Урок литературы в 6 классе по циклу повестей Н.В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки


Урок литературы в шестом классе.
Тема урока: “Добро и Зло в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Н.В. Гоголя”. (Тип урока – урок исследование с элементами драматизации).
Цель урока: 1)для пробуждения интереса учащихся к литературе, привитие любви “к прекрасному”, обогащению их лексических познаний;
2) воспитание чувства патриотизма, любви к народному творчеству, к родному языку на примере отношения к нему Н.В. Гоголя;
3) развитие логического мышления, устной связной речи; развитие артистических способностей детей, развитие умения работы с дидактическим и иллюстративным материалами;
4) погрузить учащихся в атмосферу народной культуры, создавая установку на чтение и анализ;
5) сформировать у учащихся понятие добра и зла, используя библейские мотивы;
6) развить понятие о русских народных традициях.
Материалы и оборудование: портрет Н.В. Гоголя, работы Ф.А. Моллера (1841); репродукции картин А.И. Куинджи “Вечер на Украине”, “Ночь над Днепром”(1880), “Украинская ночь” (1876), И.Н. Крамского “Русалки” (1871); запись украинской народной песни “Мисяц яснесенький”; репродукция иконы “Рождество Христово” (Новгородская школа. Конец 15 – начало 16вв.); воссоздание макета крестьянской избы 18-19вв.
Эпиграф к уроку: 1) “Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохраняют все прекрасное. Я испытал это на себе”. Н.В. Гоголь.
2) “И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать все громадно несущуюся жизнь, озирал ее сквозь видимые миру смех и незримые, неведомые ему слезы!” Н.В. Гоголь.
Методы: беседа по содержанию повестей и анализ эпизодов, чтение наизусть отрывков, сообщения учащихся, постановка вопросов, выставление оценок, словесное поощрение, участие в народных обрядах, словарная работа.
Словарная работа: псевдоним, коляда, Рождество.
Домашнее задание к уроку: прочитать всем “Ночь перед Рождеством”, 1-вариант прочитывает “Майскую ночь, или Утопленницу”, 2-вариант – “Сорочинскую ярмарку”.
План и ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока “Добро и Зло в “Вечерах на хуторе близ Диканьки”, сборники включающем несколько повестей, объединенных общими темами и проблемами. Рассмотрим одну из них, на мой взгляд, самую актуальную в наше время: Добро и Зло. Как решает эту проблему Гоголь, какие нравственные уроки помогает нам извлечь?
Откуда у Гоголя, совсем ещё молодого человека, такой странный взгляд на мир: с одной стороны поэтический, романтический, а с другой – очень суровый, всевидящий, реалистический? Всему начало – семья, детство человека. Все мы родом из детства. И Гоголь – не исключение. Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохраняют все прекрасное. Я испытал это на себе» (Н. В. Гоголь – матери. Октябрь 1833 года). Что же из детства писателя, потрясшего его душу, прошло с ним по всей жизни, воплотилось в произведениях?
1-ученик. Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в Полтавской губернии, в Больших Сорочинцах Миргородского уезда. Детские годы прошли на Украине, в селе Васильевке, среди щедрой южной природы. Очень рано возник у Гоголя интерес к фольклору, к народному творчеству. Он слушал песни слепцов – кобзарей, заходивших в Васильевку, бывал на крестьянских свадьбах, смотрел кукольные представления. Картины украинской природы, знакомство с украинскими песнями, думами, легендами запечатлелись в сознании будущего писателя. Детская любовь к народным сказкам, преданиям и песням с годами переросла в серьезное увлечение. Задумав написать книгу из жизни простого народа, Гоголь обращается к матери с просьбой подробно описать ему одежду крестьян, рассказать о свадебных обрядах, о различных духах «с их названиями и делами».
Николай Васильевич вырос в помещичьей семье, которая выделялась среди окружающих своей начитанностью и образованностью, литературными и театральными интересами. Его отец был одним из первых украинских писателей, автором комедий из народной жизни.
Учитель. С ранних лет маленький Гоголь «прижимался » к людям, искал их сочувствия, участия, чтобы изгнать из сердца страшную пустыню. Так и его герои понимают, что в борьбе со злом необходимо единение всего доброго и светлого.
Но давайте сначала обратимся к истории создания «Вечеров»
Летом 1831 года в типографию Министерства просвещения зашел щеголевато одетый человек. Наборщики, заметив его, начали весело фыркать и улыбаться. Молодой человек удивился такому приему, но ему пояснили, что «штучки», присланные им в типографию для напечатывания, «до чрезвычайности забавны» и наборщикам принесли большую забаву. «Штучки» эти были повестями первой книги «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а молодой человек – это сам автор – Н. В. Гоголь. При выходе в свет «Вечеров» Гоголю было 22 года.
Когда же читатели смогли прочесть «Вечера»?
2 – ученик. В мартовской книжке журнала «Отечественные записки» за 1930 год появилась повесть Гоголя «Басаврюк, или вечер накануне Ивана Купалы».
К началу 1830 – х годов относятся и его первые литературные знакомства – с писателем и критиком О. М. Сомовым, с В.А. Жуковским, А.А. Дельвигом, с критиком П.А. Плетневым, на его квартире в мае 1831 года Гоголь знакомится с А.С. Пушкиным.
