Анализ по самообразованию Развитие творческих способностей учащихся

АНАЛИЗ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе».


ВВЕДЕНИЕ.......

Глава
·. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения...

1.1 Сущность и содержание творческих способностей.

1.2 Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста..

Глава
·
·. Методика работы по развитию творческих способностей младших школьников..

2.1 Методика организации учебной деятельности младших школьников с целью развития творческих способностей на уроках в начальной школе.

Список использованной литературы...


















Введение
Проблема развития творческих способностей детей младшего возраста - одна из наименее разработанных на сегодня дидактических и методических проблем обучения в начальных классах. Крайняя разнородность взглядов на само понятие «творческие способности» приводит к тому, что до сих пор отсутствуют сколько-нибудь концептуально обоснованные методики, что в свою очередь порождает сложности в работе учителей.
Исследователи, занимавшиеся проблемами творческих способностей, формирования и развития мышления (А.Н. Колмогоров, В.А. Крутецкий, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, И.В. Дубровина, К.А. Рыбников и др.), при всей разнородности высказываемых мнений, отмечают, прежде всего, специфические особенности мышления творческих способного ребенка, в частности, гибкость мышления, т.е. нешаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, с легкостью переходить от одного пути решения к другому, выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые варианты решения проблемы при измененных условиях [7, 117]. Очевидно, что эти особенности мышления напрямую зависят от особой организованности памяти (свободных и связанных ассоциаций), воображения и восприятия.
В школе нередко встречаются такие случаи: способный ученик мало интересуется и не проявляет особых успехов в овладении этим предметом. Но если учитель сумеет пробудить у него интерес к предмету и склонность заниматься им, то такой ученик, «захваченный»учением, может быстро добиться больших успехов.
Сегодня особенно важен поиск путей повышения системности в подходе к развитию личности способного ребенка. Учеными и практиками стала осознаваться необходимость специально организованной целостной системы обучения и воспитания таких детей и целенаправленной комплексной работы по выявлению и развитию их потенциала.
Это обусловлено тем, что одаренность является системным образованием личности, так как она проявляется не только в выдающихся способностях, а тесно связана с личностными и характерологическими особенностями человека.
Выбранная нами тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребенка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме развития математических способностей, к организации процесса обучения одаренных детей. Это связано прежде всего с тем, что успех развития общества зависит от количества входящих в его состав одаренных и талантливых людей, от наиболее полной реализации ими своих возможностей.
В процессе нашего исследования обнаружено ряд противоречий, а именно:
- между необходимостью использования заданий разных уровней сложности на уроках и отсутствием их в обучении.
- между необходимостью развития творческих способностей у детей и реальными условиями их развития.
Проблема исследования: каковы педагогические предпосылки внедрения методики развития творческих способностей на уроках в начальных классах?
Развитие творческих способностей является целью нашей работы.
Объект исследования: процесс обучения в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – развитие творческих способностей младших школьников на уроках в начальной школе.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников будет более успешным, если:
1. На уроках будут рассматриваться нестандартные задания и задания различных уровней сложности.
2. Периодически проводить внеклассные занятия с использованием заданий повышенной сложности.
3. Грамотно будет разработана и внедрена в учебный процесс методика применения заданий, развивающих творческих способности младших школьников.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и содержание творческих способностей;
- развить творческие способности у детей младшего школьного возраста;
- выявить методику организации учебной деятельности младших школьников по развитию творческих способностей на уроках в начальной школе;
- определить содержание внеклассной работы по развитию творческих способностей младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование.
Теоретическая значимость: раскрыты теоретические основы творческих способностей младших школьников в процессе обучения, ее сущность и содержание.
Практическая значимость: выявлена методика работы по развитию творческих способностей на уроках и во внеклассной работе; проведена опытно-экспериментальная работа в1 классе МКОУ СОШ №32 г Нальчика.

