Развитие речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства.


Развитие речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства.
Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах. Задача уроков в школе состоит в том, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки. Особую роль в воспитании речевого развития составляет культуроведческий аспект, он будет наиболее действенным, если на уроках русского языка и литературы учащиеся будут знакомиться с разными видами искусства, и прежде всего с живописью. Живопись, как особый вид искусства, знакомит учащихся с действительностью, воспитывает любовь к родной природе, уважение к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Работа по картинам, как один из разнообразных видов работ по развитию речи, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и, постепенно осложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения. Опытом работы по развитию речи детей на основе восприятия произведений изобразительного искусства делиться Гомжина З. А. в журнале НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2009. №7.
Первая группа упражнений предполагает формирование умений определять тему и основную мысль картины, умения различать картины различных тем и жанров. Сюда входят такие упражнения:
1. Рассматривание репродукции картины под музыкальное сопровождение.
2. Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины («Закройте глаза и попробуйте представить себе картину, которую мы рассматривали»).
3. Определение «звучания» картины («Какие звуки можно услышать при рассматривании этой картины?»)
4. «Вхождение» в картину («Чтобы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?»).
5. Определение жанра картины («Определите, что это за картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина. Что позволяет вам сделать такой вывод? Обоснуйте ответ»). Вторая группа упражнений — упражнения, которые способствуют развитию ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства.
Сюда включены следующие упражнения:
1. Сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения (стихотворения, сказки, рассказа) и картины.
2. Сравнение основного настроения картины и музыкального произведения с использованием словаря настроений.
3. Перенос содержания и настроения из одного вида искусства в другой («Нарисуйте красками музыку, которую вы слышите»; «Нарисуйте цветовую гамму пейзажного (лирического) стихотворения»).
4. Сопоставление основной мысли картины с пословицами.
5. Пластическое воплощение детьми (с помощью жестов, позы, мимики, движений) действий, настроения героев литературного произведения, аналогичных героям картины.
Третья группа упражнений направлена на формирование умения выполнять доступный младшим школьникам целостный анализ произведения изобразительного искусства.
В эту группу входят:
1. Объяснение названия картины учащимися. («Как вы думаете, почему картина так называется? Обоснуйте свое мнение».) 2. Придумывание названия картины. («Придумайте свое название для этой картины. Какие особенности картины помогли вам назвать ее именно так?») 3. Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием, их сравнение.
4. Определение изобразительных средств, помогающих созданию настроения. («Как, с помощью каких средств художник сумел выразить такое настроение?»)
5. Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины.
Четвертая группа упражнений — обогащение словаря учащихся. С помощью этих упражнений ученики не только проводят анализ картины, но и создают собственные речевые высказывания.
Используются следующие упражнения:
1. «Прочитайте слова на карточке (художник, живописец, автор картины). Чтобы избежать повтора слов, используйте эти синонимы как в устной речи, в беседе по картине, так и в своих сочинениях. Составьте предложения с этими словами».
2 . «Рассмотрите картину. Какие оттенки желтого цвета вы видите в осенней листве? Подберите к слову желтый близкие по значению слова»; «С помощью каких слов можно подчеркнуть размер и торжественность деревьев, изображенных на картине? Какие синонимы можно подобрать к слову больше?»; «Объясните значение слова простор. Подберите к нему синонимы».
3. Подбор слов по определенным микротемам: «Подберите прилагательные и глаголы, которые помогают описать Серого волка»; «Выберите из предложений слова, раскрывающие образ Аленушки, образ темного леса».
4. Объяснение значений слов с помощью различных приемов: определения, найденного в словаре, развернутого описания, проведения морфемного, словообразовательного или этимологического анализа.
5. Работа со словарем настроений. («Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина?»; «Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?»)
Пятая группа упражнений — упражнения по восприятию и воссозданию текстов, тематически связанных с содержанием картин и посвященных жизни и творчеству художников.
