Интегрированный урок математики и окружающего мира в 1 классе Числа 1-10, Жизнь животных зимой


Интегрированный урок математики и окружающего мира в 1-м классе
Тема: "Числа 1-10 "
"Жизнь животных зимой"
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
1.Образовательные:
- закрепление знания о нумерации чисел в пределах 10, о сложении и вычитании в пределах 10;
- формирование умения анализировать арифметические задачи, составлять по рисунку, решать их;
- формирование навыка каллиграфического письма.
2.Развивающие:
- развитие познавательной активности учащихся;
- развитие мелкой моторики кистей рук;
- развитие наблюдательности;
- развитие потребности в познании окружающего мира.
3.Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природе и животным;
- воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия::развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций;
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия:
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия:
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (конверты со счётным материалом), листы с примерами (для групповой работы), веер цифр, «светофоры».
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушаем,
Запоминаем.
Ни минутки не теряем.
(слайд 1)
2. Сообщение темы и целей урока
Начинается новый урок.
- Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать?
-Какие цели мы поставим перед собой?
Для чего нам нужна цель?
Ну, что, начнём?
Мы готовы считать и задачки решать?
-Работаем быстро, ответы даём полные, чёткие, отвечать не боимся, потому что не
ошибается только тот, кто не думает.
3. Устный счет
– Ребята, какое сейчас время года?   Назовите зимние месяцы по порядку?
Я вас приглашаю на прогулку по зимнему лесу.
(слайд 2)
Представьте себе, что мы с вами подходим к лесу. Чувствуете, как пахнет морозом, свежестью. Сделайте носом вдох, ртом выдох. Зимой нужно дышать носом, чтобы не простудить горлышко.
а) Посмотрите, какой необычный красивый зимний лес.  
(слайд 3)
Чтобы в него войти, мы должны показать хозяину леса, что мы умеем.
Установите закономерность и продолжите  ряд чисел:
(слайд 4)
2, 4, 6, ... ,... ,...  10, 8, 6,… ,…
– Как расположены числа первого ряда? ...второго?
б) Работа по числовому ряду: в тетради (математический диктант)
Запишите число, которое стоит в числовом ряду за числом 5
Какое число стоит слева от числа 4
….на 2 больше числа 6
…первое слаг. 4, второе 3 Чему равно значение суммы?
Уменьшаемое 9, вычитаемое 3. Чему равно значение разности?
(взаимопроверка)
6 3 8 7 6
-Возьмите в руки «светофоры»
-Я считаю, что если первое слагаемое 3, а второе слагаемое 4, то значением суммы будет число 7;
-Если от 9 отнять 4, то получится 4;
-Я считаю ,что если уменьшаемое 7, а вычитаемое 5, то значением разности будет 2
в) Познавательная математическая цепочка. «Почему животные впадают в спячку?»
Тихо в зимнем лесу. Деревья в снежном уборе. Некоторые животные впали в спячку. Почему животные впадают в спячку? Решите цепочку примеров и узнаете правильный ответ.
10-2-4+3-2+3-6+5-3=4
(слайд 5)
Ответ: им не хватает пищи
ФизминуткаЭнциклопедические сведения. (выступления учеников)
1 уч.) Животные, впадающие в спячку, чаще всего употребляют растительную пищу и запасов на зиму не делают. А с приходом зимы растительная пища пропадает. Но животные накапливают за тёплое время года жир в своём теле. Так что, когда они долгое время не могут найти себе еду, то заползают в свои норы и засыпают. Они проводят так всю зиму, питаясь запасённым жиром.
2 уч.) Настоящая спячка чем-то похожа на смерть  и не имеет ничего общего с обыкновенным сном. Когда животное находится в зимней спячке, его жизненная активность падает практически до нуля. Температура тела опускается до такого уровня, что животное становится чуть теплее окружающего воздуха.
3 уч.) Вот почему животные расходуют свои пищевые запасы, накопленные в теле очень – очень медленно. Если температура в норе становится очень низкой, находящееся в спячке животное просыпается, зарывает себя поглубже   и засыпает снова.
- Кого вы знаете из животных, впадающих зимой в спячку?
