Научная работа: Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности.


Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности
Сегодня модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.
Будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины. Поэтому изменения, происходящие в стране, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги.
Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определённую сумму знаний, проверить степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит совсем не простая задача.
Образ выпускника начальной школы стал ориентиром его педагогической деятельности. В современной школе нужна общая смена приоритетов: развитие – на первое место.
Современный учитель должен соединить в себе любовь к делу и к ученикам, должен уметь не только учить детей, но и сам быть способен учиться, он должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять их, чтобы дети получали радость от приобретённых знаний.
Учитель начальных классов должен создавать условия для развития творческих способностей у детей. Если ребёнку в школе хорошо, если там и для него нашлось пространство, то он будет в нём расти, формировать и выражать своё «Я». Главное, чтобы в этом пространстве он не остался один. Важна душевная щедрость, понимание, уважение через отношения учитель – ученик - родители. Важно не только целенаправленно развивать и учить ребёнка, важно не мешать ему, быть творцом своей деятельности. Осознание, что это он сотворил сам, преодолев все трудности, сделает результат более радостным. Только сам человек может прийти к важному, научить этому нельзя, всё, что может сделать учитель, это указать путь.
Главное дело учителя, научить детей способности радоваться труду и конечному результату. В своей работе использую методы, которые позволяют развивать творческие задатки детей. Основной – это метод проектов, который стимулирует интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность - решение этих проблем. Метод направлен на получение реального, осязаемого практического результата, оформленного тем или иным образом, который можно увидеть и осмыслить. Это может быть плакат, поделка, презентация, театральное действие, рисунок, книжка - малышка, игра и другое. Если обратиться к историческим подходам к пониманию проектного метода в педагогике, можно понять не только его цели и задачи, но и важность:
Павел Петрович Блонский – подготовка творческой личности;
Станислав Теофимович Шацкий – развитие самостоятельности;
Пётр Фёдорович Каптерев – упражнение ума и развитие мышления;
Уильям Херд Килпатрик – деятельность от всего сердца;
Антон Семёнович Макаренко – формирование личности в производственном труде;
Джон Дьюи – организация обучения вокруг конкретного дела.
Рассмотрим цели проектной деятельности, способствующие развитие творческих способностей младших школьников:
1.Успешность. Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, независящее от успеваемости.
2. Общие учебные организационные умения. Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
3. Общие учебные умения поиска сведений. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера .Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
4. Творческие общие учебные умения. Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
5. Применение полученных знаний. Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе. Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.
6. Привлечение родителей. Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой. Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них. Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
В начальной школе большое количество учебных программ. Я работаю по УМК «Школа России». Где уделяется проектной деятельности большое внимание. В учебники включены специальные развороты проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность предполагает как групповую, так и индивидуальную деятельность младших школьников. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность и носит исключительно добровольный характер. Развороты в учебниках и тетрадях помогают провести организацию проектной деятельности.
На примере темы «Мы любим и знаем сказки» мы видим, каким может быть результат творчества одного ребёнка или группы детей.
Моим ребятам очень нравится театр. Поэтому элементы театра как проект присутствуют на моих уроках, а во внеурочной деятельности - это целые постановки по различным художественным произведениям.
Таким образом, проектная деятельность выступает доминирующим средством развития познавательных интересов учащихся. Поэтому задача начальной школы – заложить фундамент, начать формирование основных исследовательских умений и навыков, применять элементарные знания на практике. Всё это и является отправной точкой развития познавательных процессов и развития личности.
Литература
«Метод проектов в начальной школе: система реализации». Учитель, 2010г.