На этом этапе используются творческие, свободные и выборочные диктанты, которые обычно проводятся на заключительном этапе изучения орфографической или грамматической темы. В качестве наглядного материала используется репродукция картины или портрет художника. Они помогают школьникам усваивать слова, необходимые при написании сочинений по картине.
Приведем пример выборочного диктанта. Выпишите из описания картины И.И. Левитана «Март» слова, характеризующие звуки весны. Разделите их на три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. . Звуки весны
На репродукции картины И.И. Левитана «Март» передано состояние весенней природы. Мы можем здесь услышать радостно-тревожные звуки пробуждающейся жизни. Поет звонкая, веселая капель. Тихонько шуршит снег, сползающий с крыши дома, согретого солнцем. На фоне нежно-голубого неба качаются и как бы шепчутся между собой тоненькие деревца.
Вместо выборочного диктанта можно использовать списывание. Свободный диктант представляет собой вид упражнения, сочетающий в себе черты и диктанта, и изложения. При отборе текста для данного вида диктанта следует предусмотреть, чтобы его содержание было эмоциональным, интересным, доступным для понимания младших школьников. Творческий диктант имеет два варианта: с изменением и с дополнением текста. Творческий диктант с использованием картины способствует формированию не только орфографических, но и коммуникативно-речевых умений, являясь подготовительным видом упражнений для написания сочинений. Творческий диктант целесообразно проводить с использованием репродукций картин разных жанров: пейзажей, натюрмортов, батальных, исторических, в зависимости от изучаемой темы и поставленной цели.
Например, работа с репродукцией картины В.Д. Поленова «Московский дворик». После знакомства с картиной и ее рассмотрения дается диктант, целью которого является закрепление знания учащихся об имени прилагательном, повторение правописания безударных окончаний имен прилагательных и способов их проверки.
1. Ученики должны не просто написать под диктовку текст, но и вставить там, где при чтении будут паузы, подходящие прилагательные. Чтобы выполнить это задание, школьники предварительно рассматривают эту картину, выделяют ее основные микротемы, подбирают прилагательные к существительным. На доске появляется запись: солнце — яркое, жгучее, высокое
небо — голубое, прозрачное
день — летний, жаркий
дворик — московский, уютный, тихий
трава — зелёная, яркая
кусты сирени — густые
дома — невысокие, деревянные
церковь — старинная, небольшая ребятишки — маленькие, босоногие лошадёнка — неказистая, лохматая
2. Далее проводится орфографическая подготовка. Ученики объясняют правописание слов, написанных на доске. Особое внимание уделяется правописанию окончаний имен прилагательных, способам их проверки.
3. Учащиеся записывают текст под диктовку. На месте пропущенных прилагательных делаются длительные паузы. Каждое предложение прочитывается дважды. Все имена прилагательные ученики подчеркивают волнистой линией, выделяют в них окончание, определяют их число и падеж.
Московский дворик Перед нами репродукция картины Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик». Начало лета. ... солнце освещает ... дворик. ... трава кажется изумрудной. За ... кустами сирени почти скрыт барский дом. Вдали видны крыши ... домов. Горят на солнце купола ... церкви. Своим сиянием они усиливают ощущение зноя ... дня. Но пейзаж дополнен и другими образами. Идёт с ... ведром женщина. На ... траве играют ... ребятишки. Ждёт своего хозяина ... лошадёнка. Картина привлекает нас чистотой и звучностью цвета, создаёт настроение покоя и тишины.
Словарный диктант представляет собой запись учащимися отдельных слов, диктуемых учителем. Достоинством словарных диктантов является то, что их написание занимает мало времени, способствует включению изучаемых слов в активный словарь детей. Существует несколько вариантов проведения таких диктантов. Остановимся на одном из вариантов. Диктуется развернутое определение, учащиеся записывают одно слово, обозначающее данное понятие, например: • Произведение живописи. (Картина.) • Изображение человека на картине. (Портрет.) • Портрет художника, выполненный им самим. (Автопортрет.) • Создание художественных образов с помощью красок. (Живопись.) • Человек, который пишет картины. (Художник.) • Рисунок к тексту, поясняющий его. (Иллюстрация.) • Набросок к будущей картине, неоконченный рисунок. (Эскиз.)