(еноты, барсуки- Спят очень чутко. Среди зимы они могут проснуться, чтобы утолить голод, а потом опять снова засыпают с сытым брюхом,
тушканчики, ежи, хомяки, бурундуки, лягушки, змеи, и др.)
-Какое животное в нашей тайге является самым опасным хищником?
Сообщение ученика о медведе.
(слайд 6)
( 4 уч.) Берлогу медведь устраивает (слайд 7) в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнём. Многие считают, что мишка в берлоге сосёт лапу. Но он не сосёт, (слайд 8) а лижет её. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето , кожа. Молодая нежная кожица чешется и мёрзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом ещё и причмокивает.
(5 уч.) Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами.
(слайд 9)Встреча с медведем шатуном очень опасна для человека. (слайд 10)
4.  Закрепление пройденного материала
-А все ли животные впадают в спячку?
– Отгадайте загадку.
В сосне- дупло,
В дупле- тепло.
А кто в дупле,
Живёт в тепле?
– Кто это? (Белка)
(слайд 11)
-Послушайте разговор на лесной поляне.
Инсценировка "Синица и белка" (2 ученика)
-Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?
-Я, птица, Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студёно, я вход в гнездо мхом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос высунуть.
-А чем же ты кормишься?
-А у меня с лета грибочки припасены, да орешки, да жёлуди. Вот в морозы-то и отсижусь.
1. Решение задачи
(слайд 12)
Составьте задачу по краткой записи.  
Грибов-6 штук
Орехи-?, на 4 больше, чем грибов
Орехов-?
– Что известно? Какой вопрос в задаче? – Что значит на 4 больше? 
-Какая схема подходит к условию?Решение задачи, запись учеником у доски
6+4-=10(г.)
Ответ: 10 г.
2. Физминутка(слайд 13)
3. Геометрический материал
(слайд 9)
Белка осенью запасает корм на зиму. Прячет грибы и орехи в кладовке, которые она устаивает на различных деревьях. Как то утром белочка решила позавтракать. На берёзе грибочки взяла, на сосне в кладовке шишки. Какой путь проделала белочка?– Найдите весь путь белочки, если от ели до березки 3 прыжка, от березы до сосны 5 прыжков, а от сосны до ели 2 прыжка.

– Как называется фигура, которая у меня получилась?– Докажите, что это треугольник.  (3 угла, 3 вершины, 3 стороны)– Что нужно найти? (Весь путь белочки) 
Беритесь, ребята,
Скорей за работу!
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёту!
3+5+2=10 (ш.)
4. Составление правил
1) Работа в парах. Составьте правила.
1 ряд Чтобы найти неизвестное слагаемое - надо  от суммы отнять известное слагаемое.2 ряд Чтобы найти уменьшаемое - надо к разности прибавить вычитаемое.3 ряд Чтобы найти вычитаемое - надо от уменьшаемого отнять разность.
Чтобы найти неизвестное слагаемое Надо от уменьшаемого отнять значение разности
Чтобы найти уменьшаемое Надо от суммы отнять известное слагаемое
Чтобы найти вычитаемое Надо к значению разности прибавить вычитаемое
(на карточках в 2 ряда- соединить нужное линиями)Проверка по рядам. 
5. Работа в группах (по рядам)
7-2с
9-3п4+3е
3+5х6-4у
Реши примеры. Ответы запишите в порядке возрастания и прочитайте слово.  
– какое слово у вас получилось? (Успех)6. Итог урока
– Вот и подходит к концу наше путешествие. Где мы сегодня с вами побывали? – Какие задания вам больше всего понравились?– Какие трудности у вас возникли?– Какие задания хотели бы выполнять на последующих уроках?
-Кто, на ваш взгляд, был самым активным на уроках?
8. Рефлексия
-Покажем нашей белочки, как мы поработали на уроке.
Орешки-постарался, всё удалось
Снежинки- возникли трудности
-Складываем в корзинку для белочки
– Прилетела сорока и принесла весточку. Вы справились со всеми заданиями, потому что были внимательны и дружны.
Спасибо за старание
Ведь главное- желание,
А навыки и знания
С годами к вам придут
Прозвенел звонок с урока
Поиграть пришла пора
Что узнали на уроке
Не забывайте никогда!