Познание мира Как животные размножаются?


Учитель: Головачёва В. С. Урок: Познание мира Тема: Как животные размножаются?
Оригами.
Складывание из бумаги фигурок животных.
Цель: Обобщить представления учащихся о способах размножения различных животных.
Задачи:
Определить способы размножения различных животных.
Составить схему последовательности появления и роста животных.
Учить складывать из бумаги фигурки животных.
Развивать интерес учащихся к предмету.
Воспитывать любовь к природе, заботу о животных.
Оборудование: интерактивная доска, аудиозапись «Голоса птиц», учебники, цветная бумага, ножницы, клей, заготовка для панно «Наши друзья – животные».
Ход урока:
Организационный момент.
Психологический настрой. Слайд № 1
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Проверка домашнего задания. Слайд № 2
Музыкальный фон «Голоса птиц»
Отгадайте, кто это! (Слайд № 3) Эти животные имеют две ноги, два крыла, перья и клюв. Приведите примеры этих животных.
Почему у воробья маленький острый клюв? (Слайд № 4).
Как называются птицы, которые охотятся и питаются другими животными? (хищные) Слайд № 5.
Беркут – самый крупный орёл, размах крыльев больше двух метров. Вес до 6 кг. Беркут – прекрасный охотник. Его основная добыча – сурки, зайцы, суслики, а также птицы. Питается он и падалью. Люди приручают этих птиц и охотятся с ними на зайцев, лис. Беркут сильная и красивая птица. Один из символов нашей страны.
Степной орёл – чуть меньше беркута, размах крыльев до двух метров. Вес до 3 кг. Основной пищей служат суслики. Откладывает от 1 до 3 яиц. Птенцов кормят оба родителя.
Совы – их называют пернатыми кошками. Совы имеют способность бесшумно летать, видеть в темноте, имеют острый слух, быструю реакцию. Охотятся на крупных насекомых, птиц, зайцев, в основном на мышей.
Удобно ли пеликану клевать зёрна? (Слайд № 6). Почему. Клюв до 45 см. нижняя часть его снабжена кожистым мешком, который может сильно растягиваться. Питается рыбой, которую захватывает, как черпаком.
Слайд № 7
Вывод о видах клюва птиц: строение клюва птиц связано с их питанием.
У хищников клюв короткий, прочный, загнутый крючком. Таким клювом хищник отрывает куски мяса у добычи.
У зерноядных птиц клюв короткий и толстый. (Питание семенами и другим грубым растительным кормом).
У насекомоядных птиц клюв тонкий (мухоловки, пеночки).
У водоплавающих птиц клюв широкий, слегка плоский.
Актуализация знаний. Слайд № 8
В какое время года возвращаются перелётные птицы домой? Что особенного происходит у птиц в это время? Заботятся ли птицы о своих птенцах?
Сообщение темы урока. Слайд № 9
Сегодня на уроке вы узнаете, как разные животные размножаются и заботятся о своём потомстве.
Работа над темой урока.
Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьёзные и умные,
Смешные беззаботные.
Зовут же их … (животные).
На какие группы делятся все животные? Слайд № 10. Составление кластера.
Игра «Угадай, кто я?»
Они вскармливают своих детёнышей молоком (млекопитающие). Назовите этих животных.
Загадка.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
Могут жить на суше и на воде. (земноводные – лягушка, жаба).
Имеет чешую, плавники, живут в воде, дышат жабрами. Кто это? (Рыбы).
Имеют шесть ног, насечки на теле (насекомые).
Тело покрыто роговыми чешуйками или панцирем (пресмыкающиеся – черепахи, змеи, крокодилы).
Рыбы Птицы Млекопитающие
ЖИВОТНЫЕ
Насекомые Земноводные Пресмыкающиеся
Работа в группах Слайд № 11.
Рассмотреть рисунки животных, определить к какой группе относятся эти животные. Назовите лишнее животное.
Физминутка. Слайд № 12.
Раз прыжок, и два – присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся
Любят сладко потянуться
Обязательно зевнуть,
Ловко хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый
Широко разводит лапы.
То одну, то обе вместе
Долго тянутся на месте.
А кому зарядки мало
Начинайте всё сначала.
Учитель: Весной у многих животных появляются детёныши. Послушайте сообщение о животных и их жизни весной.
У зайчихи появляются детёныши Слайд № 13. Зайчата рождаются зрячими, пушистыми. Мама накормила их молоком и ускакала; больше она к ним не придёт, чтобы своим запахом не привлекать к зайчатам врагов. Зайчата сидят под кустом притихшие, никуда не уходят. Мимо них проскачет другая зайчиха, остановится и накормит их молоком. Молоко жирное и очень сытное. Зайчата ещё несколько дней будут сидеть на одном месте, а потом сами начнут, есть молодую траву. Вот какие самостоятельные зайчата!
В глубокой тёмной норе у лисицы (Слайд № 15) появляются лисята. Когда они чуть подрастут, она вынесет их на солнышко, и они будут играть, лаять, как собачки.
У белки (Слайд № 14) рождается 3-5 бельчат. Они слепые, беспомощные и только через месяц начинают видеть.
К какой группе относятся эти животные (млекопитающие).
Есть млекопитающие, которые откладывают яйца, а не рождают живых детёнышей.
Это утконос (слайд № 16). Он откладывает яйца, а кормит своих детёнышей молоком.
Чьи детёныши выводятся из яйца? (птицы).
Все ли птицы заботятся о своих детёнышах? Почему кукушки плохие мамы? (слайд № 17). А какие ещё животные откладывают яйца? (ящерица, крокодил, черепаха, змея). Слайд № 18.
Все пресмыкающиеся откладывают яйца и прячут их. Больше всех откладывает яиц морская черепаха до 400 штук. Черепахи закапывают яйца в песок, крокодилы, змеи, ящерицы – в землю, в кучи лесного мусора, в опавшие листья. Они это делают для того, чтобы солнце лучше согревало яйца, так как сами их не высижывают.
Живородящие – гадюка.

Что общего в размножении рыб и земноводных (икра) (Слайд № 19, 20). Расскажите о размножении рыб и лягушек.
Рыбы мечут икру, из которой появляются мальки. Рыбы мечут огромное количество икринок. Например, щука мечет около миллиона икринок. Большинство рыб не заботятся об икре. Икринки сами прилипают на водоросли, камни. А вот акулы не мечут икру. У них рождаются живые детёныши.
Лягушки и жабы тоже мечут икру, из которой появляются головастики. Лягушки не заботятся о своём потомстве.
Работа по учебнику страница 99 Слайд № 21

Пометки карандашом в учебнике:
Что нового узнали из текста?
Беседа по содержанию прочитанного. Слайд № 22
Почему у многих животных детёныши появляются на свет весной?
Что общего в размножении птиц, ящериц, змей?
Назовите животных, которые не заботятся о своём потомстве.
Проблемный вопрос темы: Слайд № 23). Почему в период размножения запрещена охота?
Игра «Назови детёнышей животных» (слайды животных с их детёнышами). Слайды №№ 24-32.
Коллективная работа. Оригами.
Составление панно: «Наши друзья – животные». Слайд № 33.
1 группа – звери (лиса, волк).
2 группа – птицы (ворона).
3 группа – насекомые (бабочка).
Наклеивание готовых фигурок на панно.
Рефлексия. Слайд № 34.
Понравился ли урок?
Что ещё хотели бы узнать?
Закончить урок мне бы хотелось такими словами:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Домашнее задание Слайд № 35.
Нарисовать любое животное с детёнышем и рассказать о нём.
Итог Слайд № 36.
Молодцы!!!