Вскоре Гоголь с помощью новых знакомых получает должность учителя истории в Патриотическом институте. Параллельно Гоголь заканчивает первую книгу повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки » («Сорочинская ярмарка», « Вечер на кануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», « Пропавшая грамота»). Книга вышла в 1831 году и принесла Гоголю большой успех, получила великолепный отзыв Пушкина.
3-ученик. Гоголь пишет и издает в двух книгах « Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831- 1832 годы). И это было подобно яркой вспышке света.
Одним из восторженных ценителей «Вечеров» был А.С.Пушкин, отметивший их высокие художественные достоинства: «Сейчас прочитал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так не обыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился».
Учитель. Красочный мир, чарующие пейзажи, сочный язык, щедрая фантазия, выразительные народные типа «Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя», - так писал о «Вечерах» В.Г. Белинский.
Вторая часть «Вечеров » появилась в печати в 1832 г. Повести
« Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», « Заколдованное место» связывали вторую часть «Вечеров с первой.
-Ребята, а под чьим именем издал эти повести Гоголь? (Пасичник Рудый Панько).
-А что обозначает слово «псевдоним», написанное на доске? А как вы думаете, для чего писатель взял псевдоним?
Запись в тетрадь определения. Псевдоним (гр. Pseudonymous – носящий имя). Вымышленное имя, которое иногда принимают артисты, художники, писатели.
Не правда ли, у вас не возникло сомнений, что рассказчиком необыкновенных историй был действительно Пасичник, а не талантливый писатель? Так рассказать о жизни народа мог только человек, хорошо ее знающий.
Повести, изданные пасичником Рудым Панько. Рудый Панько является «рассказчиком», созданный воображением писателя. Одинок ли Гоголь со своей выдумкой рассказчика?.. Невольно вспоминаем Пушкина, его «Повести Белкина»! «Повести, рассказанные покойным Иваном Петровичем Белкиным».
-Давайте же вернемся к теме Добра и Зла. Как эту проблему решает Гоголь в «Сорочинской ярмарке». Сейчас зачитаем начало повести (от слов «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии » и до слов «Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!»).
-Как красиво, поэтично начинается эта повесть. Есть ли место Злу в ней?
-Ребята, а почему эта повесть называется «Сорочинская ярмарка?
Что же представляет собой ярмарка в Сорочинцах?
(Прочитать от слов «Вам, верно, случалось слышать где- то» и до слов «Ломается воз, звенит железо, гремят сбрасываемые на землю доски, и закружившаяся голова недоумевает, куда обратиться»).
Давайте же вернемся к теме Добра и Зла. Как эту проблему решает Гоголь в «Сорочинской ярмарке». Сейчас зачитаем начало повести (от слов «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии » и до слов «Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!»).
- Ярмарка – событие из ряда вон выходящее, народный праздник. Здесь все привычные представления опрокинуты, отметаются все условности. Все участники – как одушевленное целое, охваченное радостью, весельем, легкостью, широтой и открытостью.
-Но что мешает людям безмятежно веселиться, спокойно торговать? (Рассказ о красной свитке).
Зло рядом. Оно витает в самом воздухе, заключается в самом месте, где проводится ярмарка. Народ называет это место проклятым. Зло воплощается и в зримый образ, появляется черт. Каков он? (Чтение истории со слов «Тут он почесал плеча» и до слов « глядь - во всех окнах повыставлялись свиные рыла»)
Образ черта если не очеловечивается, то одомашнивается. Он несчастный, так как изгнан из ада, с горя пьет. Ему нужны деньги, поэтому он закладывает свитку, а потом и совсем исчезает. Так может, и говорить не о чем? Исчез черт, и исчезло зло? (Нет. Осталась его красная свитка).
-Наверно, счастлив ее обладатель? Может ли зло или то, что имеет отношение к злу принести добро человеку? (Все обладатели свитки счастья не получили, одни убытки; стремились от нее избавиться, но было не просто. Удалось только тому, кто, перекрестившись, изрубил свитку и разбросал куски).
- Легко отличить зло, если оно с рогами и копытами или со свиным рылом. Но очень часто оно скрывается пол обычным человечьим обличием. Как же тогда его распознать? Кто же из героев повести – воплощение зла? (Мачеха Хивря. И ее одежда, так подробно описанная автором, чтобы подчеркнуть отсутствие вкуса, гармонии, чувства красоты у мачехи, и выражение лица дают парубкам повод сказать: «А вот впереди и дьявол сидит!» Об этом говорит ее речь, отношение к падчерице и сожителю. Зачитать от слов «Неугомонная супруга» до слов « на веселенькое личико дочери.»)
- В целом Добро, Любовь, Единение победили Зло. Никто не слышит грозных окриков Хиври, обступив танцующей стеной счастливую, красивую пару. Слышится музыка – то, что тоже способно объединить людей. Но обратимся к последней странице повести (Зачитываю ее от слов «Странное, неизъяснимое чувство » и до слов « на ропот отдаленного моря»).
-Почему на такой щемящей ноте умирающего смычка заканчивается повесть, где перед нами счастливые молодые? Есть ли у нас уверенность в будущем счастье Грицько и Параськи. В нечистом месте, нечистыми способами, с помощью нечистой силы добыто оно – с помощью красной свитки. «Скучно оставленному! И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему».
