Урок литературного чтения по теме Алексей Пантелеев Главный инженер. (4 класс)


Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Алексей Пантелеев "Главный инженер". (2 урок)
Тип урока: комбинированный.
Цель: обогатить учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю своего Отечества, способствовать воспитанию патриотизма.
Задачи:
формировать коммуникативную компетентность (первый уровень, аспект – публичное выступление) и информационную компетентность (первый уровень, аспект – извлечение вторичной информации) через работу с текстом;
развивать умение анализировать литературное произведение, адекватно понимать и оценивать прочитанное, анализировать средства художественной выразительности;
воспитывать культуру учебного труда, учить планировать и оценивать свою работу.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, карточки.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Программное обеспечение: «Microsoft Office, PowerPoint».
Программа: УМК «Перспективная начальная школа».
Ход урока.
Орг. Момент
Актуализация знаний.
- Вспомните название раздела, к изучению которого мы приступили.
- Дома вы должны были подумать, что значит: без прошлого нет будущего.
(новое должно строится с учетом прежнего, с учетом ошибок и неудач, чтобы не повторять)
-Что такое отечество?
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
-Какую дату отмечает наша страна 9 мая этого года?
Чтобы увековечить память о ВОВ кинорежиссеры создали фильмы, композиторы написали песни, писатели и поэты –стихи и рассказы, скульпторы памятники и монументы. Художники нарисовали картины.
3. Поход в «Музейный дом».
- Рассмотрите репродукции картин. Чем они похожи? Для чего художники ввели детские образы ведь воевали взрослые?
-Что хотел показать художник этой картиной? (страх, девочка хочет спрятаться за дедушку)
-Что изображено на репродукции? (горе, разруха, война, снаряд попал в жилой дом, люди остались без крыши над головой, в глазах ужас, негде спрятаться, негде укрыться…)
-Что можно сказать об этой картине.(мальчик взял на себя обязанности взрослого, хозяина)
-Здесь мы видим, что пропала мама, а папа с сыном ждут ее каждый день?
- На этой картине видно, что некоторые дети встали в ряды со взрослыми.
- Как думаете какие чувства они испытывают?
(УЖАС, СТРАХ, ГОЛОД, ненависть к врагу.)
4. Введение в тему.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьезно:
Страдали дети тяжко от войны…
- Война коснулась каждой семьи. Весь советский народ встал на защиту своей страны. Все взрослые мужчины и женщины уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных. Кто остался дома?
-Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.
- Как вы думаете почему именно эти репродукции представлены вашему вниманию? (на них изображены дети, а произведение, которое мы изучаем тоже о детях)
-Художники изобразили детей с помощью кисти, а писатель с помощью…слова.
-О каких героях мы должны сегодня вспомнить? (слайды пионеры-герои)
-Вспомните название рассказа с которым познакомились.
-Кто автор произведения?
III. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы продолжим работать над произведением А. Пантелеева «Главный инженер». Нам предстоит ответить на вопросы:
– Почему рассказ так назван?
– Почему автор в начале рассказа говорит не только о награждении Леши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?
IV. Работа по теме урока.
– Где происходит действие рассказа? (Действия рассказа происходит в Новой Деревне, которая расположена около города Ленинграда.)
– Как изменились интересы мальчишек и их поведение? (Деревенские ребятишки прекрасно понимают, что такое война. Появление настоящей зенитной батареи в их деревне производит сильное впечатление, ребята быстро выясняют про устройство и работу батареи во всех подробностях.)– Осталось хоть что-то детское в этих мальчишках после того, как в их деревню пришла война?
– Радуются ли ребята обильному снегу, чем ещё, кроме наблюдения за батареей им интересно заниматься?(Война наложила на мальчишек неизгладимый след: им значительно интересней вылепить из снега зенитную батарею, а не снежную бабу.)
– К какой беде, чуть не привела такая, безобидная на первый взгляд, игра детей?
-Как узнал о случившемся Алеша?
– Понимают ли мальчики всю суровость законов военного времени? Считают ли они, что должны нести такую же ответственность за свои поступки, как взрослые мужчины? (Дети понимают, что их детская неосторожность чуть не стала причиной трагедии, они готовы понести наказание за эту выходку. Леша полностью осознаёт свою вину и понимает взрослые законы войны, он не злится на Вдовина за то, что тот сообщил зенитчикам его адрес; он понимает, что его выходка заслуживает сурового военного суда, трибунала.)– Дома вы должны были приготовить ответы на вопросы к тексту. С. 146
- Расскажи о переживаниях Леши Михайлова до его встречи с полковником. (с. 140- зачит.)
- Подтвердите, что Леша испытывал не только страх, но и чувства вины и стыда. (зачит. фразы)
-«Он чувствовал себя действительно виноватым.» Самое же сильное чувство пожалуй, – это чувство ожидающего позора: «А мысль о том, что судить его будут в Военном трибунале как какого-нибудь шпиона или предателя, совсем убивала его.» Во время войны не было большего оскорбления, чем обвинение в сочувствии или помощи врагу.)– Достойно ли Лёша вёл себя беседуя с полковником? (с. 142. Зачит. фразы)(На допросе у полковника Лёша изо всех сил пытается вести себя по– взрослому, достойно: «Только бы не заплакать»– ещё раз подумал Лёша и шагнул через порог.» Он не пытается приуменьшить свою вину или свалить её на других. С другой стороны, мальчик не бравирует своей храбростью и безрассудством, он и в самом деле понимает , что чуть не сгубил и зенитчиков, и родную деревню. Вероятно, по тому полковник просит именно Лёшу стать «главным инженером» по строительству ложных объектов, фальшивых зенитных батарей, которые необходимо сделать настолько точно и тщательно, чтобы противник принял их за настоящие военные сооружения.)-Какое поручение было дано Леше и его друзьям? (с. 144- зачит.)
- На прошлом уроке мы с вами начали составлять характеристику главного героя. Какие черты характера мы выделили?
- любознательный
- терпеливый, сила духа
-способен нести ответственность за себя и за других
-честный (это видно из разговора с полковником)
Сейчас мы дочитаем последнюю часть рассказа и выделим какие черты характера еще присущи Леше? Чтение текста с. 145-146
Справился ли он с заданием?
– Какие качества  Лёши помогли ему справиться с заданием? (Помимо качества лидера, руководителя, мальчик обладает честностью, прямотой, способностью нести ответственность и за себя, и за других людей. Он окрылён тем, что его не только не расстреляли, но и поручили действительно важное военное задание.) творческий, ответственный, - наводящие вопросы:
-Какое задание по значимости поручили Леше и его товарищам? (важное, значимое, ответственное…). Если он справился с этим заданием, то каким был он сам?
- Как он подошел к выполнению этого задания? Если противник не смог отличить игрушечную батарею от настоящей, то как была выполнена работа?
Как называют таких людей? (творческие)
-Кем является среди своих товарищей?
- лидер (командир)
– А сейчас ответим на вопросы которые мы поставили в начале урока (разрешение проблемы).
-Давайте вспомним значение слова инженер. Заслужил ли это звание Алеша?
-Можно ли его считать героем? Посмотрим на характеристикe Леши и немецкого лейтенанта.
– Почему автор в начале и в конце рассказа говорит не только о награждении Лёши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша? За что был награжден немецкий лейтенант?
– Такой приём в литературе называется контраст, другим словом противопоставление.
Работа в группах.
А сейчас предлагаю поработать в группах. Восстановите последовательность событий рассказа.
V. Итог урока. Рефлексия.
-Много лет прошло со дня окончания ВОВ. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны. А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, из книг, художественных фильмов, книг (выставка). Мы не должны забывать этот страшный урок истории. Как только люди забудут ужасы войны, война снова начнется на нашей земле.
-На войне погибло более 26 миллионов человек. В Москве на Красной площади горит вечный огонь- главный символ победы. Почему он так назван?
-ВОВ не обошла и ваши семьи, среди, которых тоже были участники войны.
-Предлагаю вам зажечь вечный огонь в память о погибших на войне. (Дети крепят на доску пламя вечного огня. Те кому все было понятно, легко и интересно- выберите красный цвет, те у кого возникли затруднения- выберите жёлтый цвет)
МИНУТА МОЛЧАНИЯ (запись).
VI. Домашнее задание.