Конспект урока – игры «Воин без оружия». Воспитание и развитие умения «жить в коллективе».

территория добра и порядка.
Воспитательное мероприятие для школьников 5 – 7 классов
«Воин без оружия»
«Жизнь в обществе невозможна
без взаимных уступок»
Английский писатель Д. Самюэл.
Сегодня мы с вами поговорим о конфликтах. Наше занятие называется «Воин без оружия». А кто это такой? Как вы думаете? Давайте разберемся, хорошо ли им быть.
- Встаньте, пожалуйста, в круг! Изобразите вооруженного человека.
(Дети показывают позой, жестами, мимикой, что они вооружены, Ведущий интересуется у некоторых, чем конкретно они вооружены)
- Какое выражение лица невольно у вас появляется?
(Сосредоточенное, сердитое, неулыбающееся, хмурое, серьезное)
- А теперь изобразите безоружного человека.
(Дети изображают)
- Вы нигде не прячете оружие (нож, кинжал, бомбу, просто палку)?
(Дети показывают руки или прячут их за спину, или высоко поднимают над головой)
- Вот теперь верю, что вы не вооружены, и выражение лица у вас изменилось: вас можно не бояться.
Мы живем в постоянно меняющемся мире, очень часто вокруг нас и среди нас возникают КОНФЛИКТЫ.
Послушайте, что за ситуация сложилась в данном всем известном стихотворении:
По крутой дороге горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом

В этой речке утром рано
Утонули два барана.
Как вы думаете, что произошло с этими барашками? Восстановите картину произошедших на мосту событий. А почему это произошло? Выскажите свое мнение.
Итак, у баранов произошел КОНФЛИКТ.
Само слово «конфликт» латинского корня, в переводе с латинского означает «столкновение».
В одном из психологических словарей так дается определение конфликта: «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов»
Скажите, пожалуйста, какие ассоциации рождает у вас слово «конфликт»?
(Взрыв, гром, молния, вихрь, стена, забор, крушение и т. д.)
Объясните, почему?
Как вы чувствуете себя во время разгоревшегося конфликта?
Опишите свое состояние. Если вам сложно, то продолжите фразу:
- Я боюсь конфликтов, потому что
- Я не боюсь конфликтов, потому что
Так когда мы можем не бояться конфликтов?
( Правильно, когда знаем, как конфликт разрешить, когда умеем воевать «без оружия»)
Давайте с вами проанализируем следующую ситуацию.
Группа подростков куда – то быстро бежит. Изобразите бегущих подростков. А теперь подумайте, почему они бегут?
(Ответы будут самые разные: опаздывают на поезд, сбежали с уроков, убегают от милиции, бегут вызывать «Скорую помощь», догоняют преступника, забыли выключить утюг и т. д.)
В зависимости от этого и реакция окружающих людей должна быть разной: не мешать, помочь или наоборот, задержать, помешать.
________________________________________________________________
А можно ли, по – вашему, прожить совсем без конфликтов (никогда ни с кем не конфликтуя)? Знаете вы таких людей? А почему нельзя?
Правильно! Нельзя! Потому что все мы разные, и разные ситуации (как в данном примере), мы оцениваем по – разному).
Дело в том, что конфликты сопровождают нас от рождения до самого последнего дня. Они нормальное явление в нашей жизни: в семье, в школе, на работе, в транспорте, на отдыхе, в походе. Вы должны знать, что в конфликте не обязательно должны быть победитель и побежденный. И мы должны не избегать их, а научиться правильно вести себя во время конфликта.
- А теперь возьмитесь за руки: (представьте, что) вы друг с другом не знакомы. Попробуйте без слов и мимики только с помощью ладоней рук поссориться, подраться, затем попросить друг у друга прощения, помириться. Получилось?
- Оказывается, чтобы разрешить конфликт надо постараться не сердиться, не злиться, а понять другого человека, поставив себя на его место.
Итак, первый способ решения конфликта - умение сопереживать, сочувствовать
Звучит отрывок из классического произведения.
- Кому понравилась эта музыка? Встаньте справа. Почему?
( Кто из противоположной команды с этим утверждением согласен, делает шаг навстречу и т. д.)
-А кому не понравилась? Встаньте слева. Почему?
( Кто из противоположной команды с этим утверждением согласен, тоже делает шаг навстречу и т. д.)
- Значит, прежде, чем осудить другого человека, надо постараться понять, что он чувствует, выслушать его доводы, аргументы.
Не случайно же говорят: «Понять – значит простить»
Продолжите, пожалуйста, известный афоризм « Обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой»
Значит, второй способ решения конфликта - понимание.
А сейчас сядьте, пожалуйста, удобно, закройте глаза и мысленно представьте себе человека, который вас когда – то чем – то обидел.
Попробуйте представить этого человека в смешной ситуации (а лучше и себя вместе с ним). Наденьте на него клоунский костюм, водолазный костюм, скафандр космонавта, нарисуйте ему рожки, раскрасьте мысленно лицо, как у индейца; попробуйте подняться над ситуацией, увидеть в ней смешной элемент или довести ситуацию до абсурда.
Самый легкий (третий) способ решения конфликта – юмор.
Давайте послушаем сказку В. Сутеева «Яблоко»:
- Бежит заяц по лесу, видит на яблоне яблоко висит. Решил заяц его сорвать. Прыгал. Прыгал, а достать не может – высоко. Летела мимо ворона, попросил ее заяц сорвать яблоко. Ворона яблоко сорвала, но не удержала – упало оно на землю, прямо на спину ежику. Ежик бросился бежать – заяц и ворона за ним. Каждый кричит: «Мое яблоко!». Чуть до драки не дошло. Но тут из лесу вышел медведь, звери попросили медведя рассудить их.
- Какой путь выхода из конфликта избрал медведь? Предложите свои варианты.
Следующий (четвертый) способ выхода из конфликта – это обращение к третьему, незаинтересованному лицу.
В книге психолога Владимира Леви «Нестандартный ребенок»
приводится такой диалог матери и двенадцатилетнего сына:
- Мам, я пойду погуляю!
- Уроки сделал?
- Угу.
- Вернешься, проверим. Чтоб через час был дома.
- Ну, я пошел.
- Надень пальто, холодно.
- Не холодно. Витька уже без пальто.
- Надень, тебе говорю, простудишься.
- Да не холодно же! Ну не хочу (мама пытается натянуть на сына пальто, сын сопротивляется)
- Ну отстань, мам!
- Что? Ты опять грубишь?
Тексты раздать детям. Попробуем прокомментировать каждую реплику по такому плану: 1. что думает сам говорящий 2. что слышит за его словами собеседник.

