Описание опыта по теме Развитие творческих способностей учащихся посредством участия в создании школьной газеты


Ученик – это не сосуд,  который надо наполнить, 
а факел, который нужно зажечь. К.Ушинский
Развитие творческих способностей учащихся
посредством участия в создании школьной газеты
Актуальность работы Работа по изданию школьной газеты «Отражение» особенно актуальна сегод-ня в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информаци-
онный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам, учителям, удастся сформировать информационную культуру личности. Одной из самых важных образовательных задач учителя-словесника является формирование у школьника речевых компетенций, а именно: «свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося».  Таким образом, перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.
Цели и задачи.
Целью данной работы является развитие тех способностей учащихся, которые нужны им самим и обществу, чтобы быть востребованными, конкурентоспособ-ными в современном мире, развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления, речи учащихся, совершенствование навыков сотрудничества с младшими школьниками, одноклассниками и взрослыми людьми.
Основными задачами являются:1.Образовательные- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу;- совершенствование и развитие навыков литературного творчества;-повышение грамотности.2.Воспитательные- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы;-воспитание информационной культуры;- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции;-воспитание любви к своей Родине, языку; -формирование активной гражданской позиции,-проведение профориентации.3.Развивающие-повышение коммуникативных способностей детей-повышение статуса детей в школьном коллективе- развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность.
Методические принципы работы.
-Личностно ориентированный подход учитывает особенности обучающихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
-коммуникативная направленность даёт обучающимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;
-деятельный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, в группах;
-взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
-поэтапность обучения - от простого к сложному- способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей.
В ходе работы над длительным коллективным творческим проектом учитель должен увлечь школьников идеей его создания, помочь сформировать задачи деятельности, основные положения проекта, постоянно контролировать процесс создания газетного номера, консультировать учащихся, направлять их, поддерживать дух творчества.
Работа по данной системе формирует выпускника, владеющего русским литературным языком в устной и письменной форме для общения в различных ситуациях. Он конкурентоспособен, интересуется проблемами современного общества, имеет активную гражданскую позицию. Это творческий человек, умеющий логически мыслить, ясно излагать свою позицию. Обоснование особенностей и авторства Настоящая методическая система базируется на моём личном опыте и содержит материалы, разработанные и внедрённые в практику, а именно:
- применение коммуникативного метода обучения при работе с разными газетными жанрами;
-обучение теории стихосложения и написание стихотворных, а также песенных текстов;
-краеведческую направленность в работе с текстами;
- практико-ориентированные проекты.
Особенность данной работы состоит в том, что она опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике. Занятия учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству. Методическая система по формированию творческих способностей учащихся посредством участия в создании школьной газеты наполняет процесс обучения личностным отношением к происходящему на уроке и во внеурочной деятельности. Она формирует критическое мышление, способность видеть не-
обыкновенное в обыденном, чувствовать красоту окружающего мира, широту
душевных человеческих качеств; развивает умение логично и связно излагать свои мысли; учит быть патриотом России, гордиться своей малой родиной; выявляет одарённых детей, даёт возможность провести первые профессиональные пробы пера. Такая система повышает мотивацию школьников к овладению языком, следовательно, приводит к повышению качества знаний и прекрасным результатам на основном государственном экзамене. Основные теоретические и методические идеи. «Отражение» как школьная газета появилась в 2014 году, когда мы – учащиеся Ситдикова Лия, Фаезова Гульназ и я, учитель литературы - съездили на форум молодых журналистов в Сафакулево и зажглись идеей. Первый номер решили посвятить Дню смеха и рассказать о форуме. Девочки провели опрос среди школьников: «Как должна называться школьная газета?» Было предложено много названий, но остановились на «Отражении», ведь эта газета должна будет отражать нашу школьную жизнь…. И мы взялись за дело. Первый номер, выпущенной нами газеты был нарасхват, его подержал в руках каждый ученик и мы, воодушевившись, стали работать дальше.
Правда, сначала почти все приходилось делать самой: находить интересный материал в очередной номер газеты, вести все рубрики, брать интервью, рассказывать о школьных новостях. Одним словом, я все писала от руки, а дети печатали и приносили на дискетах. Девочки компоновали статьи, правильно и красиво размещая их в газете.
Сегодня в редколлегии четырнадцать человек, каждый год наш состав обновляется. Фаезова Гульназ- главный редактор первых выпусков школьной газеты, сегодня уже учится в Челябинском педагогическом колледже на учителя начальных классов. Отрадно, что в прошлом году во время проведения профессиональных проб, три ученика в 9 классе выразили желание стать журналистами. Но кем бы они ни стали, я уверена, что умение выражать свои мысли на бумаге, им обязательно пригодится в дальнейшей жизни.