- Обратимся к другой повести «Майская ночь, или Утопленница», думается самой красивой и поэтической. Заглавие повести состоит из двух частей: Майская ночь, или Утопленница. Одинаковое ли настроение они вызвали у вас? В черновой редакции повести отсутствовала вторая часть заглавия: «Утопленница». Почему автору было так необходимо включить ее в окончательный вариант названия повести?
- С каким же настроением автор начинает повествование? (читаю начало повести от слов «Звонкая песня лилась рекою» и до слов «уже и сумерки, а песни все не утихали»).
- В пейзажах Гоголя – описание украинского вечера, украинской ночи – не только звук и цвет соотносились друг с другом, но и скорее стиралась грань между созерцаемой и слышимой картиной.
- Обратимся к картине Куинджи. Весной 1880 года в Петербурге открылась необыкновенная выставка. К зданию, где она помещалась, стекались толпы народа. Улица была запружена каретами. У двери выстроилась длинная очередь. Люди ждали часами, чтобы попасть в зал. В зале с опущенными на окнах шторами, освещенная электрическими лампами, стояла одна – единственная картина. Люди входили в зал и останавливались изумленные. Что это? Картина? Или, может быть, распахнутое окно, из которого благодаря волшебству видна не серая петербургская улица, а теплая украинская ночь?
Месяц заливал своим сиянием все вокруг. Сверкают края разорванных облаков. Серебрятся зеленоватые воды Днепра. Блестят огоньки в окнах низких крытых соломой хат. И сами беленые стены хат словно излучают серебряное сияние. Глядя на эту картину, вспоминаются чудесные строки Гоголя: « Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете»(Показ репродукции картины).
Эта картина называется «Лунная ночь на Днепре». Ее написал Архип Иванович Куинджи в 1880 году. Впечатление, произведенное на зрителей «Лунной ночью», было ошеломляющим. Мало кто верил, что обыкновенными красками можно достичь таких волшебных эффектов освещения; толковали, будто в выставочном зале спрятан фонарь или лампа, которая и придает картине фосфорическое мерцание «лунной краски».
Но Гоголь так же красиво описывает природу, что кажется, что и он пишет картины. В арсенале изобразительных средств Н.В. Гоголя немалое место занимает цветопись. Неслучайно многие исследователи творчества писателя восхищались необычностью его стиля.
Так, В.Г. Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли».
Андрей Белый отмечал: «Для Гоголя воздух, фон красочных пятен – основа сюжетных картин цвета и природы, окраска предметов, сочетание пятен в костюмах – все выявляет и декоратора, и режиссера; цвет не отчленим от жизни образа».
- Ребята, когда, в какое время суток, происходит действие в повести? (вечером, сумерки, между сном и явью, на грани реального и фантастического).
Почему же Гоголь описывает события в повестях именно вечером, в сумерки?
Сумерки – это трещина между мирами. В славянской мифологии, сумерки, т.е. вечер – время после захода солнца до наступления темноты, когда никто и ничто не охраняет и не защищает. Это затаенная пустота, затишье. Само слово сумерки образовано от глагола mьrknoti и родственно словам мрак, мерцак и слово морок. Неопределенная, изменчивая ситуация наступления темноты, угасание света, момент смены дня на ночь ассоциировалась с угасанием жизни, со смертью. Опасной считалась, безусловно, и сама ночь (ассоциативно связанная через сон со смертью). Опасность сумерек связана с тем, что, во-первых, человек мог быть «втянут» на «тот» свет.
Во-вторых, что «здесь», на земле, начиналось проявляться чуждое и по большей части вредное воздействие «того» света. В-третьих, активизировались демонические силы обоих миров (в том числе земные ведьмы и колдуны).
- Неслучайно Гоголь описывает ночь, когда все вокруг полно волшебства. Давайте зачитаем, как же поэтично, красиво описывает в «Майской ночи» Гоголь ночь. (От слов «знаете ли вы украинскую ночь?» и до слов « заслушался его посреди неба»).
- Изумительна природа, окружающая героев, прекрасны и трепетны чувства, испытываемые ими. Однако в прекрасном пейзаже есть нечто, что нарушает эту гармонию, беспокоит Галю, чувствующую присутствие зла рядом. Что это? (Дом, свидетель дикого зла, происшедшего здесь).
-В чем заключалось это страшное зло?
(Отец под влиянием мачехи - ведьмы выгнал родную дочь из дома, толкнул на самоубийство).
-Какую роль в предвосхищении событий играет пейзаж? Найдем в тексте описание пруда (гл. «Утопленница» от слов «Как тихо колышется вода» и до слов «и скатывалась к пруду».)
-Но зло не только в страшном предании. Давайте найдем его в тексте и зачитаем (от слов «Видно, правду говорят люди» и до слов « не то грозит утопить в воде»).
Но у Левко есть страшный соперник, кто? (Родной отец, человек страшный, злобный, который, будучи головой, обливает на морозе людей холодной водой).
Может ли кто-то помочь Левко добиться у отца согласия на брак с Ганной или отвадить голову от молоденькой девушки? (Нет).
И тогда, конечно, приходит чудо: панночка-утопленница обещает добрую награду, если Левко поможет русалкам избавиться от ведьмы. Давайте обратимся сейчас к репродукции картины Крамского «Русалочки».
