Урок по развитию речи для 5класса по теме Весенние цветы. Для детей с умеренной умственной отсталостью.


МБОУ Пушкинская школа-интернат VIII вида
Открытый урок по развитию речи
для 5 класса
по теме: «Весенние цветы»
Для детей с умеренной умственной отсталостью
Учитель: Коломиец Ольга
Вячеславовна
Этапы урока Педагогический замысел Деятельность учителя Деятельность обучающихся Демонстрационный материал Образовательная технология
I Организационный момент Приветствие. Актуализация внимания обучающихся. Установка на положительный настрой к уроку. Проверка наличия выполненного домашнего задания - здравствуйте ребята! Передайте пожалуйста карточки с выполненным домашним заданием.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся к нашей знакомой Цветочной фее, потому что именно в апреле на солнечных лужайках, на пригорках, на садовых клумбах начинают распускаться первые весенние цветы. А цветов у феи великое множество, за всеми нужен уход, справиться в одиночку очень тяжело, нужны помощники. Поможем, ребята! Эмоциональный отклик.
Сдают учителю перфокарты с выполненным домашним заданием.
Соглашаются. (Слайд 1)
Тема урока
(Слайд 2)
Цветочная фея с музыкаль-ным оформлением Гуманно-личностная
Аудиовизуальная
Гуманно-личностная
II Повторение пройденного материала
Актуализация знаний Работа с планом-схемой
Сообщение цели в виде проблемного задания.
Постановка перед обучающимися учебной проблемы.
Актуализация опыта. Тогда, давайте, наметим маршрут нашего путешествия.
Первую остановку я предлагаю сделать в лесу,
следующую в поле, а затем мы с вами побываем на городской цветочной клумбе.
- На полянах и в садах,
И на клумбах,
И в лесах,
Небывалой красоты
Распускаются…
- Подумайте и назовите одним словом: цветы, которые растут в лесу какие?
А в поле?
А в саду? Читают план-схему маршрута
Отвечают хором:
- Цветы!
- Лесные
- Полевые
- Садовые (Слайд 3)
Маршрут путешест-вия
(Слайд 4) Аудиовизуальная игровая
III Основной этап
1) Усвоение новых способов действий
2) Проверка понимания изученного
3) Закрепление-знаний и способов действий.
4) Применение знаний и способов действий.
5) Обобщение и систематиза-ция знаний. Логопедическое упражнение на развитие подражания, снятие психофизического напряжения
Игра-загадка
Словарная работа. Подбор слов – признаков
Ароматическое упражнение
Работа с Красной книгой.
Арт-терапевтическое упражнение
Чтение стихотворения
Динамическая пауза. Подвижная игра с речевым сопровождением «Мать-и-мачеха»
Разно уровневая самостоятельная работа с разрезной картинкой на местах
Дидактическая игра «Где растут цветы?»
Вопросно-ответное обучение
Арт-терапевтическая работа.
Изо терапевтическое задание. - Вот мы и в лесу!
Как красив весенний лес,
В дымке он стоит зелёный,
На деревьях вздулись почки,
Распускаются листочки,
Появляются цветочки
Головой кивают
Солнышко встречают
- Какой лесной цветок появляется самым первым? Артём ты знаешь ответ на этот вопрос? Тогда загадай ребятам загадку об этом цветке.
Подумайте и скажите, почему так называется этот цветок?
- Верно!
- Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький!
- Отгадайте следующую загадку:
Белые жемчужины
Прилепились в ряд
К стебелёчку тонкому,
Дарят аромат
Весною распускаются
И цветут в лесу,
Даже книга Красная
Бережёт красу
(Во время чтения обхожу учащихся с аромабаночками).

О какой книге говорится в стихотворении?
- Какие растения заносятся в Красную книгу?
- Что мы можем сделать для того, чтобы сохранить эти цветы?
- Давайте поможем вернуть жемчужины на стебель ландыша!
- Игорь прочитает стихотворение о ландыше
Раздаю атрибуты игры (шапочки), встаю в центр круга, читаю стихотворения, показывая движения.
- Растёт на поле мать-и-мачеха,
Будто солнечные зайчики,
Они жёлтые, пушистые,
Как солнце золотистые,
Головки к солнышку подняли,
«Здравствуй, солнышко!»
- Сказали,
Тёплый, нежный ветерок,
На поляну приходил,
Мать-и-мачехи цветы,
В хоровод он пригласил,
Мать-и-мачехи пляшут, Раз, два, три,
Головками машут –
Раз, два, три,
Ты на них посмотри –
Раз, два, три,
Раз, два, три!
Будем с ними танцевать, Будем прыгать и играть!
- Ребята, давайте теперь послушаем стихотворение Ирины и подумаем о каком цветке говорится в стихотворении.
- А теперь, предлагаю, вам, самостоятельно собрать картинку из частей
Фея приготовила для вас «чудо-шапочки-тюльпанчики».