- Мам, я пойду погуляю!
1. «Мне скучно, мама, я устал»
2. « Я ничего не хочу делать, мне бы только развлекаться»
- Уроки сделал?
1. « Хорошо тебе, мальчик, а мне еще твои штаны стирать»
2. « Не забывай, что ты не свободен»
- Угу.
1. «Конечно, сделал, завтра же контрольная»
2. « Отстань от меня, мне бежать надо»
- Вернешься, проверим. Чтоб через час был дома.
1. « Уйдешь на час, а придешь через три!»
2. « Знаю я, как ты уроки делаешь!» и т. д.
- Ну, я пошел.
- Надень пальто, холодно.
- Не холодно. Витька уже без пальто.
- Надень, тебе говорю, простудишься.
- Дане холодно же! Ну не хочу (мама пытается натянуть на сына пальто, сын сопротивляется)
- Ну отстань, мам!
- Что? Ты опять грубишь?

А теперь снова составьте диалог, но так, чтобы слышать друг друга и избежать конфликта. Получилось? Разыграйте его между собой ( по парам), распределив роли.
Попробуйте сами назвать еще один из способов преодоления конфликта – это, несомненно, умение слушать и слышать другого.
________________________________________________________________
Давайте с вами вспомним, что в России живут люди разных национальностей: говорят на разных языках, и имеют разный цвет кожи. Но, как вы думаете, они так же плачут, когда им больно и так же расстраиваются, когда им плохо, как и вы? Они так же любят своих родителей? Так же любуются прекрасной природой и так же хотят быть счастливыми?
Один из ваших сверстников сочинил такое стихотворение:
У тебя больше солнца,
У меня больше света,
У меня больше снега.
У тебя больше лета.
Мои глаза не встречались с твоими,
У тебя такое странное имя.
Но у нас одинаковые
Мечты и сны,
Мы с тобой одинаково
Не хотим войны.
А теперь давайте вспомним все пути преодоления конфликтов, о которых мы сегодня с вами говорили, и постараемся быть в жизни настоящими воинами – «Воинами без оружия».
Терпеть и верить – все на свете
Прекрасны – взрослые и дети,
Коты, собаки и медведи,
И сослуживцы, и соседи.
Терпимость – наш взаимный шанс,
ведь кто – то тоже терпит нас.
Сегодня мы назвали пять способов решения конфликтов, их пять, как пять пальцев на руке. Ноя уверена, что у каждого из вас найдется еще свой способ выхода из конфликтной ситуации, и вы обязательно о нем нам расскажете. Вот тогда вы действительно сможете стать настоящим «Воином без оружия», который справится с любой ситуацией, благодаря собственной выдержке, характеру и силе воли.

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой.
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.









Пояснительная записка

Ф. И. О., должность
Назарова Татьяна Германовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №13
г. Оленегорск, Мурманской области

Название ресурса
Воспитательное мероприятие

Вид ресурса
Конспект урока – игры «Воин без оружия»

Предмет УМК


Цель и задачи ресурса
Воспитание и развитие умения «жить в коллективе»

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс
10 -13 лет

Программа, в которой создан ресурс
Microsoft Word

Методические рекомендации по использованию ресурса



Источники информации:
1.Редьярд Киплинг. Стихотворения. «Заповедь»
2. Лит Хейн. Стихи. «Терпение».
3. Владимир Леви «Нестандартный ребёнок»
4. Владимир Сутеев Сказка «Яблоко»
5. С. Михалков «Бараны»












15