Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности


Развитие творческихспособностей младших школьников в проектной деятельности МКОУ СОШ №2 г. Орлова учитель начальных классовНовосёлова Елена Александровна. Актуальность В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Наше общество, его социально-экономические и культурные условия развития, выражают потребность в личности нового типа – творческой, активной и свободно мыслящей, всесторонне развитой. Изменились  требования к выпускнику, теперь школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно». А. Дистервег. Наиболее эффективный метод развития творческих способностей – проектная деятельность. Цель педагога:развивать творческиеспособности учащихсямладших классовчерез проектнуюдеятельность Задачи: Создать условия для самореализации и самовыражения личности каждого учащегося;Формировать познавательные способности, метапредметные УУД;Развивать творческие способности и коммуникативные умения учащихся;Воспитывать всесторонне развитую личность, конкурентоспособную в современном мире. Сотворчество через сотрудничество Добровольное включение в поисковую деятельность Доступность познания «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И. Г. Песталоцци. Проектно - исследовательский мир детства. Этапы. Подготовительный Основной Итоговый Умение видеть проблему КТД - как основная часть проектно-исследовательской деятельности Творческие проекты. Умение выдвигать гипотезы Индивидуальные проекты, как ступень творческого развития. Ролево-игровые проекты. Умение задавать вопросы Информационные проекты. Исследовательские проекты. Умение видеть проблему Умение выдвигать гипотезы Задания-рассужденияУпражнения на обстоятельства Умение задавать вопросы Игра «Угадай, о чем спросили»;Уточняющие вопросы;Восполняющие вопросы. ПРОЕКТвнеурочной деятельности по социальному направлениюЭкологическая сказка «Как Вовка живую воду искал». 1 этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Погружение в проект. Создаёт условия для мотивации учащихся. Освоение личностного смысла, желания участвовать в деятельности. Определение: -проблемы, -пути ее решения,- количество участников. Универсальные учебные действия Познавательные : умение извлекать информацию из окружающего мира; умение формулировать проблему.Коммуникативные: умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться о правилах общения и поведения.Регулятивные: умение определять цель деятельности. 2 этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Исследователь-ская деятельность. Помогает учащимся в выборе источников информации.Организовывает деятельность по сотрудничеству. Самостоятельный поиск необходимого материала.Деление на группы.Планирование способов сбора информации. Универсальные учебные действия познавательные УУД: умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.  коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия, ставить вопросы, разрешать конфликты, выявлять проблемы, принимать решения и реализовывать их. 3 этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность для реализации задуманного. Оказывает помощь детям, направляет иконсультирует. Сочинение сказки.Репетиции.Изготовление костюмов, реквизита. Универсальные учебные действия Личностные: реализуются творческие способности.Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.Регулятивные: умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем. 4 этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Презентация. Создает ситуацию психологической комфортности для «актеров» и зрителей. Исполняют роли в театрализованном представлении в соответствии с замыслом. Универсальные учебные действия Регулятивные и творческие:умение организовывать самостоятельную творческую деятельность и выбирать средства для реализации своего художественного замысла;развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт;развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях;обогащение коммуникативных , деятельностных и творческих компетенции художественно-эстетическим содержанием;овладение практическими умениями и навыками актерского мастерства. 5 этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Рефлексия деятельности. Организация благоприятной атмосферы для выражения своих мыслей, эмоций учащимися. Высказывают свое мнение, впечатления о проделанной работе (как своей, так и товарищей).Что бы каждый хотел изменить в своем выступлении. Универсальные учебные действия Регулятивные: умение давать адекватную самооценку; умение слушать и понимать других; умение оценивать свои действия и действия одноклассников в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме. Творческие проекты. 1 класс: книжка-раскладушка«Правила поведения школьника»,плакат «Соблюдай всегда - ППД»,театрализация «В гостях у Мойдодыра»,«Подарок своими руками».2 класс: «Полезная вещь для дома»,видеофильм «Наш зимний поход выходного дня»,«Шкатулка для бисера»,«Папа, мама, я – спортивная семья!»3 класс:«Чайная гостиная»,«День именинника»,«Малые олимпийские игры». Ролево-игровые проекты. 1 класс:театрализация «Экологическая сказка про Колобка»,«Найди клад»,2 класс: сказка «Как Вовка живую воду искал»,3 класс:«Путешествие по станциям Берендея». Информационные проекты. 1 класс:«Моя любимая буква»,«Измерения (что меряют, чем меряют)»,«Узоры на зданиях, в посуде, на оружии, магические узоры»,2 класс:«Что означает мое имя», «Кошки – какие они?» «Осенние (зимние, весенние, летние) изменения в природе»,«Профессии моих родителей»,3 класс:«Редкие и исчезающие виды растения и животные Кировской области», «Изделия из соломки» Исследовательские проекты. 1 класс:«Дорога от дома до школы»,«Мой распорядок дня»,2 класс:«Птицы Кировской области»,«Моя родословная»,«Флаг, герб и гимн нашей страны».3 класс:«Питаться нужно правильно»,«Что такое Новый год»,«Кто нас защищает». Результаты диагностики. Результаты диагностики. Вывод: Проектная деятельность создает условия для самореализации и самовыражения личности каждого учащегося; Развивает творческие способности и коммуникативные умения учащихся;Формирует познавательные способности, метапредметные УУД.