4- ученик. Иван Николаевич Крамской особенно восхищался Гоголем. «Какой удивительный человек этот Гоголь!»- записал Крамской в дневнике. На выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Академии художеств была выставлена картина Крамского «Майская ночь», которую он написал на сюжет повести Гоголя. Эта картина очаровывала духом народной фантазии. Художник решил сцену сна Левко изобразить. На первом эскизе Крамской даже нарисовал спящего Левко в правом нижнем углу. Картины, но отказался от передачи какой-либо конкретной сцены, описанной Гоголем.
«Майская ночь» как бы стирала грань между миром реальным и сказочным. Типично украинский пейзаж – стройные тополя, белые хатки под соломенными крышами на пригорке, пруд, заросший тростником и кувшинками, лесистый берег, тонущие в темноте ночи. А в центре картины – русалки с распущенными волосами, все в белом, высвеченные таинственным лунным светом. Они вполне уместны в этом земном пейзаже. В такую тихую лунную ночь, «полную чудес и тайн», народные предания, словно непременно должны «ожить», преобразить реальный мир, заполнить его поэтическими образами. Правда, гоголевской силы художник в картине не достиг. Однако ощущение поэзии, сказочности, которых добился Крамской, привлекло внимание публики и прессы. Произведение неизменно называли в числе пяти наиболее популярных картин выставки. Картина реалистична. При всей несовместимости внешних связей с повестью Гоголя – эти произведения принадлежат художественным различным системам. Гоголь погружал читателя в стихию сверхъестественной реальности сновидения, а Крамской ищет вдохновения в реальной прелести украинской ночи. Художник искренне передал теплоту ночного пейзажа. У заросшего пруда, плавно и величаво, будто зачарованные, движутся молодые русалки, однако это не призрачные существа, а современные художнику девушки – крестьянки. У Крамского – ровное освещение, характерное для реалистических пейзажей. Художник изобразил «зелёный» план пейзажа: справа и слева, заполняя всё пространство холста, тянутся окаймляющие пруд откосы берега, поросшего лесом и мелким кустарником. В глубине – лесистый овраг. Лишь вдали, над вершинами лесного массива, виден клочок неба.
-Русалки, обращаясь со своей просьбой о помощи к Левко, не обманулись. Почему, именно, он смог помочь? (Он добр, отзывчив на чужую беду, испытывает сердечное волнение, когда он слушает печальный рассказ панночки).
-Но как же Левко узнал ведьму? Зачитайте из текста (от слов «Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане» и до слов « оборотившись к дому»).
- Внутри у неё виднелось что-то чёрное, а у других «светилось». И сейчас в нашем языке живы эти выражения: «чёрное нутро», «чёрные мысли, дела», «чёрный человек». И как бы ни маскировалось зло. Добрый, чистый душой человек способен его почувствовать, распознать.
Как бы наградила русалка в сказке? (Дала бы золото).
А у Гоголя, почему? (Чистой душе, победившей зло, и награда чистая – не золото, не деньги - любовь).
Ребята, а давайте. Сравним двух главных героев повестей «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь». Что общего у Левко и Грицько? В чём их отличие? (Они оба молоды, влюблены, музыкальны. Оба прибегают к помощи чудесного. Но Левко более мягкий, чуткий, душевный, более поэтическая натура. И он истинный христианин – желает царство небесное панночке, крестит спящую Галю. Записку он получает как награду за совершенное добро).
Ребята, а почему Левко, получив от головы согласия на свадьбу, не разбудил спящую Галю, чтобы рассказать ей о радости? (Он бережёт её сон, покой. Перекрестив девушку, он закрыл окно и «тихо удалился»). Это настоящая любовь, которой не страшно никакое зло. И как награда за такую любовь, бережливую любовь – гармония всюду: в сказке, в жизни, в природе.
( Читаю последние строки повести от слов «И через несколько минут уже всё уснуло на селе» и до конца).
- Является ли «Майская ночь» единственным произведением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», погружающими читателей в особый мир украинской ночи?
-Великолепная ночь, божественная! И ещё одна не менее изумительная ночь ждёт нас в другой повести «Ночь перед Рождеством». Она особенная, озарённая светом великой звезды, под которой родился Иисус. Посмотрите на репродукцию иконы конца 15в.- начала 16 вв. «Рождество Христово». (Рассказ легенды о Рождении Иисуса Христа).
Звучит украинская народная песня «Мисяць яснесенький».
- Эта повесть задорна и весела. Но в ней мы тоже будем рассматривать две главные проблемы – Добро и Зло. В этой повести Зло внешне, физически не страшно, а смешно и нелепо. Но оно стремится погубить не тело, а душу. Поэтому в повести усиливается тема христианского понимания Добра, Зла, Греха.
-Эти евангельские мотивы не случайны, они идут из детства автора. Ребята, а как вы понимаете смысл заглавия повести?
-Давайте зачитаем начало повести «ночь перед Рождеством» (от начала до слов « и славить Христа»).
-Ребята, а что значит «колядовать»?
Словарная работа (запись в тетрадях). Коляда - от латинского слова «календа» - начало. От него и происходит и слово «календарь». В народе верили, что сама коляда ходит по дворам, приносит людям здоровье, счастье, благополучие. Пословицы говорили: «Уродилась коляда накануне Рождества». Ребята, давайте послушаем колядки.
(Стук в дверь). – Дома ли хозяева? Разрешите колядку пропеть.
-Заходите, гостям рады! (Поют коляду).

