Методическая разработка открытого воспитательского часа по теме экологического воспитания для коррекционной школы 8 вида (5 класс)


БОУ « Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Методическая разработка открытого воспитательского часа по теме экологического воспитания
« Лес – наш зеленый друг»
для коррекционной школы 8 вида (5 класс)
Выполнила:
Воспитатель 1-ой категории
Ярасова Е.Н.
Цели и задачи: познакомить с одним из главных богатств природы, лесом, и его обитателями; закрепить правила поведения в лесу; воспитывать доброе и бережное отношение к лесу.
Оборудование: кроссворд « Работник леса» на ватмане;
Презентация «Лес – наш зеленый друг»;
Игра « Звери нашего леса» на ватмане;
Форма лесника;
Фломастеры, орешки.
План занятия:
Вступительная беседа.
Что такое лес?
Правила поведения в лесу.
Лесная охрана.
Животные – обитатели леса.
Игра «Звери нашего леса».
Игра «Птичий концерт».
Подведение итогов.
Ход занятия1.Вступительная беседа.
Здравствуй, лес, зеленый лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь с листвоюНочью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
(читает ученик).
Воспитатель. О чем говорится в стихотворении? (о лесе).
Верно. И наш сегодняшний воспитательский час посвящен лесу. Мы будем говорить , чем он богат, как вести себя в лесу и как заботиться о лесе.
2. Что такое лес?
1-й ученик. Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
2-й ученик. Лес-это наше богатство.
3-й ученик. Лес - это зеленый наряд нашей земли.
Там, где лес, всегда чистый воздух.
4-й ученик. Лес - это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
5-й ученик. Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы- людям.
6-й ученик. В лесах, на полянах, с ранней весны до поздней осени цветут ландыши, купальницы, колокольчики, фиалки и приносят людям радость.
7-й ученик. Лес - это дом для зверей и птиц.
Воспитатель. Почему говорят, что лес- это наше богатство? Чем богат лес? (ответы детей).
А почему говорят, что лес-это дом для зверей и птиц? (ответы детей).
3. Правила поведения в лесу.
Воспитатель. Действительно, лес – это тоже дом. В нем живут разные растения и животные. Приходя в любой дом, мы должны соблюдать определенные правила. И, идя в лес, мы должны знать, как себя вести. А вы знаете, как нужно вести себя в лесу? (ответы детей).
Молодцы! Вы знаете, как себя вести в лесу. А чтобы лучше запомнить эти правила, давайте мы их прочитаем. ( Читают правила со слайдов).
Правила поведения в лесу.
Не шуми в лесу.
Не рви большие букеты цветов.
Не разоряй птичьи гнезда и муравейники.
Не качайся на деревьях, не ломай их.
Не забирай лесных зверей домой.
Не оставляй мусор в лесу, лучше закопай в яму.
Не разжигай костры, береги лес от огня.
Я думаю, что мы будем соблюдать эти правила. Мы же хотим, чтобы лес оставался таким же красивым местом на планете Земля.
4. Лесная охрана.
Воспитатель. И есть такая профессия, которая призвана охранять лес и приумножать его богатства. Какая эта профессия, мы узнаем, разгадав кроссворд.
1. л 2. е 3. с 4. н 5. и 6. к 1.Беленькие горошки
На зеленой ножке. (Ландыши).
2. Он всю зиму в шубе спал.
Лапу бурую сосал.
А проснувшись стал реветь.
Этот зверь – лесной … (медведь).
3. Днем слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот. (сова).
4. Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.(снегирь).
5. Летом горька, а в мороз сладка.
Что за ягодка? (рябина).
6. Тронь, только тронь-
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь. (крапива).
Молодцы! Справились с заданием. Давайте прочитаем, как называют работника леса, оберегающего лес и его обитателей. (лесник).
Сегодня к нам в гости пришел лесник. (Заходит ребенок в форме лесника). Мы попросим его рассказать о своей работе. Нам же интересно, что делает лесник в лесу.
Лесник. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дмитрий Николаевич. У меня очень интересная профессия, я работаю лесником. Я целый день нахожусь на свежем воздухе, среди цветов следим, чтобы молодые деревца хорошо росли. Чтобы привлекать птиц в леса, вешаем на опушках скворечники. В лесу много лекарственных трав и мы все лето собираем их для аптек. С приходом осени наступает пора сбора желудей, орехов и ягод. В холодные зимние дни , когда животным трудно находить корм, мы устраиваем для них кормушки и подкармливаем лосей, кабанов и других зверей.
Много интересного в моей работе и моем хозяйстве. Как вы думаете, кого мы можем встретить в лесу? ( ответы детей). Правильно, различных зверей, птиц, насекомых, деревьев, цветов и ягод. Я принес видеоролик, хочу познакомить вас некоторыми из них. Будьте внимательны.
5. Животные – обитатели леса.
(Видеоролик сопровождается с комментариями о животном мире леса.)
Птицы радуют нас пением и приносят большую пользу лесам, полям, садам, уничтожая вредных насекомых и гусениц.
Соловей призван самым лучшим певцом из птиц. Как только выведутся птенцы, песни прекращаются.
Иволга – самая яркая птица.Ее невозможно спутать ни с кем. На зиму улетают в теплые страны.
Дятел долбит крепким клювом ствол дерева, выискивая насекомых.
Поползень. Эта птица может передвигаться по стволу дерева вниз головой.
Свиристель прилетает к нам из северных стран и остается на всю зиму.
Синица. Истребление вредных насекомых во все времена года – вот основная польза, которую приносят синицы.
Глухарь. Весной глухари начинают токовать. Тогда они ничего не слышат, даже выстрела. Отсюда и произошло название « глухарь».
Кукушка Мы знаем, что кукушка не выводит своих птенцов. Но она приносит большую пользу лесу, питаясь мохнатыми гусеницами, которых другие птицы не трогают.
Тетерев размером с курицу. Зимой устраивает в снегу домики-убежища.
Насекомые – совершенно удивительные животные. Бабочки радуют наш глаз, муравьи, пчелы учат трудолюбию.
Звери.
Заяц. Врагов у него много. Выручают зайца нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шуба.
Еж питается насекомыми, опавшими плодами, мышами, желудями, ягодами, грибами. Охотится на лягушек и змей.
Лиса – заботливая мама.Хорошо ухаживает за своими лисятами.
Кабаны выходят на поиски еды по ночам. Они живут в лесу стадами.
Волк. Их называют «санитарами леса». Они охотятся на больных зайцев, лис и лосей.
Лось. В холода лось зарывается в снег. Так он согревается.
Косуля относится к самым маленьким европейским оленям.
Бурый медведь – крупный зверь весом около 700 кг. Медведи за лето накопят запас жира и до холодов ложатся спать в берлогу.
Белка. К зиме белочка делает съестные припасы. Грибы летом и осенью белка сушит сама.
Барсук очень осторожный зверь. Охотится ночью, поэтому увидеть его непросто. К холодам накопит жира и ложится спать на всю зиму.
Горностай – этот пушной зверек на зиму становится белым, кроме кончика хвоста.
Хорек таскает кур из курятника и лакомится ими.
Лесник. Какие птицы живут в лесу? Какие насекомые учат нас трудолюбию? Назовите самого крупного зверя наших лесов. ( Ответы детей.)
А-а-а… чуть-чуть не забыл. Мне лесные птицы рассказывали, как ученики 4 «а» класса сделали для них кормушки и всю зиму кормили их. Скажите, пожалуйста, какие птицы прилетали на вашу кормушку? А чем вы кормили их? (Ответы детей.)
Молодцы! А лесные птицы попросили у белок орехов и передали их вам. Они говорят вам: «Большое спасибо!» - и надеются, что и в следующие зимы вы их не забудете. А мне пора уйти. До встречи в лесу.
Воспитатель. Вам понравилась профессия лесника? Что же он делает в лесу? ( Ответы детей.)
6. Игра « Звери нашего леса».
Воспитатель. А теперь давайте поиграем.
Вот полянка перед вами,
Сколько красоты кругом!
Здесь растения нас встречают,
А кого здесь не хватает? ( Животных).
Игра называется «Звери нашего леса». Правила игры. Здесь на доске висят изображения зверей. Вам надо выбирать среди них тех, которые живут в наших лесах. ( Дети выбирают и клеят на полянку.)
Это кто? Что ты знаешь об этом животном?
7. Игра «Птичий концерт».
Воспитатель. Сейчас приглашаю вас всех на птичий концерт. А кто из артистов перед вами будет выступать, вы должны угадать. ( Звучат голоса птиц, дети угадывают.)
Птицы – украшение и защита леса. Давайте беречь их!
8. Подведение итогов.
На все ли вопросы мы с вами ответили? Что особенно запомнилось? О чем еще захотелось узнать?