- Что надели вы тюльпаны?
- Для чего такой наряд?
- Определите, пожалуйста, место, где растут цветы?

- А сейчас, давайте, вспомним, как появляются цветы и их строение.
- Однажды в землю попадает семечко. Его могли посадить в клумбу. А ещё его мог принести ветер или оно просто упало с цветка.
Земля бережёт его, греет, вода поит, и вот, однажды происходит чудо: из семечка появляется росток. У него начинают расти корни, которые пьют влагу из земли. Он становится всё крепче, всё сильнее и, наконец, пробивается на поверхность.
- Солнце даёт ему силу и стебель тянется всё выше, поближе к солнцу.
Проходит совсем не много времени и на стебельке появляется бутон.
- Он растёт и набухает и однажды распускается, превращаясь в цветок, расправляя лепестки.
- Подумайте и ответьте:
- Как называются части цветка?
- Назови цветы, которые появляются из семечка?
- Назови цветы, которые появляются из луковички?
- Ребята, наша цветочная Фея приготовила для вас сюрприз. В начале весны мы с вами выполняли практическую работу по посадке садовых цветов. Давайте вспомним, как это было.
- И вот сегодня Фея в благодарность за вашу помощь попросила цветы распуститься. Вот какие они стали!
(Выносят контейнер с нарциссами и тюльпанами).
- А мы тоже хотим сделать Цветочной Фее свой подарок. Разводят руки вперёд.
Надувают щёки.
Сложенные вместе ладони «раскрывают» в правую и левую стороны.
Приседают и медленно встают.
Кивки головой.
Руки поднимают вверх
- Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным
Как привет капели звонкой,
Называется…
- (Хором)
Подснежник
- Появляется из-под снега или растёт под снегом.
- Ландыш.
Вдыхают цветочный аромат
- О Красной книге.
- В Красную книгу заносятся названия исчезающих растений.
- Люди не должны их рвать.
Выполнение коллективной аппликации на доске
- Родился ландыш,
В этот день,
И лес его хранит,
Мне кажется, его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы и цветы…
Образуют круг, повторяют движения, вслед за учителем.
Поднимают руки вверх, качают вправо-влево
Руки в стороны, машут вверх – вниз, поднимают голову вверх, говорят хором
Выполняют «пружинку»,
Руки на поясе.
Попеременно выставляют вперёд правую и левую ногу на пятку, руки «полочкой» перед грудью
Хлопают в ладоши, прыгают на месте, на двух ногах.
Садятся на места
- Я цветочек не парадный,
Но весёлый и нарядный,
Жёлтый или белый,
Как подснежник смелый!
Я мороза не боюсь,
И на клумбе появлюсь!
Выполнение работы.
Надевают шапочки. Отвечают хором.
- Разноцветные кафтаны!
- Пусть любуется весь сад!
Работа у доски. Разложить цветы на зоны игрового поля.
Отвечают на вопросы.
- Корень.
- Стебель.
- Листья.
- Бутон.
- Лепестки.
- Плоды и семена
- Ландыши, подснежники, мать-и-мачеха.
- Тюльпаны, нарциссы.
Просмотр слайдов.
Эмоциональ-ный отклик. Могут встать с мест, полюбоваться и ощутить аромат цветов.
Выполнение аппликации на местах. (Слайд 5)
Шум леса видеосю-жет «весенний лес»
(Слайд 6)
Фото «Подснеж-ник»
(Слайд 7)
Фото «Ландыш»
Ароматические баночки
Монтес-сори
(Слайд 8)
«Красная книга»
Демонстрация «Красной книги»
(Слайд 9)
«Красная книга
(Слайд 10)
Аудио сказка Феи
- Я расскажу вам сказку про ландыши. Однажды добрые, лесные человечки – гномы подарили Белоснеж-ке жемчужное ожерелье. Но ниточка, на которой держались бусы оборвалась и бусины рассыпа-лись среди зелёных трав и лесов. Белоснеж-ка очень опечали-лась. Чтобы утешить девочку, гномы преврати-ли жемчужи-ны в белые колоколь-чики ландышей.

