Реализация индивидуального подхода преподавании химии посредством дистанционного обучения.



БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СОВЕТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





Реализация
индивидуального подхода
преподавании химии
посредством дистанционного обучения.


АВТОР ПРОЕКТА:
преподаватель
Волобоева Марина Анатольевна


рассмотрен на заседании НМС от 09.12.2013 г. протокол № 2

г. Советский, 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
3

2. Аналитическое обоснование проекта
5

3. Концептуальные основы проекта
10

4. Описание сути проекта
18

5. Мероприятия по реализации проекта
25

6. Ресурсное обеспечение проекта
29

7. Материально-техническое обеспечение
30

8. Литература
31

«Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это неприятно»?
( Конфуций)
Введение
Основная задача профессионального образования определяется как подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Именно эти личностные качества, социально востребованные в современных условиях быстро развивающегося мира, должны быть развиваемы у обучающихся в условиях современных образовательных учреждений.
Современная педагогическая технология предполагает признание индивидуальности обучающегося, которая определяется в значительной мере направленностью его развития. Одним из условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении химии является организация дифференцированного обучения. Главной целью дифференциации является преодоление, сглаживание противоречий между усредненным подходом ко всем обучающим и индивидуальностью каждого обучающегося. Информационные технологии позволяют в полной мере реализовывать дифференцированный подход.
Современные информационные технологии позволяют создать условия индивидуализации работы с каждым обучающимся, дифференциации усилий на подаче учебного материала, направленного на его усвоение каждым обучающимся, можно предложить такой способ подачи информации конкретному индивидууму, который будет ему интересен, понятен и доступен.
Отсюда актуальность создания модуля в разделе «Электронное обучение» на сайте колледжа для привлечение внимания обучающихся к предмету, повышение учебной мотивации.

Цель: Разработать электронный образовательный ресурс (ЭОР) по курсу «Химия», как средство индивидуального сопровождения обучающихся и повышения эффективности обучения предмету.

Задачи:
Проанализировать литературу по теме педагогического проекта.
Провести мониторинг уровня знаний обучающихся по химии.
Разработать элементы УМК по предмету на основе индивидуализации и дифференцированного подхода.
Разместить элементы УМК на сайте колледжа посредством программы дистанционного обучения Moodle.
Способствовать формированию у обучающихся общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Гипотеза:
Повышение эффективности обучения химии произойдет, если создать электронный образовательный ресурс «Химия», в котором будут размещены: курс лекций, практические и тестовые задания, построенные на основе дифференцированного подхода.

Ожидаемые результаты:
- создание электронного образовательного ресурса курса «Химия»
- повышение интереса обучающихся к предмету «Химия»;
- повышение качественной успеваемости по предмету;
- повышение вовлеченности обучающихся в научно-исследовательскую деятельность;
- реализация индивидуальной образовательной траектории обучающихся.
Аналитическое обоснование проекта
Педагогическая технология определяет совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных средств и методов обучения, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" основными задачами среднего общего образования считается становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Организация образовательной деятельности основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей (ст. 66 273-ФЗ).
В связи с этим, важную роль играет избрание правильной подачи учебного материала обучающегося. Современные стандарты образования предусматривают создание учебно-методического комплекса (УМК).
Современные УМК естественно-научного цикла выступают как комплексное средство организации индивидуальной и самостоятельной работы обучающихся, что позволяет перенести акцент с процесса преподавания на процесс направляемого учения.
У Сухомлинского В.А. есть очень известные слова: «Страшная опасность – это безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека» Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса обучающихся к обучению вообще и к химии в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Особенно это актуально для обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и так же в Советском профессиональном колледже. Ни для кого не секрет, что юноши и девушки, поступившие для обучения в образовательные учреждения среднего профессионального образования, далеки и не обладают достаточной жаждой овладения знаниями, как по специальности, так и по общеобразовательным предметам курса обучения. А если желание получить профессиональные и образовательные навыки у обучающегося и присутствует, то процесс обучения осложнен отсутствием у обучающихся навыков получения знаний.
Ежегодно входной контроль по предмету химия среди обучающихся Советского профессионального колледжа показывает следующие результаты:








Из приведенных диаграмм видно, что качество знаний обучающихся улучшается, являясь, в дальнейшем, одной из основ успешного овладения профессиональными навыками.
Для создания мотивации у обучающихся необходимо применять различные формы подачи учебного материала. Хорошие показатели, на мой взгляд, может дать деятельностный подход в обучении.
Деятельностный подход в обучении позволяет вовлечь обучающегося в процесс активного учения. Главный принцип такого подхода состоит в практических действиях обучающихся с учебным материалом. По сути, студенты становятся субъектами образовательного процесса, что приводит к интенсификации обучения.
Использование компьютерных технологий позволяет дополнить существующие наглядные средства обучения. Роль преподавателя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей деятельности.
Самостоятельная работа обучающегося с материалами курса ЭОР помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При самостоятельной работе с электронным ресурсом у обучающегося, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.
В тоже время, применение самостоятельного освоения химии при использовании ЭОР имеет свои трудности:
Обучающийся должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно усваивать тему.
Обучающийся должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе.
Обучающийся должен обладать минимальными навыками работы в сети интернет.
Однако преимущества очевидны:
У обучающегося в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
Анализ сформированности знаний показывает, что, у ряда обучающихся наблюдается нейтральный, а в некоторых случаях и отрицательный познавательный интерес. Снижение познавательного интереса не формирует целостного взгляда на мир. У такой категории обучающихся задерживается развитие самосознания и самоконтроля, вырабатывается, а с годами и закрепляется, привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, "шпаргалке". Знания в основном – отрывочные и поверхностные.
Прежде всего, следует признать ведущую роль обучающегося в его собственном образовании. Важен в данном случае отбор индивидуального содержания образования, возможность выбора своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, оценки результатов. Каждому студенту надо предоставить возможность создания собственной, индивидуальной, образовательной траектории освоения учебной дисциплины. Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании.
Задача обучения по индивидуальной образовательной траектории состоит в обеспечении индивидуальной зоны развития обучающегося, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.
Организация личностно-ориентированного образования обучающегося имеет целью реализовать следующие возможности:
возможность выбора или выявления индивидуального смысла и целей в каждой теме;
возможность выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, самооценки своей деятельности на основе знания своих индивидуальных особенностей;
возможность опережения или углубления осваиваемого содержания учебного курса.
Концептуальные основы проекта
ХХI век называют веком информационных технологий. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. В обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире. Чтобы идти в ногу со временем нужно приобрети навыки использования компьютерных технологий в различных сферах жизни.
Ускорение процессов информатизации всех сфер жизни общества поставило перед колледжем задачу: сформировать у обучающихся ряд компетентностей для успешной социализации.
Дифференциация – это организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп обучающихся.
Индивидуализация – это учет личных особенностей каждого обучающегося.
Предлагаемая технология обучения осуществляется в данном случае как:
1) «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для решения отдельных дидактических задач);
2) «монотехническая», когда все обучение опирается на применение компьютера;
3) дистанционное обучение.
Дистанционное обучение – новая форма обучения и, соответственно, новая форма образования. Но эта новая форма обучения не может быть автономной системой. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Однако форма подачи материала, формы взаимодействия преподаватель – обучающийся и обучающийся – преподаватель иные. Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей опираются на принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения. Но реализуются они специфичными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.
Дистанционное обучение – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Для обеспечения процесса дистанционного обучения используются наряду с традиционными информационными ресурсами следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплексы и иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
Каковы преимущества дистанционного обучения?
Использование дистанционного обучения:
позволяет получить качественное образование независимо от места проживания;
реализует принцип равной доступности к любым образовательным информационным ресурсам (федеральным, региональным, мировым);
позволяет наиболее способным студентам в дальнейшем освоить Hi-Tech (высокие технологии), что повышает конкурентособность личности для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;
увеличивает эффективность коммуникативной деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет).
Задачи проекта связаны с обеспечением качества образования не ниже государственного образовательного стандарта и с расширением диапазона форм и видов информационного взаимодействия.
В их числе:
- отбор и пополнение информационного образовательного ресурса;
- создание единой образовательной информационной среды для участников педагогического процесса;
- создание образовательного информационного Интернет-Портала, где размещается информация для обучающихся.