Коляда под Рождество.
Коляда, коляда!
Пришла Коляда
Накануне Рождества
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам.
По проулкам.
Нашли Коляду
У Петрова-то двора;
Петров-то двор, железный тын.
Середи двора три терема стоят:
В первом терему – светел месяц,
В другом терему – красно солнце,
А в третьем терему – часты звёзды.
Светел месяц – Пётр сударь,
Свет Иванович!
Красно солнце – Марья Павловна!
Часты звёздочки – их детушки!
Здравствуй, хозяин с хозяюшкой.
На долгие века, на многие лета! (Даётся угощение)
-Чтобы у вас поле зеленело, и скотина не болела!
-С Рождеством Христовым! Открывайте сундучок, доставайте пятачок.
- Коляда, коляда, святое Рождество. Разрешите хозяева ещё коляду спеть.
- Разрешаем, будем рады. (Поют коляду).
Пришла коляда накануне Рождества
С пышками, с лепёшками, со свиными ножками.
Коляда, коляда, подавай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.
Кто даст пирога – тому скот, живота.
Кто не даст пирога – уведём корову за рога.
Хозяин и хозяйка, с праздником!
С амбару решетом или с печи пирогом.
Хозяйка, с праздником, с рублём и полтинничком! Вам на потешки, нам на орешки. Многие вам лета! (Даётся угощение).
Ребята, а как вы думаете, почему колядующие переоделись в костюмы, в том числе животных? (Своей игрой они передают легенду о Рождении Иисуса Христа).
Ребята. Обратите внимание на этот стол. Накануне Рождества хозяева вносили в дом, не обмолоченный пшеничный сноп, который храниться со времени жатвы, и ставили на самое почётное место – под образами. Он был не только символом достатка, но и олицетворением памяти о предках, недаром в народе этот праздничный сноп называли «дидом», «дидухом», «Колядой», «колядником». Такого колядника не могло быть в доме всегда пьяного кума, одного из немногих нерадивых хозяев, у которого «крыша в некоторых местах без соломы», «плетня видны были одни остатки», «печь не топилась». К таким казакам, порочившим всю округу, колядовавшие парубки и девчата не заходили.
Повесть началась с описания зимней ночи. В ночь перед Рождеством, накануне светлого Рождения Спасителя, нечистая сила в разгуле, в последние часы своего существования норовит ввергнуть в грех православных людей. Как изображает эту разгулявшуюся нечисть Гоголь? Прочитать из текста (от слов «Тут через трубу одной хаты» и до слов «побежала далее»).
- Ребята, как вы думаете, почему черт крадёт месяц? (Чтобы кузнец не смог пойти к своей Оксане).
- Ребята, а как Гоголь изображает Солоху, и сравните её с мачехой – ведьмой из «Майской ночи»? (Солоха – женщина «приятная во всех отношениях». А в повести «Майская ночь» мачеха – злобная, жестокая, оборачивается страшной чёрной кошкой с железными когтями, чтобы задушить падчерицу).
- Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. В эту ночь особенно остро происходит борьба добра и зла.
-Ребята, а кто такой Вакула, и почему, его все черти знают? (Кузнец, живописец, богобоязливый человек, который писал для церкви образа святых и картину, на которой черта изгоняли из ада. Когда Вакула писал картину, так не нравившуюся черту, как ни пытался тот мешать живописцу, никакие гадости не смогли смутить душу Вакулы и заставить дрогнуть его руку. Так крепка вера в Бога, так чиста его душа). Что делает эту светлую душу местом сражения добра и зла? (Любовь к Оксане. Он перестаёт быть хозяином, когда смотрит на неё).
-Как обычно проводил Вакула рождественскую ночь, до чего довела его безответная любовь? (Он проклинал колядки, хотя раньше был от них без ума, не участвовал в том веселье, которое раньше любил более всех. И парубки ушли без него. Говоря словами Гоголя: «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу»)
И тогда Вакуле приходят самые страшные мысли. Вакула произносит, обращаясь к Оксане роковые слова: «Что мне до матери? Ты у меня мать и отец и всё, что ни есть дорогого на свете». Что происходит? Нечисть заползает в душу кузнеца и начинает борьбу с его верой.
С какой последней просьбой обращается Вакула к парубкам, и как вы думаете почему? (Глубоко верующий человек знает о грехе самоубийства, знает, что губит этим свою вечную душу, и просит отслужить по нему панихиду).
- Ребята, когда появляется нечистая сила? (Тогда, когда у человека ослабли душевные силы, когда он открыт греху).
- Колядуют парубки и дивчата – и в их мешках ритуальные, рождественские подарки, сладости из муки, а Вакула, сказавший грешные слова «наколядовал» мешки с грешниками. Греховодников (И Чуба, И Голову, и Дьяка, и Ткача) разоблачают односельчане, да они уже, пострадав в тесных мешках, раскаялись. Поэтому к Пацюку Вакула идёт с одним мешком, самым «чёрным». До сих пор главный герой последовательно слабел, отступал от веры и погружался в море греха.
Ребята, кто же такой Пацюк? Расскажите его историю.
Давайте найдем в тексте эпизод посещения Вакулы Пацюка. Зачитаем по ролям. (От слов «Кузнец не без робости отворил дверь» и до слов « выбежал из хаты»).
Вакула остается тем же набожным человеком и поэтому опрометью выбежал из хаты, когда сообразил, что, а рождественский пост Пацюк ест скромные вареники. И один вареник успел испачкать губы Вакулы сметаной – как символ того, что кузнец уже грешен. Для Вакулы и созерцание греховного – уже грех, зло. Чёрт после встречи с Пацюком уже не в мешке, а над Вакулой, навис над ним чёрным облаком. Но крестное знамение усмиряет черта. Значит, от кузнеца не отвернулись ещё светлые силы. И после этого начинается его дорога к свету. Вакула при помощи черта попадает в Петербург. Запорожцы отказываются брать его с собой к императрице, и кузнец опять обращается к черту. Один из Козаков вдруг вступается за простого малороссийского крестьянина, которому явно не место в такой делегации. Видно, нечисто в его душе, если чёрт сумел через него убедить других.
Ребята, как вы думаете, в чём сила Вакулы? Почему он побеждает черта, который уже было ликовал? (Он силён и физически, и духовно. Он знает, что злом такого рода надо бороться словом божьим и святым Крестом. Не продав свою душу, он стремится и других людей честных и добрых избавить от греха).
Почему добрый кузнец так жестоко «отблагодарил» черта, который помог ему? (Доброта и нечистая сила несовместимы, черта в отличие от людей не исправишь, и благодарить его обычным способом нелегко).
Вакуле награда за его чистую душу – особая. Красота, неожиданно прикоснувшаяся к его душе художника, как предзнаменование того, что всё будет хорошо.
Во Дворце он увидел картину, изображавшую Пречистую Деву с Божественным Младенцем на руках. Глядя на неё, кузнец испытывает восторг и умиление, обновление души. И это тоже развитие темы Рождества.
- Давайте зачитаем этот эпизод (от слов «Вступивши в четвёртую, он невольно подошёл к висевшей»)
- С помощью каких средств в эпизоде рождественской службы в церкви, где собирались жители Диканьки, Гоголю удается передать необычное состояние духа людей? Давайте прочитаем в тексте этот эпизод (От слов «Настало утро» и до слов «виден был праздник»).
- А Вакула в это время спит, зарывшись в сене. Оставлен ли Вакула богом? (Нет, не оставлен. Он очень нужен мирянам, особенно в часы утреннего богослужения - без него, прекрасного, певчего, и праздник не праздник).
Как апофеоз повести – ожившая в конце её картина, которой любовался,- его Оксана с дитятей на руках. Этим вечным образом матери с младенцем на руках праздник Рождества предстаёт в повести гоголя как торжество ДОБРА, ЛЮБВИ И ЕДИНЕНИЯ.
III. Итог урока.
- Какое значение для нас имеют эти размышления Гоголя о Добре и Зле в «Вечерах»?
- Какие мы получили уроки? (выводы записываются на доске и в тетрадях).
1) Добро и Зло часто соседствуют в душе одного человека.
2) Чтобы распознать Зло, надо самому быть душевно чистыми и чуткими.
3) Бороться со Злом нужно силами Добра, Любви и Справедливости.
4) Через постижение Красоты человек поднимается к Добру.
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили в течение двух этих уроков и подведём итоги нашего разговора о «Вечерах». Какие народные легенды и поверия легли в основу той или иной повести?
- Приведите примеры использования Гоголем песен, пословиц, поговорок, загадок.1 – вариант – «Сорочинская ярмарка», 2 – вариант – «Майская ночь»
- «Поэт на поприще слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своём поприще», - говорил Гоголь, и, следуя этому принципу, он постоянно и настойчиво добивался предельного совершенствования в точном раскрытии мысли словом. Оттого так богат, разнообразен и выразителен его язык во всех его произведениях. Описание портретов отличается необыкновенной меткостью изображения.
- ребята, найдите в тексте примеры описания портретов героев, где есть необычная колоритность языка, яркое остроумие. Например, «она носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот».

