Интегрированный урок математики и познания мира в 1 классе на тему Решение обратных задач. Птицы-наши друзья

Интегрированный урок математики и познания мира в 1 классе.

Тема урока: Решение обратных задач. Птицы – наши друзья.
Цель урока:
повторение и обобщение знаний детей о жизни птиц в зимний период, закрепление умений решать и составлять обратные задачи.
Задачи урока:
систематизировать знания детей о жизни птиц в зимний период;
формировать умение составлять и решать обратные задачи;
развивать вычислительные навыки, умение ориентироваться в учебном материале;
закреплять знания детей о геометрических фигурах;
создавать условия для воспитания в детях уважительного отношения к природе и ее обитателям, желание беречь и приумножать богатства природы.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, игровой, проблемный.
Формы: коллективная, работа в парах.
Оборудование:
изображения птиц;
карточки с примерами и цифрами;
геометрические фигуры;
карточки с записью условий задач;
фонограмма голосов птиц;
изображение ветки дерева с кормушкой.

Психологический настрой.
Улыбнитесь, пожалуйста, мне!
Так, как вы еще не улыбались.
Чтоб, как солнце яркое в окне,
Радость в моем сердце расплескалась!

Организационный момент.
- Кого называют друзьями леса?
- Почему люди радуются, когда в садах поселяются птицы?
- А мы можем сказать, что птицы – наши друзья? Почему?
- Как мы должны относиться к друзьям?
- Я вам предлагаю сегодня наш урок посвятить птицам. Вы согласны?
Пусть нам многое незнакомо,
Но неспешно мы все узнаем.
А сегодня помогут нам птицы,
Мы их на урок позовем.

Актуализация знаний.
(звучит фонограмма птичьих голосов).
- Вам знакома эта музыка?
- О чем они, интересно, поют?
- Человек всегда хотел быть похожим на птицу. Не имея своих крыльев, человек придумал самолет. Придумал музыкальные инструменты, которые могли петь, как птицы.
Человек всегда хотел знать больше о жизни птиц. Есть специальная наука о птицах – орнитология, а людей, изучающих птиц, называют орнитологами.
- А что вы знаете о птицах?
Работа по вопросам:
- Кто такие птицы?
- Все ли птицы летают?
- А какие не летают?
- Чем питаются птицы?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Какая птица не высиживает яйца, а подбрасывает их другим?
- Назовите самую маленькую птичку. Чем она питается?
- А какая птица самая большая?
- Мы знаем очень много птиц. Могут ли все эти птицы собраться вместе зимой? (Нет.) Почему?

Устный счет.
- Давайте мы сейчас определим группу зимующих и перелетных птиц на устном счете.
На доске записаны примеры в два столбика:
7+3 10-5
4+2 6+1
1+2 3-1
9-1 8-4
5-4 7+2
К каждому примеру найти правильный ответ на карточке с изображением птицы:
10 – воробей, 1 – сорока, 2 – лебедь, 3 – снегирь, 4 – скворец, 5 – ласточка,
6 – синица, 7 – аист, 8 – ворона, 9 – фламинго.
Проверка: если пример решен правильно – дети машут руками, как крыльями; если пример решен неправильно – птица не полетит.
- Как назвать птиц в первом столбике? Во втором?

Обобщение знаний о птицах – перелетных и зимующих.
- Почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
- Почему другие птицы улетают на зиму в теплые края?
- Почему же они не остаются в теплых краях навсегда?

Птицы весной пролетали над пальмами.
Пальма в раздумье качала главой.
Чем привлекает их север печальный?
Чем им не нравится юг золотой?
Вечно цветущий, ликующий юг,
Южное солнце не прячется в тучи.
Нет ни морозов, ни гибельных вьюг!
Чем же влечет их?
А в небе высоком
Путниц отважных звучат голоса:
«В крае далеком, в крае ненастном
Родина наша, родные леса!»

Работа над задачами.
- Перелетным птицам еще рано возвращаться домой, а вот зимующим птицам приходится в эти дни очень трудно. Как вы можете помочь птицам?
- К вам на кормушку прилетели 3 воробья, а синичек на 2 больше.
- Является ли это задание задачей? Почему?
- Превратите в задачу.
- Запишем кратко условие задачи и вопрос в тетради:
В. – 3
С. - ? на 2 б.
- Как узнать количество синичек?
- Почему будем прибавлять?
- Запишем решение задачи и ответ:
3+2=5 Ответ: 5 синичек.
- А теперь давайте составим обратную задачу. Что нужно сделать в обратной задаче?

