Выбор методов преподавания и оценивания в целях повышения качества знаний на уроках информатики



Назарова Санавяр Алимовна - учитель информатики
Средняя школа имени Билала Назыма
Панфиловский район
Алматинская область

Выбор методов преподавания и оценивания в целях повышения качества знаний на уроках информатики
“Чтобы узнать что-нибудь, надо знать, что ты хочешь узнать”
Сократ
В настоящее время в центре обсуждения находятся многие подходы к организации обучения для повышения качества знаний учащихся. Информатика - один из немногих инновационных и востребованных предметов, делающих школу современной, приближенной к жизни и запросам общества. Особенно важно формировать интерес к учебной деятельности, создавать возможности для обучающихся становиться субъектом учебного процесса, легко ориентироваться в современном быстро изменяющемся мире. Очевидно, что результат обучения напрямую зависит от того, что выбрано основной целью обучения и какие методы, приемы и средства использует учитель на уроке.
Моя педагогическая деятельность ориентирована на тему: «Современные образовательные технологии – как фактор повышения качества знаний учащихся на уроках информатики и ИКТ». Данная тема соответствует одному из главных направлений развития современного образования. Работа по данному направлению позволяет подойти к решению главных задач образования комплексно. Основными задачами развития общеучебных умений и навыков становятся: развитие конкурентоспособности учащихся, повышения качества образования, переход на новые педагогические подходы в организации учебной деятельности. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс коренным образом изменяет сам процесс обучения.
Стремительное развитие современных компьютерных технологий требует быстрого развития методики их использования. Поэтому творческое поле моей деятельности широко и интересно для педагогического поиска. Используя разнообразные методы работы с персональным компьютером, Интернет ресурсами, мультимедийным оборудованием, методы информационного общения, я исследую их эффективность, их наибольшую «полезность» в плане общего развития учеников, повышения качества образования. Основными




измерителями качества информационного образования считаю не набор умений и навыков работы с компьютером, а уровень развития способности ребёнка самому организовать индивидуальную работу с информационным полем.
Отсюда формы и методы обучения, используемые мной в работе, становятся интерактивными средствами в учёбе по остальным школьным предметам. Каждый ученик уже перестаёт быть пассивным участником образовательного процесса, а становится своеобразным «тьютером», преобразуя информационное поле по другим предметам.
Добиться такого подхода мне позволяет пошаговая организация учебного процесса, главные достоинства которой наглядность и доступность.
Использование различных форм и методов урока, современных технологий (обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, технологии развивающего обучения, технология модульного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления учащихся) позволяют мне развивать у учащихся коммуникативные компетенции: умение работать в группах; находить нужную информацию, обрабатывать ее, хранить, передавать; формировать современный стиль мышления - операционный; сформировать понимание о том, что компьютер является мощным и быстродействующим инструментом в руках человека; формировать системно – информационную картину мира, алгоритмическое мышление; умение использовать информационные технологии в жизни, развивать интерес не только к предмету информатики, но и к получению знаний вообще.
Каждый урок информатики должен быть направлен на практический результат в освоении компьютера и мультимедийного оборудования, в освоении современного программного обеспечения.
Для создания ситуации успеха может служить подбор для учащихся не одного, а небольшого набора заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Затем можно предложить большие и сложные упражнения. Другим приемом, способствующим ситуации успеха, служит дифференцируемая помощь учащимся в выполнении учебных заданий одной и той же сложности (например, урок-консультация).
Современное состояние компьютеризации в школьной жизни претерпело за последние годы существенное изменение: появилось множество обучающих программ практически по всем школьным дисциплинам, учителя имеют в качестве инструментария различные программные продукты для создания





слайдов, различные программы для создания компьютерных тестов. Многие школы имеют выход в Интернет. Именно поэтому одной из наиболее значимых составных информационных технологий, используемых учителем информатики в педагогической практике, может стать технология гипертекста, которая удобна не только при рассмотрении какого-либо электронного документа, но и отражает основные закономерности характерные для мыслительного процесса. Вся информация в глобальной сети Интернет базируется на технологии гипертекста, поэтому организацию проектной деятельности учащихся необходимо вести с использованием ресурсов сети Интернет.
Прививая ученикам интерес к предмету, необходимо уделять внимание работе со школьниками во внеурочное время. Помогать учащимся осваивать новые компьютерные программы Flash - технологии, компьютерную графику и дизайн. Дети с большим удовольствием проводят много своего внеурочного времени в кабинете информатики и заявляют себя на участие в районных и областных конкурсах.
С интересом и увлечением учащиеся создают новые презентации, проекты, которые потом показывают на уроках по различным предметам. Электронные наглядные пособия, выполненные учениками, получают высокую оценку учителей на открытых уроках, мероприятиях, школьных и районных конкурсах.
Изучение учениками информационных технологий на уроках и во внеурочное время, повышает качество знаний учащихся не только по информатике, но и по другим предметам изучаемым в школе.
Современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требует изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а именно это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля, повышает индивидуальности интенсивность обучения. Если педагог считает, что ученье не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития ученика, если стиль преподавания – сотрудничество, то речь идет о личностно ориентированном обучении. Ученик является не прилежным исполнителем, а активным творцом, так как является носителем субъективного опыта и содержание обучения, методы и приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности. Однако применение такой технологии требует составления для каждого ученика образовательной программы, которая носит индивидуальный характер и гибко приспособлена к возможностям ученика,




