Влияние деятельности школьного научного общества на развитие УУД


«ЭВРИКА!»
(греч.εὕρηκα или ηὕρηκα, букв. «нашёл!»)
«Я нашёл!», «Я понял!», «Я решил!», «Я научился!». Это самые благозвучные слуху учителя возгласы, исходящие из уст ученика. Каждый педагог применяет всевозможные методики, инновационные технологии, приёмы и способы, чтобы научить школьника, как своему предмету, так и способности самостоятельно овладевать науками. Ведь известно, что самые прочные знания те, которые человек добывает сам. Чтобы научить ребёнка учиться, необходимо учитывать его индивидуальные особенности, а так же иметь весомый мотивирующий фактор для процесса самообучения.
Исходя из своего педагогического опыта работы учителем математики, хочу отметить, что данные задачи очень удачно реализуются в работе школьного научного общества учащихся. Это добровольная организация школьников, ориентированная на творческий подход со стороны ученика и со стороны учителя. Членом НОУ (научного общества учащихся) может быть любой ученик, желающий расширить свои знания в каком-либо учебном предмете, в отличие от участников олимпиад, которыми являются школьники с высокими учебными достижениями. Непосредственный контакт педагога и ученика в процессе подбора темы для исследования и последующей работы над ней позволяет выявить интересы и возможности конкретного ребёнка, что способствует развитию его универсальных учебных действий. Например, предметом для научного исследования по математике являются аликвотные дроби, а школьника интересуют вопросы истории математики, вот и рождается тема научной работы «Однажды в древнем Египте». Масштабное внедрение компьютерных технологий в процесс обучения диктует исследование влияния этих технологий на развитие интеллекта школьника. Отсюда тема «Математика. Компьютер. Интеллект». Общеизвестно, что на всевозможных экзаменах и аттестациях по математике запрещено пользоваться калькулятором. Здесь бесспорна актуальность исследования на тему «Приёмы быстрого счёта». Сформулировав тему, ребёнок задаётся целью её изучения, планирует этапы работы, ищет необходимую информацию, структурирует её, проводит исследование. По результатам этих действий создаёт научную работу, развивая и совершенствуя тем самым познавательные и регулятивные учебные действия. Представляя и защищая работу, учащийся демонстрирует умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Более того, учебное сотрудничество с учителем, сверстниками и взрослыми, возможно, родителями, в процессе научного исследования является неотъемлемой частью коммуникативного совершенствования школьника. Что же касается личностного аспекта, то здесь, наряду с позитивными сторонами, такими как самоопределение и нравственно-этическая ориентация, на мой взгляд, существует проблема в смыслообразовании.
Ученику необходимо помочь в процессе становления социального «Я», то есть в его социализации, смыслом которой является поиск своего социального места. Именно в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Несомненно, стремление к участию в конкурсе-защите ученических научно-исследовательских работ, где автор школьного научного исследования представляет свою работу и защищает её – это колоссальный стимул для творческой деятельности и последующей самореализации, но хотелось бы, чтобы ребята осознавали практический смысл в том, что они делают. Ведь они не только работают над своей темой, но и учатся правильно оформлять текстовые работы, презентовать их и конечный продукт своих исследований, что практически готовит их к следующей ступени обучения в образовательном учреждении более высокого уровня, например, в вузе. В связи с этим необходимо налаживать контакты и более тесную связь с высшей школой, чтобы ученик осознавал, каким образом его деятельность в рамках научного общества найдёт применение при дальнейшем получении образования. Здесь уместны такие мероприятия, как участие школьников в студенческих конференциях в качестве зрителей или даже в качестве докладчиков, если позволяет тематика и уровень, посещение научных лабораторий, где проводятся опыты, да и элементарные экскурсии позволят школьнику пропитаться атмосферой вуза, вкусить аромат студенческой жизни. Хорошо бы, конечно, иметь научного консультанта в лице преподавателя института, который в процессе сотрудничества со школьными научными обществами района, присутствуя на защите ученических работ, определял бы кандидатов для участия в институтских научных собраниях, а в перспективе, рекомендовал претендентов на определённые бонусы при поступлении. Это существенно повысило бы мотивацию членов школьного научного общества. Здесь очевидна заинтересованность и учебных заведений высшей ступени, так как тем самым они привлекают абитуриентов. И ещё один аспект этого сотрудничества – профессиональная ориентация школьников в соответствии с их интересами и индивидуальными наклонностями. Ученик выбирает секцию школьного научного общества по своему типу мышления – гуманитарного или естественно-математического направления, развивает свои природные данные и имеет возможность заглянуть в будущее, узнать, что ждёт его впереди при выборе той или иной профессии. Кстати, ещё один плюс школьного научного общества – возможность учитывать склад ума ребёнка, что проблематично в учебном процессе, где имеет место строгая программа по предмету и образовательные стандарты.
Как говорил великий Альберт Эйнштейн: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой». Очень сложно человека без слуха научить пению, а человека без художественного вкуса рисованию, точно так же сложно требовать доказательств теорем от гуманитария или доскональной грамотности от математика. Важно учитывать это в различных видах школьной деятельности, так как успехи или неудачи в изучении различных наук оказывают огромное влияние на самооценку личности, её социализацию, а самое главное, на желание ребёнка самостоятельно приобретать знания, то есть учиться.