Программа дополнительного образования Русская народная игра

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОСНОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сосновская средняя школа № 1 «Рожковская основная школа»


«Принято»
На заседании
педагогического совета
Протокол №2
от 30.08.2016г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Сосновская СШ№1-_______________/А.В.Андриенко
Приказ №124-фо
От 31.08.2016г.






Программа
по курсу внеурочной деятельности

«Русская народная игра»
(спортивно-оздоровительное направление)


Возраст: 7 – 10 лет
Срок реализации 1 год




Автор:
Самосадова Т.М.
Педагог дополнительного
образования




с. Рожок
2016г.





I. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Русская народная игра» (далее- программа ) разработана в соответствии с нормативными правовыми документами :
- Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования филиала МБОУ Сосновская СШ № 1 «Рожковская ОШ».


Новизна программы
Программа полностью построена на играх, с учетом изучаемых лексических тем и возрастных особенностей детей, включающих самые разнообразные двигательные действия, создающих целостную систему обучения, доступных для взрослых и детей. Данные игры способствуют обогащению двигательного опыта детей, совершенствованию навыков основных видов движений на основе их высокой степени повторяемости в различных играх, воспитанию морально-волевых качеств личности, а также активизируют мыслительную деятельность ребенка: тренируют внимание, уточняют имеющиеся представления, понятия, развивают воображение, память, сообразительность.
Актуальность программы
Именно в недостатке двигательной активности кроется сегодня основная причина отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья современных детей. Серьезным испытание для детей являются и первые годы их пребывания в школе. Дети испытывают значительные нагрузки, связанные с большой интенсивностью умственной деятельности, с напряжением зрительного аппарата, необходимостью длительно сохранять рабочую позу. Эти факторы, вместе взятые ограничивают ребят в столь необходимом им движении, создают предпосылки для различных отклонений в состоянии здоровья. К тому же, в школе нет возможности для изучения и внедрения подвижных игр, в связи с перегруженностью учебной программы и отсутствием времени.
Педагогическая целесообразность
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества, а национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества и подготавливают к выходу в большой мир. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности, формируют в детях характер, волю, воспитывают патриотические, интернациональные чувства. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма.  
Направление программы –спортивно-оздоровительное
Цель: создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся через организацию активной двигательной деятельности.
Задачи:
- расширять объем знаний детей об окружающем мире, о себе и своих возможностях через русские народные подвижные игры;
- способствовать формированию двигательных навыков и умений, развитию психофизических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости и др.), привитию организаторских способностей;
- развивать нравственные качества: честность, правдивость, выдержку, дисциплину, товарищество и эстетические чувства ребенка через беседы, художественное слово и совместную игровую деятельность;
- способствовать нравственному, умственному, эстетическому воспитанию.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы - 7 - 10 лет.
Сроки реализации программы - 1 год (40 часов, 1 час в неделю).
Продолжительность занятий – 40 минут
Планируемые результаты:
Личностные результаты.
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Вести безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.


  Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:
- организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
- целенаправленно отбирать упражнения для комплексов утренней гимнастики;
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие гибкости, координации движений, силы, на формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия и обучать других выполнению этих комплексов;
- участвовать в организации и проведении спортивных праздников и соревнований.
Содержание программы:
Раздел 1. Народные игры (7 часов). Введение. Народные игры как традиционное явление культуры. Правила техники безопасности на занятиях. Русская народная игра «У медведя во бору». Русская народная игра «Филин и пташка». Русская народная игра «Горелки». Русская народная игра «Кот и мышь». Русская народная игра «Блуждающий мяч». Русская народная игра «Зарница».
В данном разделе обучающиеся знакомятся с игровыми правилами русских народных игр. Отрабатывают игровые приемы, выбор и ограничение игрового пространства. Участвуют в эстафете.
Раздел 2. Игры на развитие психических процессов (7 часов). Введение. Влияние игровой деятельности на развитие психических процессов. Игры на развитие восприятия. Упражнения и игры на внимание. Игры на развитие памяти. Игры на развитие воображения. Игры на развитие мышления и речи. Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребенка.
В данном разделе обучающиеся знакомятся с правилами проведения игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра», «Ладонь – кулак», «Ищи безостановочно», «Заметь все», «Запомни порядок», «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник», «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Продолжи рисунок», «Активити», «Угадай, кто и что?», «Каков характер- таковы и поступки».
Раздел 3. Подвижные игры (14 часов). Введение. Подвижная игра как средство и метод физического развития. Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». Игра с элементами общеразвивающих упражнений «Море волнуется – раз». Игра с мячом «Охотники и утки». Веселые старты с мячом. Игра «Волк во рву». Веселые старты со скакалкой. Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». Игра «Перемена мест»
В данном разделе обучающиеся знакомятся с правилами подвижных игр. Изучают строевые упражнения, построение, перестроение, комплекс утренней гигиенической гимнастики. Комплекс общеразвивающих упражнений с мячом. Строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. Гимнастические упражнения. Эстафеты. Игры с мячом: ловля, бросок, передача. Комплекс общеразвивающих упражений со скакалкой. Метание снежков в цель. Игры со скакалкой, мячом. Строевые упражнения с перемещением. Совершенствование координации движений.
Раздел 4. Спортивные игры (6 часов). Введение. Многообразие спортивных игр. Футбол. Баскетбол. Пионербол. В данном разделе обучающиеся знакомятся с игровыми правилами. Отрабатывают игровые приемы. Броски в корзину. Игры, эстафеты, веселые минутки.
Тематический план
Тема (раздел программы)
Кол-во часов


№ урока в теме
Тема учебного занятия
Дата
проведения


тео-
рия
практика


по плану
по факту

Народные игры (7 часов)

Введение
1
1
1.1
Народные игры как традиционное явление культуры. Правила техники безопасности на занятиях.
05.09-8.09


Русская народная игра «У медведя во бору»

1
1.2
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.
12.09-15.09


Русская народная игра «Филин и пташка».

1
1.3
Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.
19.09-22.09


Русская народная игра «Горелки».

1
1.4
Правила игры. Проведение игры.
26.09-29.09


Русская народная игра «Кот и мышь».

1
1.5
Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.
3.10-6.09


Русская народная игра «Блуждающий мяч».

1
1.6
Правила игры. Проведение игры.
10.10-13.10


Русская народная игра «Зарница»

1
1.7
Правила игры. Проведение игры. Эстафета.
17.10-20.10


Игры на развитие психических процессов (7 часов).

Введение
1

1
Влияние игровой деятельности на развитие психических процессов.
24.10-27.10


Игры на развитие восприятия.

1

Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».
31.10-3.11


Игры на развитие восприятия.

1

Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».
07.11-10.11


Упражнения и игры на внимание

1

Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок».
14.11-17.11


Игры на развитие памяти.

1

Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».
21.11-24.11


Игры на развитие воображения.

1

Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай»
28.11-1.11


Игры на развитие мышления и речи.

1

Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку».
05.12-09.11


Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.

1

Игры «Баба Яга», «Три характера».

12.12-15.11


Игровой зачет
1

1

19.12-22.12


Подвижные игры (14 часов). 

Введение
1

1
Подвижная игра как средство и метод физического развития.
26.12-12.01


Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».

1

Правила игры. Строевые упражнения; перестроение.
16.01-19.01


Игра с элементами обще развивающих упражнений «Море волнуется – раз»

1

Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.
23.01-16.01



Игра с мячом «Охотники и утки».

1

Комплекс обще развивающих упражнений с мячом, строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.
30.01-2.02


Весёлые старты с мячом.

1

Гимнастические упражнения. Эстафеты.
06.02-9.02


Игра «Волк во рву»

1

Игры с мячом: ловля, бросок, передача.
13.02-16.02


Весёлые старты со скакалкой

1

Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой.
20.02-27.02


Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».

1

Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр.
Метание снежков в цель.
06.03-9.03


Игра «Белки, волки, лисы».

1

Правила игры. Проведение игры.
13.03-16.03


Игра «Совушка».

1

Правила игры. Проведение игры.
20.03-13.03


Игра «Удочка»

1

Игры со скакалкой, мячом.
27.03-30.03


Игра «Удочка»

1

Игры со скакалкой, мячом.
03.04-06.04


Игра «Перемена мест»

1

Построение. Строевые упражнения, перемещение.
10.04-13.04


Игра «Салки с мячом».

1

Правила игры. Проведение игры.
17.04-20.04


Игра «Прыгай через ров»

1

Совершенствование координации движений.
24.04-27.04



Спортивные игры (6 часов).

Введение
1

1
Многообразие спортивных игр.
08.05-11.05



Футбол

2

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.
15.04-18.05



Баскетбол.

2

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.
22.05-25.05
29.05-2.06


Пионербол Фестиваль игр.

2

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.
05.06-8.06
12.06-15.06


Итоговая аттестация.

2


19.06-21.06
26.06-29.06












13PAGE 15





13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Заголовок 1ђђ Заголовок 3 Заголовок 415