(Слайд 11)
Музыкаль-ное сопровождение «Лан-дыши»
(Слайд 12)
Голос Феи:
«Спасибо вам ребята за помощь! А теперь давайте с вами отправим-ся на поляну к полевым цветам».
(Слайд 13)
Видео «Мать-и-мачеха», с музыкаль-ным сопровож-дением.
(слайд14)
Фея:
- Спасибо вам ребята за танец, предлагаю вам теперь, отправить-ся на цветочную клумбу».
(Слайд 15)
Фото «Нарцисс»
(Слайд 16)
Музыкаль-ное сопровож-дение
Атрибуты
«Чудо-шапочки-тюльпан-чики»
(Слайд 17)
Музыкаль-ное сопровож-дение
Игровое поле с зонами (лес, поле, клумба), раздаточ-ный материал.
(Слайд18)
«Семечко и луковица»
(Слайд 19)
«Росток с корнями»
(Слайд20)
«Растение с бутоном»
(Слайд 21)
«Строение цветка»
(Слайды 22,23) «Лукович-ные цветы
(Слайды 24,25,26)
Этапы выращива-ния растений с музыкаль-ным сопровож-дением.
Контейнер с выращен-ными растения-ми.
Материалы для задания (Слайд 27) музыкаль-ное сопровож-дение. Аудиовизуальная методика по сенсорному воспитанию
Игровая
Методика по сенсорному воспитанию
Игровая
Аудиовизуальная
Аудиовизуальная методика по сенсорному воспитанию
Аудиовизуальная методика по сенсорному воспитанию
Гуманно-личностная
Гуманно-личностная
Игровая
Гуманно-личностная аудиовизуальная
Гуманно-личностная
методика по сенсорному воспитанию
IV Подведение итогов урока Качественная оценка работы класса и отдельных учащихся - Ребята! Природа – наш дом. Цветы – украшение этого дома. Давайте относиться к ним бережно, с любовью. Не срывайте лесные и полевые цветы, они у себя дома. В них нуждаются насекомые. Ходите только по тропинкам, чтобы не мять травы и цветы! (Слайд 28)
Слова Феи
- Вы замеча-тельно потруди-лись на уроке, помогли мне, узнали много нового. Выращи-вайте цветы в саду на клумбе и любуйтесь ими!
(Слайд 29)
«Конец» Аудиовизуальная гуманно-личностная
Описание методической разработки урока
Учебный предмет: развитие речи
Разработка урока ориентирована на обучающихся 5 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.
Форма работы: классно-урочная
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Место проведения: учебный кабинет
Время проведения – 40 минут
Задания предъявлены со сменой доминантного анализатора по принципу продуктивной обработки информации в вербальной и невербальной форме. Создание интереса к лексической теме должно обеспечить последующее усвоение знаний через активацию всех сенсорных систем и эмоциональных переживаний
Предусмотрена смена поз обучающихся, создание преднамеренных ситуаций, побуждающих к общению, стимуляция речевой деятельности, выполнению заданий по образцу, словесной инструкции и наглядной инструкции.
Цель: обобщение знаний обучающихся о весенних цветах.
Задачи
Образовательные:
Закрепить представления обучающихся о лесных, полевых, садовых весенних цветах
Уточнить и расширить словарь по теме урока
Систематизировать представления обучающихся о произрастании цветов
Развивать познавательный интерес к миру растений
Обобщить результаты творческой деятельности обучающихся
Коррекционные:
Развитие высших психических функций
Развитие общей и мелкой моторики
Развитие связной речи
Обучение сочетанию движения и речи
Применение полученных знаний в практической деятельности
Коррекция эмоционально-волевой сферы
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру
Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества
Повышать школьную мотивацию через воспитание интереса к предмету
Образовательные технологии:
Игровая
Аудиовизуальная
Методика по сенсорному воспитанию
Гуманно-личностная
Объяснительно-иллюстративная
На уроке использована совокупность словесных, наглядных и практических методов обучения.
Игровая форма обучения
Демонстрация; показ; объяснение; ТСО;
частично-поисковый;
развитие координации движения рук и ног в процессе выполнения движений музыкально – ритмической композиции;
подвижные игры с речевым сопровождением, общеразвивающие упражнения;
В ходе урока проводятся смены динамических поз учащихся, когда дети работают в режиме «сидя-стоя»;
Создание преднамеренных ситуаций, побуждающих к общению;
Стимуляция речевой деятельности;
Использование специально подобранных дидактических игр;
Использование межпредметных связей по лексической теме (через практические задания, фото и видео материалы);
Выполнение действий по образцу, словесной инструкции.
Предварительная работа
Разучивание коммуникативных игр на координацию слова с движением.
Разучивание стихов.
Индивидуальная работа с неговорящими обучающимися по организации речи.
Рисование весенних цветов.
Вовлечение родителей в подготовку к открытому уроку
Съёмка и монтаж видеосюжетов, фотографий.
Изготовление атрибутов для урока.
Оформление школьного кабинета.
Здоровьесберегающая деятельность на уроке:
соблюдение общих гигиенических требований;
место и длительность применения ТСО;
смена динамических поз в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся;
частота чередования, продолжительность видов деятельности;
наличие на уроке вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
создание эмоционально - комфортной коррекционно-развивающей среды, доброжелательного психологического климата.
Оборудование
Мультимедиа проектор;
Компьютер;
Демонстрационный материал
Ароматические баночки
Атрибуты (шапочки)
Контейнеры с выращенными растениями
Листы с домашним заданием
Клей, картон, ватные диски, цветная бумага.