Этот вид упражнений помогает не только формировать орфографический навык, но и способствует развитию речи и мышления младших школьников. В работе по развитию речи можно использовать игровые способы обучения, занимательные формы подачи материала, опыт личного творчества учащихся.
Художественная викторина Викторина — это игра в ответы на вопросы, объединенные общей темой.
1. Назовите имя и фамилию художника пейзажиста, автора картины «Весна. Большая вода». (Исаак Ильич Левитан.)
2 . Каких художников называют маринистами? Назовите фамилию самого известного русского художника мариниста. (Пейзажистов, рисующих море. Иван Константинович Айвазовский.) 3. Кто был основателем Третьяковской галереи? (Павел Михайлович Третьяков.)
4. Какое животное изобразил И.И. Левитан на картине «Март»? (Лошадь.)
Игра «Оживи картину» Класс делится на группы по 5–6 человек. Каждая группа получает задание: изобразить живую картину по произведениям русских художников.
Игра-поиск «Найди героя по описанию» Игра направлена на развитие умения составлять описание героев и узнавать их по описанию, сделанному другими. Класс делится на две группы. Первая группа получает задание дать описание героя картины, не называя, кто он и из какой картины. Вторая группа получает задание подобрать репродукции картин, с которыми знакомились на уроках. Учащиеся из первой группы читают описание, учащиеся из второй группы должны показать ту картину, о герое которой идет речь в описании. Учащиеся сравнивают описание героев картины с их изображением на репродукции.
Игра «Цепочка» Задача игры — усвоение искусствоведческих терминов. Все учащиеся рассаживаются в круг. В центре на столе раскладываются лицевой стороной вниз карточки с изучаемыми искусствоведческими терминами. На доске — репродукция картины. Учащиеся по очереди вынимают карточки, читают термин и составляют с ним предложение, учитывая особенности рассматриваемого произведения. Каждый следующий участник должен постараться связать свое предложение с предыдущим.
Игра «Я знаю...» Эта игра направлена на проверку знаний учащихся по изобразительному искусству. Быстро, не задумываясь, они должны систематизировать какой-то материал, например: «Я знаю пять художников пейзажистов», «Я знаю три картины В.М. Васнецова» и др.
Игра «Времена года» На доску вывешиваются репродукции пейзажей. Объясняется, что поэт с помощью слова, художник с помощью красок, композитор с помощью звуков могут нарисовать одну и ту же картину. Предлагается послушать музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» и определить, к какой картине и каким строкам подходит эта музыка. Выигрывает тот ученик, который прочтет стихотворный отрывок и покажет картину, созвучную прослушанной музыке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Словарь настроений РАДОСТЬ Чувства: восторг, восхищение, ликование, лёгкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность. Настроение и состояние: хорошее, весёлое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, приятное, лёгкое, лучезарное, лучистое, озарённое, шутливое, насмешливое, ироническое, лукавое, забавное, шаловливое, ликующее, восторженное, счастливое, жизнеутверждающее, оптимистичное, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживлённое.ТАИНСТВЕННОСТЬ Чувства: загадочность, заворожённость, отстранённость, призрачность, затаённость, скрытность, иллюзорность, фантастичность. Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое.
СПОКОЙСТВИЕ Чувства: добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринуждённость, доброжелательность, безыскусность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощённость. Настроение и состояние: спокойное, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, заворожённое, беззаботное, просветлённое.ГРУСТЬ Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление. Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, кроткое, меланхоличное, пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушённое, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое.СТРАХ Чувства: испуг, боязнь, ужас, тревога, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность. Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятённое, тревожное.
ЗЛОСТЬ Чувства: гнев, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость, неукротимость. Настроение и состояние: тяжёлое, язвительное, ехидное, надменное, бешеное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное.УДИВЛЕНИЕ Чувства: изумление, недоумение. Настроение и состояние: чудесное, необычайное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное, исключительное.