Создание проблемной ситуации.
- Я записала 2 варианта краткой записи обратной задачи. Выберите правильный и объясните свой выбор.
1) С. – 5 2) С. – 5
В. - ? на 2 б. В. - ? на 2 м.
- Запишите кратко условие и вопрос задачи.
- Как узнать количество воробьев?
- Почему будем вычитать?
- Запишем решение задачи и ответ:
5-2=3 Ответ: 3 воробья.

Физминутка «Птицы».
Руки в крылья превратим
И быстрее полетим.
Полетели над полями,
Полетели над лесами,
Прилетели и тихонько сели.

Самостоятельная работа.
- Вы правильно сказали, что зимующим птицам нужно помогать – устраивать для них кормушки. Они обязательно отблагодарят вас за это своим веселым пением. Но птицы никогда не будут сидеть и ждать помощи, они привыкли жить и добывать пищу самостоятельно.
- Чем питаются птицы в зимнее время?
- Вот и мы сейчас будем работать самостоятельно. Покажите, что вы тоже умеете сами добывать, только не пищу, а знания.

Работа в парах.
На доске дана задача – краткая запись условия и вопроса. Каждой паре дается карточка с такой же записью.
«На дереве сидело 6 сорок, а ворон на 3 меньше. Сколько ворон сидело на ветке?»
С. – 6
В. - ? на 3 м.
Задание: решить задачу, записать ответ и составить обратную задачу.
Проверка: к первой задаче на доске дается правильное решение. Дети сверяют свои записи – если задача решена правильно, ставят отметку «5». К обратной задаче предлагается два варианта – правильный и неправильный. Необходимо выбрать правильный, объяснить выбор, сверить со своей записью – если решена правильно, ставят отметку «5». В случае неправильного решения – отметка не ставится.

Обобщение знаний о задачах.
- Сейчас мы решали задачу о воронах и сороках. Что интересного вы знаете об этих птицах? Верно, они очень шумные, суетливые. Они так разгалделись, что немного запутали меня. Я хотела вам показать карточки с задачами и рассказать, о чём спрашивается в этих задачах. Боюсь, что после ворон и сорок я могу ошибиться. Помогите мне разобраться в этих карточках.








шена правильно, ставят отметку "р, сверить со своей записью - если й,ом счете.
и составлять обратные задачи. богатства природы
Дятел – 7 жучков
Снегирь – 3 жучка
Дятел – 7 жучков
Снегирь - ? на 4 м.
Дятел – 7 жучков
Снегирь – 3 жучка на ? мен.

- К нам из леса прилетали дятел и снегирь, чтобы похвастаться своей добычей. Я составила задачи об этом, но могу ошибиться в своем рассказе. Составьте условие и вопрос к каждой задаче.
- К какой задаче вы смогли бы составить обратную задачу?

Работа с геометрическим материалом.
- Мир птиц очень разнообразен и красив. На нашей планете проживают около 8500 видов птиц. И живут они во всех уголках Земли.
(показать иллюстрации с изображением различных видов птиц)
- Я вам предлагаю придумать свою птицу, но непростую, а математическую. Птицу мы сделаем из геометрических фигур.

Работа в парах.
Детям дается конверт с геометрическими фигурами. Дети перечисляют данные фигуры. Затем у себя на столе складывают фигурку птицы и наклеивают на лист бумаги. Готовые фигурки прикрепляют на доску.

Игра «Птицы».
- Когда птички сыты, они любят устраивать веселые игры. Я вам тоже предлагаю сыграть в игру с птичками. Я называю только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а что-то или кто-то другой, дайте мне знать – хлопните в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Мухи и стрижи ( неправильно – мухи)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны ( неправильно – макароны )
Прилетели птицы:
Голуби, куницы ( неправильно – куницы ).
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Совы и лягушки ( неправильно – лягушки ).
Прилетели птицы:
Цапли, пеликаны,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке.

Рефлексия.
- Я вас просила к сегодняшнему уроку приготовить рисунок зимующей птички и написать на обратной стороне своё мнение о птицах. Давайте мы сейчас с вами составим картину о птицах. Каждый посадит свою птичку на кормушку и прочитает то, что он написал.
(на доске вывешен плакат с изображением ветки дерева с висящей на ней кормушкой; дети прикрепляют на неё своих птичек)

Итог.
- Как красива наша Земля от того, что на ней живут такие замечательные птицы. Давайте ещё раз послушаем музыку птиц. (звучит фонограмма пения птиц).
- Природу и всё живое на Земле нужно любить и беречь, и тогда жизнь на нашей планете будет продолжаться бесконечно!
- Вам было интересно на уроке?
- Какое у вас сейчас настроение? Покажите на своих лицах своё настроение. Пусть такое хорошее настроение будет у вас всегда.