Конспект открытого урока по познанию мира в 1 классе на тему «Птицы зимой»

Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17»
акимата города Сарани









Открытый урок познания мира в 1 классе на тему
«Птицы зимой»









Учитель: Щенникова В.В.





г. Сарань
Цель: ознакомление учащихся с условиями жизни зимующих птиц.
Задачи:
образовательная – формировать знания детей о зимующих птицах, особенностях их жизни в зимних условиях;
развивающая – обогащать активный словарь детей через диалогическую, монологическую и связную речь;
воспитывающая - воспитывать у детей чувства ответственности за судьбу птиц в зимний период.

1. Психолого-педагогический настрой.
-Ребята, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения и отличной работы на протяжении всего урока.
2Сводка погоды.
-Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы. Какой сейчас по счёту зимний месяц? Что вызнаете об этом месяце? (Январь-году начало, зиме-середина.)
Сообщения синоптика (работа в дневниках наблюдений) состояние неба, температура воздуха, наличие осадков – их вид, ветер.
3.Проверка домашнего задания Составление обобщающей таблицы по теме «Животные зимой» (работа в группах)
- О чём мы беседовали на прошлом уроке познания мира?
Эти знания помогут вам при выполнении следующего задания. Итак, приготовьтесь к работе.(на партах карточки с вариантами ответов)-выберите верные ответы о том, как живут животные зимой.
1 группа.
1)+ Страдают от холода и недоедания.
- Бродят сытые по лесам.
2)+ Белка питается своими запасами.
-Белка питается корой деревьев.
2 группа.
1) –Сытые медведи бродят по лесу.
+Медведи в зимней спячке.
2)+Голодные лисы ловят мышей под снегом, крадут кур.
- Голодные лисы питаются шишками и грибами.
3 группа.
1)+ Ящерицы и змеи спят до весны в траве.
- Ящерицы и змеи перебегают из норки в норку.
2)+Лягушки находятся на дне водоёмов до весны.
-Лягушки питаются насекомыми.
Итог проверки домашнего задания в группах.
( Итак, ребята 3–ёх групп справились с этой работой и показали хорошие знания по изученному материалу)
4.Сообщение темы и цели урока.
-Как повлияла температура воздуха на жизнь и поведение других животных? (птицы улетели в тёплые края)
-Как называют этих птиц? (перелётные)
-Как живётся другим птицам зимой? Как их называют? Почему?
Зимующими мы называем тех птиц, которые остаются с нами зимовать и тех, которые прилетают к нам на зиму.
-Каких зимующих птиц вы знаете? Каких видели рядом с вами в зимнее время?
- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много интересного о жизни зимующих птиц.
4.Работа по теме урока.
а) Игровая ситуация. (1 группа)
(Стук в дверь). В класс заходит ученица в маске сороки.
-Ребята, кто я? Сорока.
- Я трещу, новости разношу. Я и к вам с новостями прилетела, на хвосте их принесла. Беда! Беда! (все птицы слетаются к сороке, звуки птиц.)
Звуковой файл «Голоса птиц»
(Сорока держится за голову)
-Круглый год мы живём у вас. Тяжело нам, птицам, приходится в морозы.
Еду ухитряемся добывать даже в очень снежные зимы. С утра до вечера ищем себе пропитание. Пуховые тёплые перьевые шубки защищают нас от холодов, но не от голода. Особенно трудно молодым птицам.
В суровые зимы из 10-ти молодых сорок за зиму выживает только 1.
(Снегирь встрепенулся.)
-А я снегирём зовусь.
Слайд №1.Снегирь.
У меня ярко-красная грудь. Обитаем мы, снегири, в лесах, а зимой мы часто появляемся в сёлах и городах. Зимой кормимся мы семенами клёна, сирени, поедаем семена трав. Особенно любим рябину и дичку.
(синица с сожалением)
- А я синица.
Слайд №2.Синица.
Мы, синицы, остаёмся зимовать. Мы поедаем столько корма, сколько весим сами. Многие из нас осенью и зимой заготавливают корм про запас.
Сорока. - Ребята, а вы знаете, что синицы лечат деревья? Они спасают их от вредных насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев.
Ворона.
Слайд №3.Ворона.
Мы, вороны, обитаем в городах, собираемся огромными шумными стаями и кормимся на свалках. Едим всё.
Сорока. Ребята, а вы знаете, что вороны приносят пользу - они истребляют вредных грызунов, жуков вредителей зимних посевов.
Ворона. Мы редко приближаемся к человеческому жилью, так как мы дикие птицы лесных просторов. Мы живём парами. Питаемся остатками животных, которых загрызают крупные звери.
Сорока кладёт крыло на плечо дятла, обращаясь со словами:
-Что это за птица, ребята?
Слайд №4.Дятел.
Дятел.
-Мы, дятлы, имеем пёструю окраску, хорошо лазаем по деревьям. Клюв у нас прямой и острый.
Сорока. - Ребята, как называют дятла? Да, его называют – санитаром леса. Он, как настоящий врач, выслушивает дерево и находит вредителя, долбит отверстие и уничтожает вредителя леса.
Дятел. Но и нам, дятлам, зимой трудно прокормиться, приходится питаться и хвойными шишками.
Клест. Слайд №5.
Сорока. - Ребята, ну-ка посмотрите на эту птицу. Какой у неё клюв. Гляньте, как он на крючок похож.
Клёст. Да, нос-то на крючок похож. Но становится он таким когда птица становится взрослой и сама вытаскивает семена из крепких шишек. Мы клесты, вьём гнёзда в густых ветках на вершине ели.
Сорока. – Ребята, клесты выводят своих птенцов в самые лютые зимние морозы, а согревает живая печка – мама, а корм доставляет отец.
-А чем вы питаетесь?
Клёст: За один зимний день взрослая птица должна вытащить из шишки несколько тысяч еловых семечек для себя и для птенцов.
(Все птицы садятся на свои места, снимают маски.)
5. Физминутка про птиц.
Ребята, давайте с вами отдохнём. Представьте, что вы птицы.
Птицы летят,
(Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку).)
Крыльями шумят.
(Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.)
Прогнулись над землей,
Качают головой.
(Поворот головы.)
Прямо и гордо умеют держаться.
(Выпрямиться, руки за спину – проверить осанку, пауза 3-4 с.)
И очень бесшумно
(Руки вниз – потянуться вверх.)
На место садятся.
(Сесть на место, держаться прямо.)
Учитель.-Ребята, трудно зимовать птицам.
(чтение учеником стихотворения)
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досточку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Учитель.
-О какой столовой для птиц идёт речь в стихотворении?
Существует много разных видов кормушек. Например, кормушка-лоток и кормушка-домик.
Слайд №6Кормушки.
Кормушка-лоток Кормушка-домик




