Понятие о стандартах и стандартизации. Формат. Рамка, основная надпись.

Класс:9
Урок:
Дата:
Раздел: Основные правила оформления чертежей
Тема: Понятие о стандартах и стандартизации. Формат. Рамка, основная надпись.
Цель: Сформировать знания об основных правилах выполнения чертежей
Задачи:
Образовательная - Рассказать учащимся, какое значение имеет стандартизация, каково ее роль во взаимозаменяемости деталей, почему она необходима на чертежи, научить выполнить рамку, основную надпись, показать приемы работы с чертежными инструментами и как организовать рабочее место
Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, стремление и умение преодолевать затруднения
Воспитательная - Воспитать стремление к труду, чувство прекрасного
МТО: для учителя - доска мел, линейка, таблица
для учащихся- учебник, тетрадь,чертежные материалы и инструменты
Вид урока: комбинированный
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый,
индуктивный;
методы учета и контроля: контроль
со стороны учителя, взаимоконтроль,
самоконтроль
Межпредметная связь: математика, русский язык
Формы контроля: Формирование навыков начертания прописных и строчных букв и цифр.
Ход урока:
I. Организационный момент:
1. психологический настрой учащихся к уроку
2. сообщение темы и цели урока
II. Повторение изученного материала:
Что изучает предмет черчение? Назовите отрасли народного хозяйства, в которых используются чертежи
Какие виды графических работ вы знаете?
Каково преимущество чертежа перед рисунком, фотографией?
Какие чертежные материалы и инструменты вы знаете?
Назовите несколько профессий или специальностей. Где необходимо знание черчения. ( Шлифовщик, электросварщик, фрезеровщик, токарь, слесарь – ремонтник, строитель – инженер, архитектор)
Изучение нового материала
Понятие о стандартах
Объяснение материала можно начать с пояснения слова «стандарт» - норма, образец.
Когда каждый инженер или чертежник выполняет и оформляет чертеж, соблюдают единые правила. Н чертежи. Как и другие предметы, установлены стандарты.
Стандарты – это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности.
К конструкторским документам относят чертежи деталей, сборочные чертежи, схемы, некоторые текстовые документы и пр.
Стандарты время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием промышленности и совершенствованием инженерной графики.
Впервые стандарты на чертежи были выведены в 1928г,
Обратить внимание на производственный чертеж, на рамку и основную надпись
Чертежи и
·другие конструкторские документы промышленности и строительства выполняют на листах определенных размеров.

Понятие о форматах.
Для экономного расходования, удобства хранения чертежей и пользования ими стандарт устанавливает определенные бумаги, которые называются форматами.
Чертежи нельзя выполнять на бумаге произвольных размеров.
Форматы бывают:

Обозначение формата
Размеры формата

АО
841 х 1189

А 1
594 х 841

А 2
42О х 594

А 3
297 х 42О

А 4
21О х 297

А 5
148 х 21О


В школе будем пользоваться форматом, размеры сторон которого 297 х 21О (А4) и 297 х 42О (А3).
На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись, содержащую сведения об изображённом изделии. Форму, размеры и содержание её устанавливает стандарт.
В школьных чертежах выполняют основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 3О х 145 мм
Каждый чертеж должен иметь рамку, которая ограничивает его поле.
Линии рамки – сплошные толстые основные. Их проводим сверху, справа и снизу - 5 мм от внешней рамки, с левой стороны – 2О мм.

Производственные чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а основную надпись на них  только вдоль короткой стороны. На чертежах других форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной и вдоль короткой стороны.
В виде исключения на учебных чертежах формата А4 основную надпись разрешено располагать как вдоль длинной стороны, так и вдоль короткой (рис. 3).
IV. Физминутка.
V. Вводный инструктаж. Проверить ОРМ, ПТБ. Направить на выполнение ПР.
Практическая работа.
Рассказать учащимся о том, что приступая к выполнению чертежа, необходимо организовать РМ, это значит так расположить инструменты и принадлежности, чтобы они не мешали и были расположены в определенном порядке.
Поэтапно выполняю на классной доске рамку и основную надпись. Учащиеся по ходу выполняют эту работу на форматах
На доске вывешена таблица с рамкой и основной надписью, используя ее, показать как подготовить чертежный лист бумаги к работе
Первоначально рамка и основная надпись выполняется тонкими линиями и лишь после этого, как все построения выполнены, удалены ненужные линии, чертеж обводим толстой сплошной линией.
Текущий инструктаж. 1. Следить ПТБ и проверить правильность выполнения работы
2. Проверить завершающий этап работы
и осуществление учащимися взаимоконтролю,
самоконтролю и контролю со стороны учителя
VI. Задание на дом: Выполнить рамку и основную надпись на другом листе формата