Презентация Создание системы заданий для развития литературно-творческих способностей учащихся


Создание системы заданий для развития литературно-творческих способностей учащихся 5-11 классов Цель опыта: разработать для учащихся 5-11 классов систему творческих заданий, обеспечивающую развитие литературно-творческих способностей. литературно-творческие способности умение воплощать в слове впечатления от окружающей действительности при развитом творческом воображении и фантазии Литературно-творческие способности Творческое воображение Эмоциональная впечатлительность Богатство ассоциативных связей Речевые способности Дидактические принципы принцип успешности ученика принцип систематичности и последовательности принцип доступности принцип полифункциональности творческих заданий принцип дифференциации творческих заданий - создание дневника героя; - создание афиши к драматическому произведению; - словесная обложка к произведению, сборнику; - словесные эскизы декораций или костюмов героев; - воссоздание по ремаркам места действия; - написание авторских ремарок к сцене эпического произведения; - составление киносценария; - воображаемая встреча с героем, автором; - домысливание пропущенного эпизода, диалога героев - словесное рисование; - создание виртуальной галереи литературных персонажей; - «глазами режиссера»; - творческие пересказы;- реконструкция внесценических эпизодов драмы; Развитие творческого воображения - умение представить в воображении картины, события, лица на основе словесных картин, созданных автором;- умение по художественным деталям заполнять «лакуны» в тексте;- умением составить киносценарий или инсценировку по фрагменту литературного текста- умение «достраивать» произведение помощью воображения умение определять свое отношение к героям и отношение к ним автора; умением передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении; умение вести наблюдения в позиции "я - другой"; умение эмоционально откликнуться на произведения разных жанров; умение выявлять в тексте приемы, передающие чувства персонажей; умение выявлять душевное состояние героев по внешним признакам и мотивировать его; умение входить в определенную ролевую позицию «ролевая позиция»; составление партитуры переживаний героев составление психологического словаря голосов, взглядов, жестов как средства душевного состояния героя; составление графика динамики чувств героя; цветовое иллюстрирование;выразительное чтение (в том числе наизусть); Развитие эмоциональной впечатлительности, эмпатии «мне поручили эту роль»;составление партитуры лирического стихотворения;«войди в образ»;создание произведения по собственному душевному состоянию;письмо литературному герою или автору, героя герою;цветовое иллюстрирование; умение устанавливать ассоциативные связи между литературным произведением и произведениями других видов искусства; умение соотнести словесные и зрительные образы произведения; умение соотнести словесные и слуховые образы произведения; умение свертывать информацию до уровня метафор Развитие наблюдательности и формирование богатства ассоциаций подбор цитат из произведений к иллюстрациям;придумывание названия стихотворения;подбор пословиц и поговорок, характеризующих героя;лингвистический эксперимент;подбор цитат для сообщений;составление ассоциативного поля подбор музыкальных и изобразительных ассоциаций;создание герба героя;«рисованное сочинение»;«карта души» героя;создание проекта памятника писателю, герою; подбор и классификация символов определенной эпохиассоциативный кроссворд умение связанно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выразительно читать произведения различных жанров; умение строить монологический ответ, аргументированный текстом, на определенную тему; умение создавать устные и письменные тексты различных жанров;выбор изобразительно-выразительных средств языка, соответствующих жанру высказывания Развитие речевых способностей создание творческого портрета писателя на основе воспоминаний современников;составление заочной экскурсии;реклама книги;написание статьи для литературоведческого словаря; создание устных и письменных текстов различных жанров «словесная дуэль»; пересказ разных видов;создание характеристики героя по заданным художественным средствам;рассказ о герое на заданную тему;речь в защиту или обвинение литературного героя Результативность опыта 2005-2006 Иванько А. (10кл.) 4м. во 2 этапе республиканской олимпиады , 3 м. в городском конкурсе мини-сочинений2006-2007Моняк В. (8кл.) 1м. во 2 этапе республиканской олимпиады Иванько А.(10кл.) 4м. во 2 этапе республиканской олимпиады 2007-2008Моняк В.(9кл.) 1м. во 2 этапе республиканской олимпиадыВеличко Н. (9 кл.) 2м. во 2 этапе республиканской олимпиадыМясоедова Е. (5 кл.) 1м. в «малой» городской олимпиаде2008-2009Величко Н. (9/ кл.) 2м. во 2 этапе республиканской олимпиады, диплом 3 ст. в 3 этапе республиканской олимпиады Моняк В.(9/ кл.) 4м. во 2 этапе республиканской олимпиады Мясоедова Е. (6 кл.) 1м. в «малой» городской олимпиадеМаляр Е. (6кл.) 4м. в «малой» городской олимпиадеКозлова В. (9/кл.) 3м. в городском конкурсе мини-сочинений 2009-2010Величко Н. (11кл.) диплом 1 ст. в олимпиаде школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», диплом «Лучшему знатоку словесности»(2010 г. – Лауреат премии специального фонда Президента РБ по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов)Шпычак А. (11кл.) диплом 2 ст. в олимпиаде школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»,3м. во 2 этапе республиканской олимпиады (2010г. – Лауреат премии специального фонда Президента РБ)Алексеева Т. (9кл.) 1м. во 2 этапе республиканской олимпиады, диплом 1ст . в 3 этапе республиканской олимпиады, диплом 2 ст. в 4 (заключительном) этапе республиканской олимпиады (2010г. – Лауреат премии специального фонда Президента РБ)Моняк В. (11кл.) 1м. во 2 этапе республиканской олимпиады, диплом 3ст., в 3 этапе республиканской олимпиадыШевченко Л. (11 кл.) диплом 1 ст. в городском поэтическом конкурсе