Глава I. Теор
·етические основы развития математических способностей младших школьников в процессе обучения
§ 1. Сущность и содержание математических способностей

Способности, индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Различают общие и специальные способности. Общие способности – это свойства ума, которые лежат в основе разнообразных специальных способностей, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются. В психологических исследованиях выявлены компоненты, составляющие структуру специальных способностей.
Нельзя стать творческим работником в любой области науки, не переживая увлеченности этой работой, она порождает стремление к поискам, мобилизует трудоспособность, активность. Без склонности к предметам не может быть подлинных способностей к ней. Если ученик не чувствует никакой склонности к предмету, то даже хорошие способности вряд ли обеспечат вполне успешное овладение им. Роль, которую здесь играют склонность, интерес, сводится к тому, что интересующийся предметом человек, усиленно занимается им, а следовательно, энергично упражняет и развивает свои способности.
«Составленные нами характеристики одаренных учащихся ярко свидетельствуют о том, что способности действенно развиваются только при наличии склонностей или даже своеобразной потребности в творческой деятельности (в относительно элементарных ее формах). Все без исключения, наблюдаемые нами дети обладали обостренным интересом к тем или иным предметам, склонностью заниматься ими, ненасытным стремлением к приобретению знаний»
Но если способности, как правило, связаны со склонностью, то это не носит все-таки характера всеобщего закона. Ошибочно было бы, скажем, диагностировать наличие или отсутствие способностей по тому, имеется ли и как ярко выражена склонность к соответствующему виду деятельности. В отдельных случаях здесь может быть и расхождение.
Переживаемые человеком эмоции являются важным фактором развития способностей к любой деятельности. Радость творчества, чувство удовлетворения от напряженной умственной работы, эмоциональное наслаждение этим процессом повышают умственный тонус человека, мобилизуют его силы, заставляют преодолевать трудности. Равнодушный человек не может быть творцом. Одаренные дети отличаются глубоким эмоциональным отношением к математической деятельности, переживают настоящую радость, вызванную каждым новым достижением.
Большое значение в творчестве имеют своеобразные эстетические чувства. Это переживание изящества решения было очень характерным для способных учащихся. «Красивое решение!», «Вот этот прием, как хорошая шахматная комбинация, вызывает у меня чувство удовольствия», говорили школьники. И весь их облик свидетельствовал о переживаемом ими эстетическом чувстве их глаза радостно блестели, они довольно потирали руки, смеялись, приглашали друг друга полюбоваться остроумным ходом мысли, особенно «изящным» решением [27, 26].
Возможность полного и интенсивного развития творческих способностей, как и способностей вообще, всецело зависит от уровня развития характерологических черт, особенно волевых черт характера.
Как бы ни были блестящи способности человека, но если у него нет привычки усидчиво и упорно работать, он вряд ли способен достигнуть больших успехов в деятельности. Он в лучшем случае так и останется лишь потенциально способным. Упорство, настойчивость, работоспособность, трудолюбие постоянно проявляются в творческих деятельности одаренных учащихся. Впрочем, бывают и исключения. Некоторые школьники, обладающие творческими способностями, ошибочно считают, что в области математики им не надо особенно трудиться, так как способности их «вывезут». Учителя и родители должны постоянно убеждать их в том, что овладение любымы предметами даже при наличии способностей требует трудолюбия, настойчивости, усидчивости, должны терпеливо воспитывать эти качества, побуждать школьников не отступать перед трудностями при решении творческих задач, доводить дело до конца.
Еще одна черта характера свойственна подлинному ученому критическое отношение к себе, своим возможностям, своим достижениям, скромность, правильное отношение к своим способностям. Надо иметь в виду, что при неправильном отношении к способному школьнику захваливании его, чрезмерном преувеличении его достижений, афишировании его способностей, подчеркивании его превосходства над другими очень легко внушить ему веру в свою избранность, исключительность, заразить его «стойким вирусом зазнайства».
И, наконец, последнее. Творческое развитие человека невозможно без повышения уровня его общей культуры. Нужно всегда стремиться к всестороннему, гармоничному развитию личности. Своеобразный «нигилизм» ко всему, кроме математики, резко одностороннее, «однобокое» развитие способностей не могут способствовать успешности в творческих деятельности.
Анализируя схему структуры творческой одаренности, мы можем заметить, что определенные моменты в характеристике имеют общее значение. Поэтому развернутую схему структуры можно представить и в иной, чрезвычайно сжатой формуле: творческая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере творческих отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума.

















15