Тема: «Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять» по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».


Тема: «Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять» по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».Цель: по средствам произведения дать ответ на вопрос, почему человек совершает тот самый «плохой хороший поступок»
Задачи урока: знать содержание произведения; уметь анализировать и интерпретировать его; передавать содержание текста в сжатом виде; оценивать авторскую позицию;
Оборудование: учебник литературы 7 класс, презентация к уроку, медиапроекторМодель урока: урок- исследование
Ход урока:
№ Этапы урока Содержание урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Орг. момент:
Проблемный анализ цитаты:

Работа с текстом публицистического стиля:
Презентация:
Интерпретация прочитанного рассказа:
Понятие антитезы (практическая деятельность)
Рефлексия, итог урока:
Домашнее задание:
-Здравствуйте, садитесь.
-Ребята, посмотрите на экран, прочитайте, что здесь написано. Запишите её в тетрадь по литературе.
- Как вы понимаете эти слова?
(есть такие ситуации, когда человек чтобы помочь другому человеку совершает тот самый «плохой хороший поступок» и есть люди, которые осуждают, не разобравшись, и не хотят разбираться в причинах поступка).
- Сейчас на уроке мы попытаемся в этом разобраться. А работать мы будем по следующему плану (показ плана урока).
-Открой те учебники на стр.107. Что вы здесь видите?
- Давайте прочитаем дневниковую запись Андрея.
- Как вы думаете, что общего в нашей цитате и дневниковой записи (и в публицистическом стиле и в худ. произведения рассматривается вопрос о взаимопонимании людей)
-Скажите мне какоё худ. произведение вы читали дома?
-Обратите внимание ещё раз на наше высказывание, есть ли связь с рассказом В.Распутина «Уроки французского»?
-Скажите мне, а от какого лица ведётся повествование? (от лица автора, рассказ автобиографичен)
-Сейчас Иннеса расскажет вам о жизни и творчестве писателя, у неё было индивидуальное задание, она подготовила презентацию.
-Какие чувства и мысли вызвал у вас рассказ?
-Как вы можете охарактеризовать героев этого рассказа (работа у доски)? Давайте дадим им характеристику, используя прилагательные - 3-4.
-А сейчас найдите в тексте 1-2 предложения, которые показывают героев и характеризуют их.
- А какие же взаимоотношения складываются у героев между собой? Существуют ли конфликты, а может быть у них полное взаимопонимание?
- Давайте графически обозначим их отношения между собой стрелками – схема взаимоотношений



-Почему получилась такая схема? Почему обратная связь и взаимопонимание и взаимоотношения сложились у героя только с Лидией Михайловной? (смогла понять и смогла помочь, хотя потом заплатила за это)
-Посмотрите, еще раз на нашу схему: противоположны образы ученика и учительницы. С другой стороны, герой противопоставляется Птахе и Вадику. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости. Окружающих героя людей можно условно разделить на две группы: добрых и злых; сопереживающих и бессердечных.
Нашего героя терзают и другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством.
Итак, Распутина можно назвать мастером литературных портретов. Основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.
В тетрадях записывают определение. Антитеза - художественный приём, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
Например: «Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла…»
Антитеза встречается в заглавиях литературных произведений: «Война и мир» Толстой; «Преступление и наказание» Достоевский.
-Давайте найдем антитезу в нашем тексте. Как противопоставлены характеры действующих лиц?
-Как вы думаете, мы справились с поставленной задачей?
-На какой вопрос мы искали с вами ответ?
-А можно ли его связать с цитатой нашего урока?
-Молодцы. Спасибо за урок. Оценки за урок получают….
На «4» и «5»
- написать сочинение, опираясь на цитату нашего урока;
На «3»
-написать сочинение о герое рассказа, который особенно понравился.