И для закрепления давайте разгадаем кроссворд по повестям Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Вывод: Любовь писателя к родной Украине выливается в восхищении её природой. Любовное отношение к её народу выражается в необычности щедрости изобразительных средств, эпитетов, необычных сравнений, олицетворение природы. Краски и звуки придают колоритность пейзажу.
Не правда ли, когда вы читали повести «Вечеров», вам казалось, что это сказки? Прекрасная, поэтическая сказка, уводящая читателя в мир прекрасной мечты и поэзии. Такой, наверно, и должна быть жизнь человека. А какова она на самом деле, Гоголь покажет в последующих произведениях, о которых мы будем говорить в старших классах. И в заключение мне бы хотелось вам, ребята, пожелать на своём жизненном пути как можно меньше встречать Зла и, чтобы в вашей жизни были Добро, Справедливость и Гармония и, чтобы ваши души светились, и не было бы на них тёмных пятен. Всего хорошего.
Выставление оценок.
(На столе под образами рядом со снопом необмолоченной пшеницы стоят угощения: пряники, конфеты, кутья (запаренные зёрна пшеницы с мёдом), самовар с горячим чаем, скоромные вареники с картофеле. После окончания урока ребята вместе с приглашёнными отведывают кутьи, а затем вареники с картофелем и чаепитие).


