Развитие связной речи детей средствами мнемотехники


Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.
Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Преобразование из абстрактных символов в образы.
Пересказ сказки с опорой на символы (образы).
Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему.


Алгоритм заучивания стихотворений и загадок
Прочитать стихотворение или загадку вслух
Выделить в каждой строке ключевое слово.
Представить его в виде символа или рисунка.
Прочитать еще раз используя мнемотаблицуРассказать стихотворение или загадку наизусть.

Благодаря использованию мнемотаблиц и схем –моделей у детей увеличивается круг знаний об окружающим мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов, словарный запас увеличивается, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше можно подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Управление образования г.ШахтерскаМетодический кабинетДОУ№4 «Журавленок»Развитие связной речи детей средствами мнемотехники

Кирган Светлана Александровна Учитель-логопед
Г. Шахтерск
2016
Актуальность
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая из простых предложений речь.
Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Неспособность грамотно и доступно сформулировать высказывание.
Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Нарушение произношения.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомога-тельного фактора мы выделим создание плана высказывания.
Мнемотехника - в переводе с гре-ческого - «искусство запоминания»
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Цель применения мнемотехники:
Изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.
Основные задачи при использовании мнемотехники:
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать стихотворения, пересказывать рассказы.
Воспитывать у детей любовь к народным, авторским сказкам и стихотворениям.

Знакомство с мнемоквадратом –
Мнемоквадрат - это лист бумаги (квадрат), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак.
Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицу.