Методический семинар «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения по УМК «Перспективная начальная школа»



Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,
То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.
И помни, ты несёшь за всё ответ: за их печали, радости, невзгоды.
И каждый твой урок, и твой совет ученики проносят через годы.
Я, Чернышева Е.Н., учитель начальных классов, скоро будет 30 лет, как я работаю в своей родной школе №7. Окончила Орловский государственный педагогический институт. Имею высшую квалификационную категорию. Слайд 1
За профессионализм, мастерство и творческий подход в обучении и воспитании детей награждалась почетными грамотами и благодарственными письмами. Слайд 2
Я неоднократно принимала и принимаю участие в городских и региональных экспериментах, апробировала новые программы, учебники и предметы. Убеждена, что «все дети способны учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия». Слайд 3
С моей точки зрения, именно УМК «Перспективная начальная школа» и создает эти условия. Он заинтересовал меня своей новизной, современными технологиями, которые позволяют развивать творческие способности детей, и дали возможность мне реализовать свой творческий потенциал не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Основные принципы УМК: Слайд 4
принцип общего развития каждого ребёнка, на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
принцип обучения в зоне ближайшего развития;
принцип прочности;
принцип интеграции;
принцип инструментальности;
принцип интерактивности.
Эти принципы помогают мне на каждом предметном уроке развивать в каждом ребенке творческий потенциал и направлять их творческие способности в разные сферы деятельности.
Считаю, именно уроки литературного чтения наиболее способствуют развитию творческих способностей детей.
Слайд 5
Поэтому я поставила перед собой цель: обобщить опыт своей работы, систематизировать эффективные приемы и формы, которые способствуют развитию творческих способностей моих детей на уроках литературного чтения.
Для этого мне необходимо было:
- изучить научно-методическую литературу по данному вопросу;
- выявить уровень развития творческих способностей у своих детей;
- попробовать составить свою систему заданий, способствующих развитию творческих способностей моих учеников.
Слайд 6
Итак, изучив научно-методическую литературу, я поняла, что творческое развитие ребенка базируется на сравнении и сопоставлении каких-либо фактов, на способности сопереживать, сочувствовать, на стремлении к творчеству и самовыражению, на воспитании эстетической способности переживать красоту окружающего мира и произведений художественной культуры.
Передо мной встал вопрос, как добиться, чтобы процесс развития творческих способностей моих детей осуществлялся успешно? С моей точки зрения сначала необходимо выявить уровень развития творческих способностей моих учеников, поскольку считаю, что выбор вида творчества должен зависеть от уровня, на котором находится каждый ребенок. Поэтому я провожу диагностику своих учеников по 3 основным критериям уровня развития творческих способностей. Это -
Слайд 7
1.Когнитивный критерий
2.Мотивационно – потребностный.
3. Деятельностный критерий.

Как всем известно, сейчас необходимы люди мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации; принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, грамотно высказывать свою точку зрения и уметь принимать точку зрения окружающих.
Каждый из критериев имеет систему показателей и средства измерения.
Слайд 8
Таблица 1
Критерии Показатели Средства измерения
Когнитивный 1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним.2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях. Тестирование
Методика "Наборщик".
Мотивационно-потребностный1..Отношение к творческим упражнениям.2.Развитие творческих способностей.3.Стремление к самовыражению, оригинальности. Наблюдение.
Методика "Составь рассказ о несуществующем животном"
Деятельностный1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности.2.Проявление не шаблонности, креативности, оригинальности мышления.3. Участие в коллективной творческой деятельности Наблюдение
Метод проблемных ситуаций.
Методика "Три слова"
А чтобы было более наглядно, проведем с вами небольшой тест( «Три слова»)
В соответствии с выделенными критериями и показателями уровни развития творческих способностей младших школьников характеризуются следующим образом:
Совпадают ли ваши точки зрения с характеристикой уровней?
Слайд 9
Таблица 2
Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Когнитивный Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие. Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие. Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.
Мотивационно -потребностныйУчащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания. Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность. Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.
ДеятельностныйПроявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий. Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя. Не может создавать и приниматьнеобычные образы, решения; отказывается от выполнениятворческих заданий
Выявив уровень развития творческих способностей моих детей, я разработала свою систему творческих заданий, которые успешно применяю на уроках литературного чтения. Все творческие задания я сформировала в 3 группы:
- рассказывание;
- иллюстрирование;
- драматургия.
Слайд 10
Творческие задания на уроках литературного чтения
рассказывание иллюстрирование драматургия
рассказ от лица одного героя графические чтение по ролям с опорой на интонацию
рассказ с изменением лица рассказчика (я-он) словесные чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз
творческое продолжение музыкальные постановка «живых картин»
дополнение одной из частей произведения инсценировка
с изменением сюжета по типу «А что было бы если…» перенесение места действия в необычную обстановку рассказывание по аналогии, чтение с опорой на жизненный опыт с изменением позиции героев Сейчас более подробно познакомлю вас с разновидностью этих заданий.
Слайд 11
1. Задания на формирование умений полноценно воспринимать художественный текст:
Этих задания очень разнообразны, но я хочу остановиться на наиболее интересных, которые характерны для УМК ПНШ. Это – работа со словарями
выборочное чтение;
работа по вопросам учителя, учебника или ученика (составь вопросы по содержанию текста);
деление текста на части, составление плана;
определение темы текст, главной мысли;
озаглавливание текста;
определение типа текста;
подбор иллюстраций к тексту;
по иллюстрациям определить содержание текста;
чтение для подготовки к пересказу;
«пропущенное слово», (читаю текст и пропускаю слово, дети должны вставить, подходящее по смыслу, слово);
восстановление логической последовательности текста (поставь цифры перед абзацами, чтобы получился правильный текст);
литературная игра «Собери пазлы» (может быть текст или иллюстрация к произведению, работа в группах или парах);
работа со словарями;
поход в «Музейный дом», ( работа с лупой и рамками);
работа с маркированным текстом.
Слайд 12
Это – работа со словарями. Уроки литературного чтения тесно связаны с уроками русского языка. Во 2 части учебника русского языка находятся несколько видов словарей, которыми дети пользуются на уроках литературного чтения: «Толковый словарь», «Словарь «Пиши правильно», «Словарь «Произноси правильно», «Обратный словарь», «Словарь происхождения слов».
Слайд 13
Отличительной чертой УМК «Перспективная начальная школа» является знакомство с репродукциями картин художников в «Музейном доме», с последовательной работой - описанием, смысловым содержанием; дети сравнивают жанры художественных произведений с жанрами живописи.
Слайд 14
На уроках литературного чтения с помощью разноцветного маркирования реализуется система работы, связанная с выделением элементов сюжета
Сюжетные повторы, связанные с развитием волшебного мира, маркированы желтым цветом, а сюжетные повторы, связанные с обсуждением проблем земного мира, маркированы голубым. Розовый цвет – придает особенный акцент какому-либо случаю (в данном тексте – описание моря).
«..Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.»«Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Слайд 15
2. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся:
Их то же очень много, остановлюсь на литературной страничке «Проба пера»
продолжи ряд: подбери к слову синонимы, сравнения, художественное определение,
пересказ текста с определенным заданием,
викторины по одному большому или нескольким маленьким произведениям;
составление по тексту кроссвордов;
подбор загадок к словам из текста;
тематическая подборка пословиц или изменение их, так, чтобы приобрели привычный вид;
составление ребусов к словам из текста;
литературная страничка «Проба пера»
Придумайте свое окончание произведения. например: И.Пивоварова «Жила-была собака».
Однажды мы с собакой Мы дружно вместе жили.
В лесу грибы искали. Друг друга мы любили.
. Нашли большого гнома И больше нам не надо
И все пошли домой. Для счастья ничего!
Литературная страничка «Проба пера»
например: японское трехстишие – хокку.
Растут в поле цветы
Ветер дует легко
Мне радостно.
Слайд 16
3. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.
Это наиболее интересные для детей задания, т.к. они очень любят фантазировать, придумывать, сочинять.
придумай и нарисуй свое фантастическое животное,
пофантазируй, о чем может думать: лошадь на лугу, муха на потолке, рыбка в аквариуме и т.д.;
предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда и вымысел, например к рассказу Н.Носова «Фантазеры»;
«Дневник читательских удовольствий» (в них дети пишут отзывы о прочитанных произведениях, иллюстрируют, сочиняют стихи, сказки, загадки, составляют ребусы и кроссворды к понравившимся произведениям).
пофантазируй,
например: Если я был(а) директором школы, то….
Если бы я был директором школы, то изменил бы расписание: уроки стали меньше, а перемены – больше. В субботу дети не должны учиться. На обед всегда должно быть мороженое.
А в остальном – пусть будет как есть. Учиться мне нравится, у нас хорошая учительница, в школе весело и много друзей.
Слайд 17
Я поняла, что мои дети очень любят уроки литературного чтения, любят сам процесс творчества на уроке, я почувствовала, что у них появилось желание , применять свои знания и умения, свой природный талант и полностью раскрепоститься вне уроков. Еще Л.Н.Толстой в свое время говорил, чтобы у ребенка проявилось все, что в нем заложено, необходимо «создать условия». Поэтому все это сподвигло меня организовать театральную студию «Сказка». Театральная студия существует уже 10 лет: создана образовательная программа, в которой определены цели, задачи, формы работы, ожидаемые результаты от творческой деятельности моих детей.
С моей точки зрения занятия в нашей театральной студии – это одна из форм приобщения детей к миру искусства, которые увлекают моих детей и позволяют наиболее полно реализовать свой творческий потенциал.
Это дает возможность моим ученикам выступать со своими постановками на сцене перед большой аудиторией зрителе: в школе, детских садах, в детском доме, перед родителями и т.д. Свой творческий отчет они представили в виде социального проекта «В гостях у сказки», который занял первое место среди других проектов. Ребята сотрудничали с участниками образцового коллектива театра-студии «Фантазия», под руководством Шаниной Е.В. О работе театральной студии были опубликованы статьи в местной газете «Мценский край»: «Приходи, Сказка!», «Театралы, объединяйтесь!»
И пусть мои дети не станут великими артистами, я надеюсь, что они вырастут грамотными, чуткими, инициативными, людьми с большим запасом творческого потенциала. Людьми новой формации, способные мыслить и действовать нестандартно, по-новому, стать полезными нашему обществу, что и требует федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.
Анализируя опыт своей работы за прошлые годы, я отметила, что у моих детей:
появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера;
начали проявлять более высокую степень самостоятельности;
научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать;
изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно;
возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца;
более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также моделировать нестандартные ситуации.
Применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения, с моей точки зрения, способствуют росту творческих способностей моих детей.
Я полностью уверена в правильности (в правильном направлении) моей работы, т.к. мои ученики не только видят красоту окружающего мира, но и могут высказывать свою точку зрения о нем, ведь «человек чего –то стоит только тогда, когда он имеет свою точку зрения».