Авторская концепция на тему Развитие творческих способностей младших школьников на основе проектной деятельности


Авторская концепция
Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на основе проектной деятельности»
Творческую личность может воспитать
только творческая личность» - дляучителя эта истина является и девизом,
и руководством к действию.
Актуальность данной темы объясняется следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить. А.С.Макаренко подчеркивал, что развитие творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с проявлением самостоятельности личности, с поиском нового.
Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Под творческими способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделяю компоненты творческих способностей младших школьников:
- творческое мышление,
- творческое воображение,
- применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся развиваю следующие умения:
- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
- рассматривать систему в развитии;
- делать предположения прогнозного характера;
- выделять противоположные признаки объекта;
- выявлять и формулировать противоречия;
- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
- представлять пространственные объекты;
- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
- преодоление психологической инерции мышления;
- оценивание оригинальности решения;
- сужение поля поиска решения;
- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.
Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Проработав в школе много лет учителем и классным руководителем, я пришла к выводу, что для решения педагогических задач нужен гуманный путь, когда учитель сотрудничает с детьми, сопереживает им, радуется с ними.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующий уровень образования:
● низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
● неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
● разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
● отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Я дополняю урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они погружаются в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. применяют все имеющиеся у них знания на практике.
На мой взгляд, метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
В результате изучения опыта работы начальной школы по проектной и исследовательской деятельности была сформулирована проблема, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических методов и приемов, обеспечивающих высокий уровень развития личностно творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе. С этой целью я выбрала метод проектов. Всё вышеупомянутое легло в основу моей педагогической концепции «Развитие творческих способностей младших школьников на основе проектной деятельности».
Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
А что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Участие школьников в проектной деятельности способствует развитию творческого потенциала, нестандартного мышления и приобретению новых знаний.
Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.
Первые шаги в самостоятельную жизнь ребенок делает в школе. И результат его труда, как правило, зависит от личности учителя, от его энтузиазма, знаний, способности увлечь воспитанников творчеством. Я стараюсь гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любого уровня обучения и любого предмета стоят следующие задачи: замечать любые творческие проявления учеников; создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе. Каждый ребенок по своей природе – творец, мечтатель и фантазёр. Предоставь мы ему больше света, радости и интереса – и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи. Урок чтения, как никакой другой, подходит для открытого диалога. В первые годы обучения в школе ребенок учится ориентироваться в речевом потоке, различать звуки и буквы, отличать текст от набора предложений, приобретать навыки правильного и осознанного чтения. Знакомство с литературой начинается с первых уроков обучения грамоте, на которых я использую различный стихотворный материал о звуках и буквах.
С большим удовольствием учащиеся выполняют задание, в котором надо продолжить стихотворение, например:
Весна, весна на улице,
Весенние деньки.
Выполняя это задание, ученики придумали следующие варианты продолжения стихотворных строк.
Шумят, звенят, играют
Весною ручейки.
Пора, ребята, прятать
И лыжи, и коньки!
Как много, много радости
Нам принесли они.
Правильно организованный процесс чтения включает в себе труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.
Так как я работаю над проблемой развития творческих способностей учеников, я разработала много разных заданий для этой цели, которые постоянно использую на своих уроках. Это разные виды упражнений по чтению, сочинения не только на уроках языка и литературного чтения, а также на уроках математики, разные виды работы над текстом.
Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Моя задача заключается в том, чтобы помочь учащимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь детям отработать применение знаний и способностей на практике. Совместная проектная деятельность помогает педагогу в решении данной задачи.
Метод проектов выгодно отличается от других методов.
Развитие мотивации.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей.
Развитие творческой среды.
Одна из задач педагога – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.
Создание психологического комфорта.
Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Однако, использование данного метода связано с определенными трудностями: недостаток времени, высокая трудоемкость.
Анализ различных подходов позволил мне выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения:
1.Высокий уровень интереса к урокам.
2.Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3.Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
4.Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5.Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
6.Стремление к оригинальности.
7.Проявление самостоятельности в работе.
8.Умение преодолевать возникшие трудности.
Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя  в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
В результате использования проектно–исследовательской деятельности в учебно-познавательном процессе повысился уровень самостоятельности, творческой активности и работоспособности детей.
Список литературы:
Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод.разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми.
Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2013, № 7
Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 2012, № 10
Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб.пособие. - Магнитогорск, 2009.