На данном этапе я работаю с пятиклассниками и шестиклассниками. Они с удовольствием ходят на занятия и занимаются творчеством. Главные рулевые газеты на сегодняшний день – Ситдикова Лия и Юнусова Юлиана, ученицы 9 класса Они помогают мне корректировать работы, консультируют ребят, дают им советы, направляют. А в этом году они приняли участие в областном конкурсе: «Школьный проект»
Сегодня мы, учителя-словесники, оказались в такой ситуации, когда на уроки развития речи отведено совсем немного времени. Раньше я часто сталкивалась с тем, что ребята отказывались писать сочинения: слишком сложной казалась им эта задача, а теперь многие берутся за перо и сочиняют, к тому же не боятся читать свои творения перед классом. Как порой ярко, неординарно могут школьники описать картину, сочинить сказку, придумать рассказ!
Семь учеников на сегодняшний день в нашей школе слагают стихи, работы некоторых из них были представлены на районные конкурсы и завоевали призовые места. Творчеству этих учеников мы посвятим отдельный номер газеты. Вот как талантливы наши дети!
Во время работы над изданием школьной газеты у детей формируется мировоззрение, и развиваются очень важные качества: внимание, логика, мобильность, коммуникабельность, оформительские способности, умение выражать свои мысли письменно, работать одной командой, слушать и понимать другого, отстаивать свою точку зрения.
Вся эта работа как нельзя лучше помогает решать одну из важнейших задач обучения русскому языку в школе - подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет им необходимо для активной творческой деятельности, а также для подготовки к ОГЭ по русскому языку, где задание С – это творческая работа учащихся на заданную тему. Учащиеся без труда смогут справиться с этим видом работы, если им дать необходимые практические навыки.
Этапы работы
Этапы реализации проекта 1 этап - Создание команды единомышленников
2 этап - Разработка плана работы редколлегии.
2.1. Организационно-подготовительный
2.2. Обучающий
2.3 . Исследовательский.
2.4. Итоговый.
3этап Схема организации выпуска школьной газеты
Механизм реализации проекта 1 этап - Создание команды единомышленников. Сначала в редакционную коллегию входило 4 ученика из 8-9 классов, в настоящее время клуб «Отражение» объединил 14 учеников.
Распределение редакционных обязанностей:
1. Главный редактор (учитель рус. языка)
2.Дизайнеры (Ситдикова Лия, Юнусова Юлиана)
3. Журналисты (ученики 5-6 класса)
4.Фотокорреспонденты (Бадретдинова Русалина, Жидовинова Диана)
2 этап - Разработка плана работы редколлегии.
1. Организационно-подготовительный.
- Проведение учредительного собрания; разработка и создание структуры редакции школьного СМИ;
- Составление плана работы на год;
- Формулирование вопросов для исследований.
- Подбор информационных ресурсов.
2. Обучающий
-Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя. 
-Краткое  изложение   сведений о газетах, видах,  их назначении.
- Демонстрация  прошлых номеров школьной газеты.
- Изучение методов сбора и обработки информации.
- Определение этапов работы над номером газеты.
- Знакомство с критериями оценки работ.
- Организация обучающих занятий в соответствии с программой уч. занятий клуба;
3 . Исследовательский.
Работа по группам. Распределение журналистских заданий. Сбор информации. Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна. Оформление номера газеты.
4. Итоговый.
1. Презентация результатов проекта: издание ученических газет, участие в конкурсах и фестивалях.
2. Подведение общих итогов – презентация.
3 этап - Схема организации выпуска шк.газеты.
Ожидаемые результаты Повышение социальной активности учащихся.
Развитие познавательной активности.
Повышение интереса к знаниям (увеличение числа ударников учёбы).
Развитие ценностной ориентации учащихся. Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – родители (тиражирование и распр. газеты)
Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании.
Основные темы рубрик.
1) Общешкольные мероприятия, акции, субботники;
2) «Проба пера»;
3) «Наши победы»;
4) «Гордость нашей школы» (о выпускниках);
5) Поздравления
6) «Моя семья»;
7) «Наши учителя…»
Результативность методической системы.
2012-2013 учебный год.
1, 2 места в районном конкурсе сочинений и стихотворений, посвящённого Дню пожилых людей «Дорогим, любимым, самым мудрым»;
Результаты ОГЭ: % выполнения – 100,
% качества – 50.
2013-2014 учебный год.
Результаты ОГЭ: % выполнения – 100,
% качества – 87.
2014-2015 учебный год
1 место в отборочном муниципальном этапе IV Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»;
1 место в районном конкуре сочинений «Письмо ветерану»;
1, 2 места в муниципальном этапе Международной игры «Русский медвежонок»;
Результаты ОГЭ: % выполнения – 100,
% качества – 65.
2015 – 2016 учебный год.
1 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку;
2 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе;
2, 3 места на районном конкурсе стихотворений «Любимые мои Учителя»;
1 место в отборочном муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений.