Статья Воспитание патриотических чувств младших школьников посредством удмуртского музыкального фольклора


СТАТЬЯ
«Воспитание патриотических чувств младших школьников посредством изучения удмуртского музыкального фольклора» Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному развитию народа. В этом случае молодое поколение сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области воспитания патриотических чувств является на сегодняшний день актуальной задачей.
Для воспитания патриотизма в работе с младшими школьниками можно использовать народную тематику: народный фольклор, поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша Родина, что составляет стержень национального характера каждого россиянина.
Патриотические чувства проявляются в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине» до осознанной любви к своему Отечеству. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа.
Значительную роль в системе средств патриотического воспитания школьников играют фольклорные средства. С фольклорными произведениями дети знакомятся с самого рождения. Начиная с колыбельных песен и сказок до легенд и былин.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, воспитывает эстетическое отношение к природе, труду, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Он дает самые главные и простые понятия о жизни, о людях, отражает труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.
Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности: музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства. Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников.
Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности и патриотизма. Возрождение интереса к фольклору подчас остаётся без надлежащего внимания, хотя общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей призваны уделять национально-региональному компоненту необходимое количество времени.
Удмуртский фольклор представляет собой нераздельную часть культуры удмуртов, который имеет как широкое значение, так и более узкое. Ведущее место в удмуртском фольклоре занимает песня. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.
Удмуртский музыкальный фольклор эффективно развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, способствует гармоничному сочетанию интонационно выразительного пения и пластики движений.
Знакомство с народной песней расширяет представление младших школьников о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Улучшается духовное развитие детей, воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности, значительно обогащается общекультурный кругозор, развиваются патриотические чувства.
Регулярные занятия фольклором с детьми младшего школьного возраста помогают раскрытию и раскрепощению личности каждого из них, а также способствуют проявлению их потенциальных творческих и музыкальных способностей.
Список литературы:
Голубкова А.Н. , Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии.-Ижевск,2004.
2. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом
воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание
школьников. -2012, №6.