Обязательная составляющая в технологии дистанционного обучения – информация, операция с обратной связью, контроль.
Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу – основу технологии программированного обучения;
Принцип учета индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время;
Работа обучающихся по программе является строго индивидуальной и предоставляет каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Для достижения эффекта наилучшего усвоения материала я предлагаю создать электронный ресурс (сайт) в Интернете по теме «Общая и органическая химия», на котором будут отражены вопросы и материалы программы обучения обучающихся СПК по данному предмету.
Принципы дистанционного обучения на электронном образовательном ресурсе:
Один из главных принципов дистанционного обучения – его доступность – каждый желающий может, при определенных условиях, стать «виртуальным обучающимся». Для совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения программа дистанционного образования включает следующие принципы:
1. Принцип гуманистичности обучения.
Этот принцип является определяющим в системе интенсивного непрерывного обучения и усиливается применительно к системе ДО. Его сущность заключается в:

· обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку;

· создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения;

· освоении избранной профессии для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.
2. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий.
Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.
3. Принцип выбора содержания образования.
Содержание образования СДО должно соответствовать нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта и требованиям рынка.
4. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в системе ДО.
Необходимо предусматривать организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.
5. Принцип стартового уровня образования.
Эффективное обучение в системе ДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения учащийся должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.
6. Принцип соответствия технологий обучения.
Технологии обучения должны быть адекватны моделям ДО. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, творческие работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления системы ДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, вебинары, информационные сеансы, видео-консультации, проектные работы и пр.
7. Принцип разносторонности методического консультирования.
Реализуется через включение в модульные программы советов учителя, инструкций, памяток, других объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.
8. Принцип открытости образования.
9. Принцип гибкость процесса обучения.
10. Принцип мобильности обучения.
Особенностями дистанционного обучения являются:
1) обособленность (удаленность) учащегося от преподавателя;
2) самостоятельность – это некий вариант обучения;
3) активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения.
Новейшие технологии имеют следующие преимущества:
1) способствуют повышению мотивации обучения;
2) являются источником информации, стимулируют самообразование,
3) формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;
4) повышают информативность, интенсивность, результативность образования;
Дистанционное образование создает широкие возможности применению обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии – как информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы преподавателей и обучающихся.
Учебный процесс на сайте будет организован по следующим этапам:
1. Презентация – первое мероприятие, в котором участвуют студенты, обучающиеся в СовПК. Цель презентации – знакомство с организацией учебного процесса, учебными материалами, учебным сервером.
Организуется и проводится в учебном заведении очно.
2. Работа обучающихся с учебными материалами (рабочие тетради, работа с компьютерными приложениями и мультимедийными курсами, выполнение тестов и заданий, работа с материалами, расположенными на учебном сервере).
Организуется и проводится самостоятельно, вне учебного заведения.
3. Консультации.
За группой закрепляется специально подготовленный преподаватель – «тьютор», который в любое время готов ответить на вопросы, провести консультации, помочь в изучении материала. В запланированное время в учебном заведении очно или по телефону, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.
Организуется и проводится в запланированное время, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.
4. Выполнение контрольных работ.
В течение всего курса обучения учащиеся выполняете несколько письменных контрольных работ, сдают их (или отправляете по e-mail) «тьютору» и после проверки получают не только оценку, а подробный отзыв на свою работу с указанием ошибок и недочетов, способов их исправления.