Кроссворд по циклу повестей Н.В. Гоголя
«Вечера на хуторе близ Диканьки».


1


1




2







2
















3
















4










3








4



5









6













7






5













8








9



















10



















По горизонтали: 1. Какой народный праздник отмечается накануне Рождества? 2. Главная героиня повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». 3. Что заложил в кабаке черт в повести «Сорочинская ярмарка»? 4. Кто по преданию в повести « Майская ночь» выходил на берег в майские ночи и губил людей? 5. Главная героиня повести «Ночь перед Рождеством». 6. Отец Оксаны в повести «Ночь перед Рождеством». 7. Один из главных христианских праздников. 8. Название хутора, давшее название циклу повестей Н.В. Гоголя. 9. Кто был по профессии Вакула? 10. Ведьма из повести «Ночь перед Рождеством».
По вертикали: 1. Куда спешил народ из повести «Сорочинская ярмарка»? 2. Один из представителей нечистой силы из повести «Ночь перед Рождеством». 3. Автор цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». 4. Кто дал такую оценку циклу повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Они изумили меня, вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия! Какая чувствительность!» 5. Главный герой повести «Ночь перед Рождеством».












Используемая литература.
А.А. Витченко «Использование элементов сценического искусства при изучении повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе». Литература в школе № 8. 2000 г. с. 31 – 33.
Н.В.Гоголь. Избранные сочинения (Вступительная статья П.А. Николаева) М.: Правда, 1985 . – с.28-5, 72 – 101, 117-161.
М.В. Теплинский. «История русской литературы 19 века», Киев, Выща школа, 1991, с. 116-118.

































О методической разработке открытого урока «Добро и Зло в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя» (Итоговый урок – урок – исследование с элементами драматизации по теме «Н.В. Гоголь» в шестом классе).
Актуальность методической разработки.
Вашему вниманию предлагается разработка открытого урока в шестом классе по творчеству Н.В. Гоголя, который, будучи последним по теме должен выполнить задачи повторения и обобщения материала. Этот урок актуален по нескольким причинам.
В-первых, рассмотрим содержательный аспект. Проблематика добра и зла являются актуальными в современном обществе.
Во-вторых, именно такое содержание позволяет, естественно, без дидактических натяжек реализовать весь комплекс педагогических целей урока XXI века. В рамках заявленной темы и выбранного типа урока можно проследить, как органически свяжутся между собой задачи обучения, развития и воспитания, так тесно соединяются в деятельности учеников твёрдые учебные навыки, эвристические и креативные состояния, нравственные убеждения.
Содержание данного урока и его место в теме, в курсе литературы, в системе всего среднего образования в целом предоставляют прекрасные возможности для постановки и осуществления также и целей развития собственно образовательного процесса: диагностических, познавательных, исследовательских.
В-третьих, важной стороной актуализации предлагаемого урока выступают возрастные особенности учащихся шестого класса. Не секрет, что именно подростковая школа для учителей представляет острую проблему. Поэтому на уроке выстраивается адекватная подростку система учебных мотивов.
В-четвёртых, данный урок дидактически весьма актуален. Можно увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, делать выводы на основе сравнений и обобщений.
Проблемное поле урока. Оно охватывает несколько блоков.
Дидактико-технологическая проблема урока – в необходимости разрешения противоречия между фронтальными средствами обучения., предназначенными для класса в целом и обеспечивающими выполнение плана урока, предусматривающего достижение поставленных целей – результатов в отведённое для этого время, и индивидуально – групповыми средствами обучения и воспитания, адресованными каждому ученику, позволяющими ему прийти к значимому для него лично результату, достижение которого не может быть точно запланировано с этой или иной степенью вероятности.
Предмет проектирования: динамика нормативных (обязательных для усвоения) и личностных (вероятных) результатов обучения, воспитания и развития учащихся.


Предмет методической разработки: определили цели и задачи нашего открытого урока:
1.Цели педагогические (Обучения, воспитания, психологического развития учащихся).
Это, в – первых, усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений о событиях, биографических данных героев и самого автора, официально принятых оценках значения событий и поступков.
Во – вторых, это формирование надпредметного умения обобщать путём сравнения и упражнение в применении в совершенствовании надпредметных умений, как постановка и решение проблем, оперирование понятиями.
В- третьих, важно реализовать такую цель, как развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся:
интереса к прошлому своего народа;
склонностей к сравнению, сопоставлению событий прошлого и настоящего опыта поколений, спрессованного в исторических событиях, и собственного жизненного опыта, к оценке явлений прошлого с позиций эмоционально-вкусовых, эстетических, мировоззренческих , нравственных;
психических свойств, таких, как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, логичность и ясность речи.
В- четвёртых, следует охарактеризовать цели воспитания. Главное здесь – ответственный, то есть свободный, осознанный выбор личностной патриотической позиции, которая предполагает, прежде всего, включенность «я» ученика в контекст происходящего, «со-переживание», «со-болезнование», «со-страдание». Кроме того, личностная патриотическая позиция предполагает сочувственную нравственную оценку происходящих событий и деяний людей.
Суть методической разработки открытого урока имеет две составляющие: историческую и учебно-технологическую.
Замысел урока с позиции исторической (она в данном случае идентична воспитательно-педагогической стороне урока) сводится к организации работы учащихся с несколькими текстами («Майская ночь, или утопленница», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед рождеством»). Они должны будут выбрать ряд этических суждений о добре и зле на основе текстов произведений и на основе библейских мотивов.
Характеристика обученности класса.
Ребята, шестиклассники, имеют определённые знания по устному народному творчеству (сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки, обрядовые песни и т.д.), которые получили в начальной школе, а также в пятом классе.
Методы организации осуществления познавательной деятельности.
Перцептивный аспект:
А) словесные методы;
Б) наглядно- демонстрационные: репродукции картин А.И. Куинджи «Вечер на Украине», «Ночь над Днепром»(1880), «Украинская ночь»(1876),
И.Н. Крамского «Русалки»(1876),макет украинской избы конца XVIII- начала XIX вв., костюмы XIX века;
В) практические: показ народных обрядов (колядки) и рассказ о ритуальном необмолоченном пшеничном снопе.
2. Гностический аспект:
А) иллюстративно- объяснительные методы: работа с макетом избы (показ и объяснение, что означает и для чего служит каждый экспонат);
Б) репродуктивные методы: рассказ о возникновении различных обрядов в соотношении со временем суток (сумерек), показ репродукций картин и рассказ о них;
В) проблемные методы: разрешение вопроса добра и зла;
Г) эвристические методы: поиск персонажей в произведениях Н.В. Гоголя, олицетворяющих силы добра и зла;
Д) исследовательские методы: исследование сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», в котором прослеживается проблема добра и зла, и как эту проблему видит и решает Гоголь;
Е) логический аспект: умение учащихся сопоставлять поступки, речь героев и выявлять, что они олицетворяют добро и зло. При этом используется дедуктивные методы.
При помощи дедуктивного метода можно проследить две цепочки:
ЗЛО СОЛОХА ПАЦЮК ЧЁРТ («Ночь перед Рождеством»)

ДОБРО ЛЕВКО РУСАЛКИ («Майская ночь, или Утопленница»)
При работе над текстом используются мыслительные операции - анализ.
Управленческий аспект – чтение и анализ произведений производится под руководством учителя, а выводы о понятии добра и зла, об актуализации данной тематики в нынешнее время делаются учащимися самостоятельно.
Методы стимулирования:
Методы стимулирования мотивов интереса обучения:
А) познавательная игра – демонстрация обряда колядок;
Б) опора на неожиданность, занимательность – рассказ о художниках А. И. Куинджи и И.Н. Крамском, и их картинах «Ночь на Днепре», «Русалочки»; сопоставление картин художников с поэтическими картинами Н.В. Гоголя в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
В) создание ситуации успеха – подведение ученика к выводу о проблематике добра и зла.
2. Методы стимулирования мотивации учебного процесса:
А) убеждение- показательность критериев добра и зла;
Б) поощрение - словесное, оценки в конце урока, участие в народных обрядах с получением подарка.
3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
А) фронтальный - знание текстов произведений («Майская ночь, или Утопленница», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством»);
Б) групповые – демонстрация народных обрядов;
В) индивидуальные – рассказы учащихся по репродукциям картин , истории их создания; история создания произведения и первые публикации произведений, выводы.
4. виды контроля:
А) текущий – словесное поощрение;
Б) итоговый – оценки за урок.
На уроке были применены такие ТСО: магнитофон (классическая музыка, при помощи которой сопровождается рассказ о картине (Ф. Шопен «Прелюдия» фа-минор, а также аудиозапись украинской народной песни «Мисяц яснесенький»).
Данный урок непрограммируемый.






































13PAGE 15







Методическая разработка
Открытого урока
“Добро и Зло в цикле повестей Н.В. Гоголя “ Вечера на хуторе близ Диканьки” в шестом классе.





Учителя русского языка и литературы
Красномихайловской средней школы
Яшалтинского района
Республики Калмыкия
Хамутовской Ларисы Леонидовны
Педагогический стаж – 12 лет
Квалификационная категория – I
Награды - грамота Яшалтинского РОО, 2002г.
Грамоты Министерства Образования Калмыкии, 2003, 2004 г.


2004г.






Заголовок 1 Заголовок 215