Роль природоохранной деятельности учащихся в дополнительном образовании на примере объединения «Мастерская природы» в г.Чермозе.


Роль природоохранной деятельности учащихся в дополнительном образовании на примере объединения «Мастерская природы» в г.Чермозе.
Паздникова Елена Евграфовна. Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦВР «Мозаика» п. Ильинский (куст г.Чермоз).
В настоящее время, когда загрязнение окружающей среды достигло критического уровня, роль образования, как одного из ключевых инструментов достижения устойчивого развития, возрастает как никогда прежде, и системы образования сегодня должны отвечать на современные экономические, экологические и социальные вызовы. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача, сложившаяся в социально-культурной ситуации начала XXI века[1]. Образование для устойчивого развития способствует формированию у населения новых знаний, умений, навыков и взглядов, экологически дружелюбного поведения и экологической культуры, и в связи с этим, особое значение приобретает сетевое взаимодействие, обмен информацией, лучшими практиками и опытом, совместное обучение и выполнение проектов. Школа исторически является учреждением принуждения. Личность ученика со своими проблемами и особенностями отступает на второй план. Так же за последние 50–100 лет воспитательные возможности семьи поубавились. Взрослые большую часть времени проводят вне дома – на работе. Дети не могут, как это было раньше, быть участниками “семейного труда” и в процессе совместной со взрослыми деятельности перенимать их опыт, знания, нормы поведения[4]. В настоящее время большая часть людей живет в городах, получая воду, воздух, пищу, тепло и защиту от непогоды с помощью технических средств. С чудесами живой природы большинство жителей встречаются только у экранов телевизора или на летнем отдыхе. Воспитание в современной семье стало во многом декларативным, не основанным на жизнеобеспечивающей деятельности. Когда-то наши предки не отделяли себя от природы. Эти древние представления сохранились в народных обрядах, песнях и танцах, пословицах и поговорках. Сказания и мифы всех народов мира отражают нераздельное единство человека и природы. Человеку зачастую природа кажется чем-то странным и далеким. Современные технические средства позволяют человеку не бояться темноты, жажды, голода. Человека не пугает расстояние и время: можно с огромной скоростью перенестись из одних концов планеты в другие, можно свободно общаться на расстоянии и хранить информацию о минувших событиях. Почему же наша городская жизнь не полнится до краев радостью и счастьем победителей над силами Природы?Первое, что приходит на ум – это болезни. Затем – природные катастрофы. Еще – перенаселенность планеты и связанные с ним экологические проблемы: истощение природных ресурсов и загрязненность планеты отходами технических производств. И наконец – не разгаданные тайны далекого космоса, которые все больше притягивают и пугают человека, освоившего просторы родной планеты. Человек не может существовать в полной независимости от природы.Важно, что бы в наши дни ум, любознательность и настойчивость людей продолжали развивать науку, постигая ее все глубже и глубже[2].
Слово «Экология дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребенку по-новому взглянуть на природу.Знание закономерностей ее развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развивается наблюдательностьи любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира[3].
Программа «Мастерская природы» направлена на формирование экологической ориентации у младших школьников. Ведется взаимодействие с Городским домом культуры: обучающиеся объединения принимают участие в выставках декоративно-прикладного характера: это поделки из природных материалов, композиции из сухоцветов, картины из листьев, игрушки из глины и ракушек и многое другое. Являемся участниками школьных, городских районных, краевых, региональных и общероссийских конкурсов. Выступаем с агитбригадами, которые ребята готовят каждый год на «День Земли». Являемся победителями районного конкурса рисунков «День водных ресурсов», «День птиц» в рамках экологической декады. Первый раз участвовали в эколого-просветительском мероприятии в рамках акции «Марш парков – 2014», который организовал Центр охраны дикой природы и Государственный природный заповедник «Басеги», в конкурсе детских рисунков «Мир заповедной природы», где два дипломанта. Участвовали в фестивале «Ода лесу» в конкурсе литературного творчества «Шуми, шуми, Прикамский лес»,диплом 3 место. Принимали участие в международном экологическом конкурсе-выставке «Экологическая открытка» посвященном Всемирному дню окружающей среды в рамках экологического проекта «ЭКО-2014»,проводимым Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова (Омский институт), где получили диплом 3 степени. Выпускник нашего объединения участвовал во Всероссийском экологическом конкурсе с международным участием «Экологический сценарий», посвященном Всемирному дню защиты детей в рамках экологического проекта «ЭКО-2014»,проводимым тоже Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова (Омский институт), где получил диплом за 1 место.
«Экология, - сказал однажды кто-то из школьников, - это когда люди улыбаются…» А если так продолжим мы, то подарить людям улыбку – это значит увеличить в окружающем нас мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать еще один шажок к гармонии всего живого на Земле. Желаю всем творческих успехов!
Список литературы.
1. Мамедов Н. М. Переход к устойчивому развитию как культурно - цивилизационный сдвиг.
// XVI Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». (Россия. Москва, 25-26 июня, 2010.): тезисы докладов и презентаций XVI Международной конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». – Санкт- Петербург, 2010. – 374 с.
2. Потапова Т. В. Метод оценки здоровья природной среды по нарушениям билатеральной симметрии листьев// Исследовательская работа школьников.2005. № 3, с. 105-113.
3. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль, 2001
4. Ягодин Г. А. Каким быть образованию в России. // XVI Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». (Россия. Москва, 25-26 июня, 2010.): тезисы докладов и презентаций XVI Международной конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». – Санкт- Петербург, 2010. – 374 с.