динамике его развития под влиянием обучения. В современной школе, где нет системы малых групп, полная реализация такой технологии не возможна, однако я бы предложила своим коллегам активнее проводить личностно ориентированные уроки, применяя те методы и приемы работы, которые позволят активизировать познавательную деятельность и как результат повышения качества знаний учащихся. Преподаватель является руководящим фактором процесса обучения и воспитания. Но и ученика следует учитывать как активного партнера и субъекта воспитания. Так как в его лице реализуются все конечные результаты процесса образования. Когда ученику создаются возможности самостоятельно усвоить знания, когда он понимает и применяет их независимым способом, тогда вы близки с цели обучения Процесс обучения и воспитания должен быть познавательным актом, т.е. исследованием и открытием истины, а не актом только усвоения знаний. И если мы хотим видеть своих учащихся инициативными, активными, самостоятельными, с высоким интересом к учебе, верой в свой успех, то должны:
постоянно поддерживать мотивационную сферу непрерывного обучения;
создавать различные учебные ситуации, способствующие достижению поставленных целей;
постоянно стимулировать способности и интересы учащихся;
формировать отношение и поведение;
способствовать применению знаний, умений и навыков, полученных не только на своих уроках, но и по другим предметам;
подготовить учеников к применению усвоенных знаний, приобретенных умений и навыков
При выборе метода и соответствующих дидактических материалов преподаватель должен реализовать планирование обучения, уточняя виды деятельности- фронтальная, в группах, индивидуальная – а также планирование теста. На основании полученных результатов предпринимается корректировка процесса обучения учеников.
Урок по любому предмету состоит из довольно стандартных этапов: организационный момент, актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, формирование и закрепление навыков, контроль знаний и практических навыков. Эти этапы могут менять свою последовательность, не всегда присутствовать на уроке, но каждый из них важен, как каждый палец на руках.
Рассмотрим каждый этап, и какие методы и приемы можно было бы использовать.
На этапе “Организационный момент”:
Перед объявлением темы или подтемы можно урока загадать загадку, ребус,





прочитать стихотворение. Например:
Программу “Художник” когда изучаем
Друг другу всегда мы помогаем
Чтоб лучше учиться и больше узнать
Программу Paint в школе надо изучать
При постановки целей урока, предложить ребятам самим выбрать вид деятельности – индивидуальная работа, работа в парах и т.п. ( тогда они внимательно слушают и с первых минут активны на уроке)
Приготовить вопросы – разминки в игровой или даже шуточной форме. Например, по теме “Информация. Носители информации” в 7 классе-
1. Как наиболее оптимально осуществлять хранение информации с помощью телевизора?
2. Как передать информацию, если ваши руки связаны, а рот заклеен скотчем?
3. Какой шум приводит к потере информации в процессе ее передачи?
4. Правда ли, что полет птицы, представляет собой динамический носитель информации? А если птица сидит?
5. Можно нарисовать на доске объект, записать вопросы, на которые в конце урока должен ответить каждый и учащиеся предполагают, что они будут изучать.
На этапе “ проверка домашнего задания” от учителя требуется большое внимание. Но начинается этот этап с самого задания, который дается на предыдущем или даже предыдущих уроках.
Домашнее задание! Эти слова повергают многих учащихся в уныние. Оно часто является наказанием для учащихся, так как оно не доступно для большинства из-за повышенного объема и сложности. А это отбивает интерес учащихся к предмету. Домашнее задание целесообразно разделить на несколько уровней:
Базовый (по образцу, комментарии были на уроке, то есть посильно любому ученику)
Тренировочный (задачи среднего уровня, с элементами новизны, но основаны на знании материала школьного курса)
Творческий (на добровольных началах, основано на интересах учащихся, его творческом потенциале)
Важно поощрять за выполнение домашнего задания и не наказывать, если не выполнена часть 2 или 3. Предлагаю на уроке помощь ученикам, не добившимся положительного результата по 1 уровню:
индивидуальная работа в то время, когда остальные выполняют практическую работу,
карточка с разбором алгоритма для решения,





