Презентация на тему Музейная педагогика и её роль в процессе образования


Музейная педагогика и её возможности в процессе воспитания Заместитель директора по воспитательной работеРодина Елизавета Викторовна Музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. Музейная педагогика позволяет: — изучать закономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике, возможности совершенствования педагогического руководства; — определять специфику педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывающую необходимость дифференцированного подхода к посетителям музея; — обобщать опыт воспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и совершенствовать научно-методические рекомендации; — выявлять наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типами образовательных учреждений; — прогнозировать развитие музеев в плане реализации их педагогических возможностей. Основные этапы истории создания и развития школьного музея: С начала своего возникновения на рубеже XIX—XX веков и до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании,он является плодом общих усилий, совместного творчества учащего и учащегося, которые вместе занимаются собиранием или изготовлением пособий.В 1930-х и 1940-х годах музей наглядных пособий превращался в краеведческий. С 1950-х годов начинается процесс формирования сети школьных музеев, давший импульс созданию школьных музеев практически всех профилей. К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев — четыре с половиной тысячи. В среде школьных музеев появляются музеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные. В 1990-х годах школьные музеи переживают известный кризис и подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов. Основополагающие принципы деятельности школьных музеев: Школьный музей служит своим творцам. Создатели музея (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и прочие) являются и его основными «потребителями» или «пользователями» Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихсяШкольный музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества Школьный музей - открытая образовательно-воспитательная система Термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Это побудитель творческой активности детей, способ улучшения и углубления контактов с педагогом, средство обогащения учебного процесса. Школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. Школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда. Это музей, который создается детьми и одновременно для детей.Музей входит в структуру школы и отвечает ее потребностям. Основные функции школьного музея: научно-документальная;охранная; исследовательская;образовательная; центр научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения. Формы и методы, используемые для решения воспитательных задач на базе музея: Традиционные:экскурсия;встреча с интересными людьми. Инновационные:интерактивный музей на сайте учреждения;интерактивная экскурсия в режиме мультимедиа;детский музей.