Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме Птицы зимой


Урок окружающего мира в 1 «А» классе
Учитель Деева Е.Н.
Тема: Птицы зимой
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:Первоклассники научатся различать птиц перелетных и зимующих в наших краях,узнают, как правильно сделать кормушку и подбирать корм для птиц.ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить детей с птицами, которые остаются зимовать в нашей местности.Научить делать кормушки для птиц и чем кормить птиц; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.ЗАДАЧИ УРОКА:Развивающие.Развивать коммуникативные умения при работе в парах, используя представленную информацию для получения новых знаний.Способствовать расширению кругозора, обогащать словарный запас учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами.Обучающие.Познакомить с зимующими птицами своей местности. Учить, как правильно подкармливать птиц зимой. Научить использовать кормушки.Воспитывающие.Воспитывать любовь к природе и окружающему миру, испытывать радость от сознания, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
Ход урока:
Организационный момент. Слайд №1.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И учиться начинаем.
2.Тренинг-настрой на урок.
Начнем урок с разговора о здоровье. Хорошее настроение, радость, улыбка помогают нам жить, учиться и справляться с трудностями, быть здоровым. Улыбнитесь друг другу, повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь, подарите им улыбку. Поделитесь своим хорошим настроением.
Я желаю вам успеха на уроке. Слайд №2
3.. Посмотрите на экран. (Слайд 3) - времена года
- Назовите одним выражением, что видите на картинах?
- Какое время года вам больше нравится? Почему?
Ответы детей
- Природа прекрасна во все времена года. Нам предстоит на уроках окружающего мира раскрывать её загадки.
- В природе есть законы, по которым происходят разные явления, какие-то изменения в окружающем нас мире, чудесные превращения.
Посмотрите на экран, какой закон нарушен здесь?
- Восстановим порядок.
(На слайде№ 8 появляется правильный порядок времён года)
- Какое время года идёт сейчас? Зима – сказочное время года. Многие художники, писатели, музыканты воспевали в своих произведениях её величие (великолепие)ослепительную чистоту, богатство, силу…
Зима как хорошая хозяйка пришла на землю, навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора.
- Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О животных зимой.)- О какой группе животных пойдёт речь? Угадайте: кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы.)
Формулировка темы урока. Слайд №9 «Птицы зимой»
Какие задачи поставим?
Выяснить, какие … птицы, питание
Выяснить, как помочь …
Сегодня на уроке наш разговор пойдет о птицах, которые остаются с нами зимовать, какое питание полезно для них, как помочь птицам в это трудное время. 
А помните  ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?Давайте поиграем. Игра: “Да-Нет”.
Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц.
Методика проведения: учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.
- Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет, то – руки за спину.
Тело покрыто шерстью.Тело покрыто перьями (+)Есть зубыЕсть клюв (+)Крылья заменяют передние конечности (+)Отыскивают птицу с помощью клюва и лап (+)Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвостЭти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+).
- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”.
Делается вывод, что есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие птицы. Слайд №11
Назовите перелетных птиц
5. А сейчас мы послушаем разговор двух птичек.
Слайд №12 с изображением ласточки и скворца.
- Узнали этих птиц? Назовите.
(Инсценировка “Разговор двух перелетных птиц”) 
Скворец. Что ты такая печальная, ласточка?
Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а кто–то пухленький серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Они улетают до наступления холодов.)
Постановка проблемы.
Попробуем выяснить, почему одних птиц называют перелетными, а других зимующими.
- Выясним, почему некоторые птицы улетают. Найдите причину, почему улетают птицы, рассмотрите фотографии на слайде.
Слайды №12, №13, №14 :1) птицы с насекомым в клюве, летний лес, осенний лес, зимний лес.
2)птицы, поле осенью, колосья пшеницы, зимнее поле.
3)водоплавающая птица, рыба, водоём летом, застывший водоём.
Дети высказывают свои мнения.
- Подумайте, какие птицы улетают первыми? Почему?
- Какие птицы улетают потом? Почему?
- Какие птицы улетают последними? Почему?
- Птичья дорога полна опасностей. Очень много птиц погибает в дороге. Только самые сильные и выносливые долетают до тёплых краёв.
- Поговорим о зимующих птицах.
Каких зимующих птиц вы знаете? Попробуйте узнать их в загадках
1.Я весь день ловлю жуков,Ем букашек, червяков.В тёплый край  не улетаю,Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не       робей! Я бывалый…(воробей)    
2.Все время стучитДеревья долбит.Но их не калечит,А только лечит. (Дятел)
3.Поползень
4. Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Её нежнейшее оперение имеет дымчато-розовую окраску, а темный хвостик заканчивается широкой желтой полоской.
Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать, свистеть". Песня свиристеля — нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно-негаданно как свистнет!.. Но не от испуга, нет. Бояться ей совсем некого, привыкла она к людям, подпускает их совсем близко, разрешает полюбоваться собой.
Снегирь питаются ягодой
Клест
Сойка Обитают сойки в лесах разного типа, но чаще в смешанных и широколиственных. Питаются преимущественно насекомыми, мелкими животными, а также желудями и орешками бука (в период их созревания). Запасая желуди и буковые орешки впрок, сойки создают свои кладовые. Птицы прячут их под опавшую листву, в мох, под отставшую кору деревьев, при этом нередко забывают о. своих тайниках. В результате желуди благополучно прорастают, давая начало новым дубовым рощицам. Таким образом сойки способствуют распространению дубов и других ценных деревьев
Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи.