-Чем отличаются эти кормушки? Как вы считаете, какая из них лучше и почему?
(с крышей, меньше будет снега на корме)
-А кто из вас вешал кормушку для птиц? Какую? А как надо прикреплять кормушку к дереву? (Верёвкой привязать к ветке дерева, не прибивать гвоздями) (показ кормушек, которые изготовили родители) Какой корм сыпали для птиц?
Правила кормления птиц:
1) во время подкормки не сорите, не оставляйте на улице полиэтиленовые пакеты, коробки,
2) подкармливайте птиц в одно и тоже время, птицы будут прилетать к этому времени,
3) кормите птиц ежедневно, нельзя подкармливать от случая к случаю, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить,
4) корма кладите немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
-Ребята, заботясь о птицах, мы заботимся о природе.
6.Закрепление.
а) Работа по учебнику с 83- 85 (чтение по ролям-2 группа.)
Учитель:- Ребята, сейчас вы узнаете о жизни других зимующих птиц. Дети 2 группы подготовили чтение по ролям.
б) Проверка первичного восприятия материала.
-Какие птицы круглый год с нами?
-Каким птицам не страшны зима и голод и почему?
в) Тесты на закрепление нового материала(работа в группах)
-А сейчас я хочу узнать, какие вы были внимательные на уроке. На парте у вас тестовые задания. Я читаю вопрос, а вы обсуждаете группой, ищите правильный ответ и показываете свою готовность.
1. Как называется данная группа птиц: воробьи, сороки, вороны, голуби?
А) домашние
Б) оседлые
В) перелётные
2.Чего больше всего боятся птицы зимой?
А) мороза
Б) голода
В) зверей
3.Какие птицы выводят птенцов в лютые морозы?
А) снегири
Б) клесты
В) дятлы
- Какой вопрос вызвал у вас затруднение?
7.Выставка книг «Птицы – наши друзья»(3 группа детей рекомендуют одноклассникам книги)
8.Д/З: с 83-85 пересказ + по группам:
1 группа: подготовить сообщения про других зимующих птиц,
2 группа: подготовить пересказ прочитанной книги о птицах,
3 группа подобрать загадки о зимующих птицах.
9. Итог урока. Рефлексия.
а) самооценка по карте достижений в группах.
б) оценка учителя.
- Ребята, я согласна с оценкой вашей работы - 1 группа, как настоящие артисты, познакомили вас с жизнью птиц зимой.(Оценка)
-2 группа работала с библиотекарем школы, Н.А.Тер. Ребята смогли заинтересовать вас книгами о зимующих птицах. (оценка)
-Ребята 3-ей группы отлично справились с чтением текста по ролям.
Закончить я хочу стихами К.Мухаммади
Слайды «Фото птиц»
Сугробами засыпаны
Дома, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать,
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей,
Ворона, голубь, воробей,

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошек на снегу,
А то и манной кашки...
И оживут бедняжки.

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»














15