карточка с решением аналогичной задачи,
помощь ученика-консультанта,
работа в группе с сильными учениками и разделение задания, где одна часть является базовым заданием из домашней работы.
Индивидуальный характер домашнего задания помогает избежать списывания, но требует от учителя затратить больше усилий на составление и проверку. Например, перевод в различные системы счисления дату своего рождения, выбрать из массива имя самого старшего члена семьи, разработать графическую модель своего домашнего письменного стола, постройте диаграмму ваших результатов по 1 семестру и т.п. При работе на уроках по теме “Алгоритмы и исполнители. Свойства. Классификация алгоритмов” даю задания:
Приведите примеры исполнителей встречающихся в народных сказках
Придумайте и разработайте систему команд, среду исполнения собственного исполнителя
Составьте кроссворд, где загаданные слова - свойства алгоритмов
Подберите пословицы для каждого из типов алгоритмов.
Зарисуйте блок схему для любимого стихотворения.
На этапе “Объяснение нового материала” заранее необходимо продумать с классом “сильным” или “слабым” мы имеем дело. Если класс с высокой степенью самостоятельности, то часто новый материал разбиваю на блоки и предлагаю учащимся подготовить его самостоятельно, а на уроке можно приготовить форму опорного конспекта, который учащиеся заполняют самостоятельно. А еще хорошо организовать работу в группах и раздать материал по теме и вопросы, а учащиеся самостоятельно его разбирают и излагают своим товарищам. Однако. При работе в группах всегда есть вероятность, что за сильным учеником спрячется слабый и поэтому этап проверки достижения целей все-таки должен быть индивидуальный – практическая работа, самостоятельная желательно с помощью теста, который проверяет сам компьютер и выставляет оценку. Такие тестирующие программы, наверное, есть в арсенале практически каждого учителя информатики.
Часто и я, и мои коллеги на уроках применяют презентации. Самостоятельно или с помощью учащихся (что конечно предпочтительнее, так как снимает нагрузку с учителя и позволяет учащимся глубже освоить представляемый материал, чем по школьной программе) разрабатывают презентации, с помощью которых излагаемый материал предстает в более продуманной, структурированной и наглядной форме.






Жаль, что нет таких методических пособий, централизованно выполненных и пришедших на помощь учителю.
Основным источником интереса учащихся к самой учебной деятельности является прежде всего само содержание. Требования к содержанию на уроках информатики?
Научность
Связь с жизнью
Систематичность и последовательность
Наглядность
Практическое применение
Ориентация учащихся на дальнейшую профессиональную деятельность
Этап “Контроль знаний”.
Можно использовать стандартные письменные контрольные работы ( однако следует разрабатывать их таким образом, чтобы ученик меньше тратил время на письмо, а больше на обдумывание и решение).
Ставшие популярными тесты: письменные и компьютерные.
Урок-концерт. В 8-м классе по теме “Алгоритмы. Свойства алгоритмов”. В стихах, фрагментов сказок, игр.
Урок –КВН. По итогам 1 семестра в 7 классе. Команды получают задание, которое “спрятано” и указан путь к файлу. Задание включает в себя : кроссворд, ребус, собрать сказку из разных файлов, нарисовать рисунок. Результаты сохранить в папке “Итоговая работа”.
Понравилась идея урок-суд над Internet . Позволяет выяснить что хорошо и что плохо. Какие возможности реализуются учащимися, а какие они еще не освоили.
Проектирование, исследование. В лицее существует система курсовых работ. Темы разрабатываются исходя из интересов учащихся и целей куррикулума. Наиболее интересные работы участвуют в школьном конкурсе “Способность. Труд. Талант”, и далее на уровне города и даже республики. Конечно, такая работа требует от учителя четкого управления творчеством учащихся и эмоционального контакта, заинтересованности в результатах учащихся.
И все-таки главное чего ожидают учащиеся от уроков информатики это не общение с учителем и теоретическим материалом (какой бы интересный он не был), а работы с компьютером, творческого, созидательного труда. Отсюда и попытки излагать теоретический материал порциями, требующими практической реализации и сложность работы с большими программами. Через неделю не больно-то вспомнишь, что делали на прошлом уроке. А за 45 мин.- 2 мин. Орг.момент-3мин. Итог и оценивание -2 мин. Подход-отход от компьютера и при работе в парах не много и успеешь. Если работать с





программами только дома и отрабатывать в классе есть вероятность простого тиражирования одного решения на несколько (по количеству человек в группе) носителей.
Компромисс между домашней и классной работой достигается трудно и в разных классах формируется по-разному. Мой опыт :
фрагменты каркасов задач готовить заранее и дети работают только над изменением типов и непосредственно тем алгоритмом, который является особенностью данной задачи;
при работе с однотипными задачами копировать фрагменты задач из ранее выполненных на уроке. Хотя повторение в этом случае менее эффективно, но экономит время для более творческой части работы учащегося;
выполнять задачи состоящие из нескольких пунктов с усложнением и по несколько пунктов продолжать решать на следующих уроках.
Любой из выбранных учителем методов можно считать хорошим, если с его помощью или их сочетанием ваши учащиеся достигли целей урока и эмоциональная окраска урока была положительной.





15