форма чувственного познания мира.3. Искусство - это способ проявления творческих способностей человека. 4. Искусство - это процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение . Искусство — это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека.   Произведения искусстваСловесныеИзобразительныеМузыкальные Изобразительное искусствоГрафикаЖивописьСкульптураДекоративно-прикладное Художественная литератураЛирикаДрама ЭпосЭпопеяРоманПовестьНовеллаРассказПоэмаБаллада Музыкальное искусствоРоды и видыЖанрыТеатральноеСимфоническоеКамерноеПесняХорал ТанецМарш СимфонияСюита Соната и др. Задачи художественно-эстетического развития детей по направлению изобразительное искусство{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}4 год жизни5 год жизни6 год жизни7 год жизниФормировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию.Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы;Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств выразительности изобразительного искусства.Развивать художественное восприятие, умения последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом;Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности.Активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям).Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.Развивать представления об жанрово-видовом разнообразии искусства, способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, и формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.Развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделья, проектной деятельности. Задачи художественно-эстетического развития детей по направлению художественная литература{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}4 год жизни5 год жизни6 год жизни7 год жизниОбогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.Развивать умения воспринимать текста, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов.Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, небылицы, сказки о животных), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента.Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации.Поддерживать у детей интерес к литературе, обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки).Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).Поддерживать самостоятельность и инициативность детей в художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, пересказывать от лица литературного героя, выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы, загадки, сочинять рассказы и сказки по аналогии со знакомыми текстами, участвовать в театрализованной деятельности, самовыражаясь в процессе создания целостного образа героя.Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи; способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме. Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста; развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значение), развивать литературную речь.Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках.Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений. Задачи художественно-эстетического развития детей по направлению музыкальное искусство{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}4 год жизни5 год жизни6 год жизни7 год жизниВоспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку;Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;Развивать музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки;Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах;Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки;Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.Развивать певческие умения;Стимулировать освоение умений игрового музицирования;Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок;Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке;Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.Развивать умения чистоты интонирования в пении;Помогать осваивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования;Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;Развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности.Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.Задачи художественно-эстетического развития детей (найди ошибку) 6 года5 лет7 лет4 года Требования к искусству, предлагаемому детямИскусство должно быть высокого художественного качества и иметь идейно-воспитательную ценность.Искусство для детей должно быть доступно их восприятию. Слишком сложное искусство вызывает болезненное напряжение детского сознания, приводит к извращенному пониманию образа и нервному утомлению.Только реалистическое искусство с его идейным, правдивым изображением жизни полезно и нужно детям.Искусство для детей должно быть богато и разнообразно по его эмоциональному, смысловому содержанию, а также по его выразительным приемам.Произведения искусства, демонстрируемые детям, должны быть позитивным, жизнерадостными. В них не должно быть места пессимизму, мистике, сентиментальности, а также грубости и жестокости.Искусство для детей должно обладать простотой, ясностью, яркостью изобразительных средств. Оно должно быть правдивым, лишенным фальши, которая портит вкус и характер ребенка.Искусство для детей должно быть выразителем высоких моральных качеств, но это моральное содержание не должно превращаться в морализирование, которое разрушает образ в детском восприятии, снижает его моральное воздействие на ребенка.Подбирая художественный материал, взрослому следует рассчитывать на тот интерес, который оно может вызвать. Интересом в основном определяется и эмоциональное отношение ребенка, и познавательная ценность предлагаемого ему художественного материала . Требования к произведениям ИЗОИзобразительное искусство в воспитании дошкольников выполняет познавательную и воспитательную функции.Познавательная функция позволяет развивать: внутреннюю речь; мыслительную деятельность; изобразительную деятельность; речь; восприятие окружающего мира.Воспитательная функция развивает интерес к живописи; формирует первоначальные основы мировоззрения; активизирует интерес к общественной жизни страны; формирует нравственное сознание; закладывает представление о нравственно-эстетическом идеале. Требования к произведениям ИЗОХудожественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств. Живопись по праву считается одним из главных видов изобразительного искусства. Не все произведения изобразительного искусства воспринимаются дошкольниками одинаково. Радость, восторг вызывают те работы, в которых отношение художника к изображаемой действительности понятно и созвучно детям. Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это — развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах.На первом этапе необходимо постепенно «погружать» детей не в реальный, а в вымышленный мир сказочных персонажей, подобный тому, который они создают в своих играх.На втором этапе дети должны попытаться понять состояние персонажа — его движения и мимику. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает, выходить за пределы окружающей его действительности. Ребенку становится интересным весь мир. Требования к музыкальным произведениям для восприятия детьми дошкольного возрастаРешающую роль в решении задач воспитания детей играет репертуар. Общество стремится сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальное наследие. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большей степени определяет содержание музыкального образования. Содержание образования – это не только знания, умения и навыки, которыми овладевают дети. Оно должно обеспечить выполнение задач музыкального воспитания и развития ребенка в комплексе.Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен соответствовать двум требованиям: художественности и доступности.Репертуар должен включать в себя произведения классической музыки всех эпох (с целью создания в представлении ребенка эталонов красоты).Доступность же рассматривается как доступность содержания музыкальных произведений и доступность для воспроизведения их детьми. Требования к словесному искусствуИскусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. В рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи.Словесное искусство помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного вкуса ребенка. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.   Требования к словесному искусствуЛитература – наиболее доступный и действенный в воспитательном отношении вид искусства. В литературном произведении слово выступает в тесном единстве его образной и понятийной сторон. Именно эта особенность словесного искусства расширяет возможности предмета литературы по сравнению с другими видами искусства.  С помощью художественного слова ребенок:овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой;расширяет свой кругозор;развивает восприятие, мышление, память, воображение и творчество. С какой целью вы будете (не будете) знакомить детей 3-х летнего возраста с произведениями?Музыкальное произведение «Вставай страна огромная».Художественное произведение К. Бальмонт «Снежинка».Рассматривание иллюстрации к произведению В.В. Бианки «Купание медвежат». С какой целью вы будете (не будете) знакомить детей 7-и летнего возраста с произведениями?Музыкальное произведение «Вставай страна огромная».Художественное произведение К. Бальмонт «Снежинка».Художественное произведение В.В. Бианки «Купание медвежат». Назвать произведение искусства (жанр, автор, название)Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Назвать произведение искусства (жанр, автор, название)Старая седая Ласка, ходившая за ним следом, села осторожно против него и насторожила уши. Солнце спускалось за крупный лес, и на свете зари березки, рассыпанные по осиннику, отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми, готовыми лопнуть почками.Из частого леса, где оставался еще снег, чуть слышно текла еще извилистыми узкими ручейками вода. Мелкие птицы щебетали и изредка пролетали с дерева на дерево. Назвать произведение искусства (жанр, автор, название)Я ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный как стон Раздался вдруг.. . и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег, И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил.. . Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек.. . Он застонал, как человек, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой! Назвать произведение искусства (жанр, автор, название)И. Шишкин «Утро в сосновом бору», пейзаж Назвать произведение искусства (жанр, автор, название)Рафаэль «Сикстинская Мадонна», портрет Назвать произведение искусства (жанр, автор, название)С. Дали «Гала», портрет 73456
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Для реализации цели: воспитание эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы какое лучше взять произведение? Для реализации цели: воспитание эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы какое лучше взять произведение? Какие цели можно реализовать через произведения искусства?Врубель «Царевна-Лебедь» Какие цели можно реализовать через произведения искусства?Римский-Корсаков «Сказка о Царе Салтане», отрывок из оперы «Полет Шмеля». Какие цели можно реализовать через произведения искусства?А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане».