Пальчиковые игры, как способ развития речи детей дошкольного возраста».подборка игр.


ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай
Сообщение на заседании МО
«Пальчиковые игры, как способ развития речи детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Кавтаськина С.Н.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Особенно важно развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Игры интересны и увлекательны. Могут использоваться педагогами при реализации образовательных областей «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Труд», «Познание».
"Зашифрованные скороговорки"
Эти картинки я увидела в приложении "Конфетка" к журналу Логопед. Детям очень нравится рассказывать скороговорку по картинкам, её легко запомнить, так как известно, что у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Когда у ребенка задействованы многие анализаторы одновременно (зрительный, речедвигательный, слуховой), то процесс автоматизации проходит наиболее эффективно. Дети самостоятельно отрабатывают поставленные звуки, сначала глядя на картинки, а затем по памяти.
Игра со скрепками.
Использование скрепки в коррекционной работе. Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики рук. Существует множество разнообразных традиционных способов и методик, но я стараюсь заинтересовать ребят, используя знакомые им предметы. Творчески мыслящий педагог всегда сможет при помощи простых предметов отработать множество педагогических задач. Я хотела бы поделиться с вами опытом использования простой скрепки.
Для развития памяти детей при заучивании стихотворений и для развития мелкой моторики детей существуют игры с прищепками, когда недостающие детали в рисунке заменяют прищепками.
Игры с прищепками
Цель: развивать творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную .Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.
Зайчик
Мёрзнет зайка на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи,
Лапки, ушки покажи.
«Коробочки»
Цель. Обучение сличению предметов по цвету, развитие моторики рук.
Материал. Четыре картонные коробочки с приклеенными на дно кружками основных цветов (или изучаемых), прищепки тех же цветов (по3-4 штуки).
Ход.
Ребёнок выбирает и прицепляет прищепки на края коробок, соотнося цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.
На донышке в коробке. Огонёк горит.
Какие брать прищепки, он нам говорит.
Ты выбирай, не путай. Внимательно смотри,
Такую же по цвету. Прищепку прицепи.
«Зубастики»
Цель. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.
Материал. Четыре прищепки основных цветов (по3-4 штуки), силуэты из цветной бумаги (помидор, огурец, груша, слива).
Ход.
-Жили-были разноцветные зубастики. Какого они цвета? Называют цвета прищепок. Но каждый зубастик выбирал только те предметы, которые соответствовали его цвету.
Красный зубастик ест помидор.
Жёлтый - за грушей полез за забор.Синий ест сливу: вот молодец!
Зелёный зубастик ест огурец.
Ребёнок «угощает» зубастиков, оречевляя свои действия.
«Разноцветный заборчик»
Цель. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук, ориентация верх-низ.
Материал. Полоски картона 5*15 см, 6-8 прищепок двух цветов на ребёнка.
Ход.
Каждому ребёнку раздаются по 6-8 прищепок двух цветов.Дети должны построить заборчик, чередуя прищепки по цвету, прикрепляя их к верхней полоске картона, (другой вариант – к нижней).
Использование прищепок одного цвета
Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовка ёжика.
Вариант игры: воспитатель предлагает ребёнку сделать ёжику колючки. Учит нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась.
Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, прищепки какого цвета он использовал.
А затем предложить снять прищепки, проследив, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её.
Чередование прищепок по цвету
Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук. Средства: прищепки жёлтого и оранжевого цвета, поднос, заготовка солнышка.
Вариант игры: сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися прищепками двух цветов, предлагает найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке, это позволяет не только развивать мелкую моторику рук, а также восприятие, внимание, память и мышление.
Затем задание усложняется. Дети следуют уже словесной инструкции воспитателя.
Можно предложить детям найти и исправить ошибку, которую допустил какой-нибудь персонаж, например, Незнайка.
Соотнесение количества прищепок с цифрой
Цель: учить соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику рук.
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовки лошадки, зайчика, птички, морковки и репки, пластмассовые цифры 1, 2, 3, 4, 5. Вариант игр: воспитатель предлагает детям доделать недостающие детали животным и овощам с помощью прищепок.
- Ребята, прищепок надо взять столько, чтобы их количество соответствовало предложенной цифре
/можно изменить задание: когда дети доделают фигурки животных и овощи, спросить у них, сколько прищепок понадобилось, например, чтобы сделать уши, хвост или ноги, затем предложить подобрать цифру, соответствующую количеству приделанных прищепок/
Для развития памяти детей при заучивании стихотворений и для развития мелкой моторики детей существуют игры с прищепками, когда недостающие детали в рисунке заменяют прищепками.
Игры с прищепками
Цель: развивать творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную .Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.
Зайчик
Мёрзнет зайка на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи,
Лапки, ушки покажи.