- Чем же питаются птицы зимой? Узнаем из хрестоматии (стр. 19).
- Проверим. О каких птицах вы узнали? (Слайд 9) Что они делают?
Работа в группах по карточкам
Соедините линиями рисунки птиц с рисунками их кладовых
Какие птицы питаются семенами трав, деревьев, кустарников?
Поползень, снегирь, тетерев, рябчик, свиристель
Какие птицы питаются насекомыми?
Дятел, вертишейка, поползень, сойка
Какие птицы питаются мышами и мелкими зверьками?
Совы, сойка
Проверка: выступление групп
Поставьте себе оценку, как ваша группа справилась с заданием
Назовите – семеноядных, насекомоядных, плотоядных(хищных)
Как выдумаете, каких птиц больше? Почему?
Обитают ли в наших краях эти птицы? Если да, то заштрихуйте кружок .
9. Инсценировка “Дятел и клёст”
Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.
Материал для учителя
Клест
(Loxira, см. табл. Певчие птицы) — род птиц из семейства вьюрковых, отличающийся главным образом своеобразным строением клюва; клюв толстый и сильный, обе половинки его более или менее сильно загнуты и искривлены в стороны, так что кончики их перекрещиваются, причем кончик верхней половинки может быть загнут в ту или другую сторону (вправо или влево). Питаются они главным образом семенами хвойных деревьев и лишь в крайнем случае едят семена некоторых лиственных деревьев и маслянистые семена, кроме того, они едят насекомых, особенно тлей. Для вскрытия шишек им и служит перекрещенный сильный клюв; при этом они или прицепляются к висящей шишке вниз головой, или кладут ее на ветвь и придерживают лапами; кончиком клюва они сначала разрывают широкие чешуйки шишек, а затем всовывают под них клюв и, приподнимая чешуйки, боковым движением головы достают семена, которые очищают затем в клюве от крылатки и оболочки. В наших лесах есть много удивительных птиц. Давайте послушаем разговор дятла и клеста.
Дятел: Что ты клёст кричишь? Обидел тебя кто-то?Клёст: Да нет, я просто радуюсь!Дятел: Нашёл время радоваться!Клёст: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и такие хорошенькие!Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!Клёст: Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха - мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело. Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой?
(Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.)Как вы думаете, водятся ли в наших лесах клесты? Почему? (много хвойных деревьев)
В старину о зимущих птицах говорили, что они остаются зимогорить. Чувствуете в этом слове спрятались два слова - …? Почему? С наступлением холодов птицам становится очень трудно добывать и искать себе корм. Не успела наесться за короткий световой день – и синичка уже не доживет до рассвета. Печальная статистика – только одна-две из 10 оставшихся на зимовку птиц переживает это суровое время года и встречает весну. Чтобы поддержать температуру тела выжить, им с самого раннего утра нужен корм.
Почему мы так много говорим о птицах? (Птицы – наши друзья, они защищают поля и леса от вредных насекомых, радуют нас своим пением и красотой, мы должны помочь им перезимовать, подкармливать).
Что вы можете сделать, чтобы помочь птицам выжить?
Послушаем разговор ещё двух птичек Инсценировка “Сороки-тараторки”. Слайд № 21 с изображением 2 сорок
Сорока1: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята сделали птицам кормушки, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалуются.Сорока2: А как им не жаловаться? Семечки и конопля не давлены. Клюв сломаешь, пока раскусишь.Сорока1: А воробей вчера целый день корм раскапывал, надо было навес сделать.Сорока2: А у синиц от солёного сала животы разболелись.Сорока1: А кто-то сделал кормушку без бортиков, корм весь и сдуло. 
- Как видите, мало сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц ?  Семена нужно подавить скалочкой. Необходимо знать, какие продуты нельзя давать птицам, чтобы не погубить их
Практическая работа. Работа в 6 группах:
Слайд №22
У каждая группы на столе лежат  наборы: семена арбуза, тыквы, подсолнуха, кусочки хлеба, овес, овсяная крупа, ягоды рябины, черемухи, кусочки сала и т.д.Задание: “Составить меню для птиц”. У каждой  группы своя птица. Птицы: снегири, свиристели, синицы, воробьи, поползни, дятлыОбсуждение результатов выбора, от каждой группы выступает 1 представитель. Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием.
Оцените работу группы: выделите смайлик на оценочном листе.
Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая подкормочные площадки и кормушки. Но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить.Материал для учителя:Что бы птицы заказали себе на обед?Подсолнечник — особенно мелкий, но не жареный, — лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьев. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.Овёс или овсяная крупа — охотно съедят воробьи, чечётки и синицы.Конопля — универсальный корм для всех птиц. Перед засыпкой семена надо помять.Просо и пшено — любят воробьи, свиристели, овсянки.Арбузные и дынные семечки — любят синицы, поползни и дятлы.Кедровые орешки — лакомство для поползней и дятлов.Ягоды рябины, бузины, черемухи — любят снегири и свиристели.Хлебные крошки — порадуют всех птиц.Из всего перечисленного вы можете выбрать любое «блюдо» длянаших пернатых друзей и положить его в кормушку.
Подведение итога урока. Рефлексия.
- Ребята, вам понравился урок. Расскажите, что вам понравилось, что узнали нового, что вас поразило, чем заинтересовались и т. д.
Слайд №23 - кластер - Благодарю вас за работу!