Самостоятельно, обращаясь к тьютору очно в запланированное время или консультационным материалам сервера в любой момент. Сдать работу и получить отзыв можно, используя учебный сервер.
5. Тестирование
В течение всего периода обучения учащимся доступны тренировочные и аттестационные тесты.
Проводится на учебном сервере в указанный в расписании срок.
6. Промежуточный дифференцированный зачет.
Описание сути проекта
В последние годы обучающиеся все чаще относят химию к числу нелюбимых и трудных предметов. Что же говорить об обучающихся системы среднего профессионального образования. Результаты входного контроля показывают низкий уровень знаний по химии: многие не только не умеют решать задачи, писать уравнения химических реакций, но даже не знают символы химических элементов.
Каждое учебное заведение работает над созданием собственной информационной образовательной среды. В нашем колледже созданы все условия для активного применения информационных образовательных технологий: в каждом учебном кабинете оснащен мультимедийной системой , выходом в глобальную сеть Интернет.
На общеобразовательный курс химии в колледже отводится меньшее количество часов в сравнении с общеобразовательной школой. Но, несмотря на разное количество часов, которое отводится на изучение всего курса химии, номенклатура подавляющего большинства учебных тем и их содержание зачастую оказываются одинаковыми в учебных заведених.
Обучение химии в учреждениях СПО, в отличие от общеобразовательной школы, должно включать компонент, учитывающий особенности подготовки специалистов разных профессий. Его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержание курса химии к потребностям учащихся, сформировать положительную мотивацию к изучению данного предмета и, за счет этого, сделать профессиональную подготовку более эффективной.
Обучающиеся по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Разные обучающиеся, в конечном счете, требуют разного подхода в обучении, т.е. индивидуального дифференцированного подхода, который пока зачастую только декларируется, а на практике реализуется плохо.
Химия как дисциплина, наряду с другими общеобразовательными дисциплинами, изучается студентами на первом курсе на основе примерной программы (на базе основного общего образования).
На изучение вопросов общей, неорганической и органической химии в соответствии с учебным планом колледжа выделяется 78 часов. Анализ квалификационных характеристик и содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин по выявлению межпредметных связей с химией показал, что многие химические понятия, термины и законы являются базовыми для изучения таких дисциплин, как «Строительные материалы и изделия», «Техническая механика», «Материаловедение», «Строительные конструкции», «Электротехника», «Эксплуатационные материалы».
Таким образом, знания, получаемые студентами при изучении химии на первом курсе, должны служить в дальнейшем фундаментом для овладения знаниями по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
ЭОР «Химия» – не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Он решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:
усиление активной роли обучающихся в собственном образовании, использование доступных образовательных ресурсов;
повышение мотивации к обучению;
применение интерактивных форм занятий;
усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения;
возможность получения экспертного заключения результатов своей учебной деятельности без широкой огласки.
Модель организации обучения с использованием дистанционных технологий рассчитана:
1. на обучающихся, желающих приобрести новые знания, увлеченных данным предметом;
2. на обучающихся, испытывающих затруднения при обучении;
3. распространения возможности овладения предметом на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги в традиционной форме.
В общем виде проект представляет собой процесс управления и организации процесса усвоения знаний. Реализация педагогического проекта направлена на решение поставленных задач и внедрения в образовательный процесс ЭОР «Химия», как наиболее эффективного. В качестве условий успешной реализации ЭОР в колледже необходимо подготовить нормативную документацию по внедрению данной системы.
Электронный образовательный ресурс открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, а преподавателю – позволяет реализовывать новые формы и методы обучения.
Дистанционное обучение – это инструмент, с помощью которого можно управлять процессом обучения и планировать результат. Каждый обучающийся может строить индивидуальную траекторию обучения, комбинируя виды работ, сроки их выполнения, объем заданий. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются технологии, методы, формы, средства обучения. К сетевым технологиям относятся:
Тестирование. У каждого студента есть допуск к электронной среде общеобразовательного учреждения, в котором ученик может проходить тестирование, отвечать на вопросы форума, задавать вопросы преподавателю.
Форум. Преподаватель выносится ряд вопросов для обсуждения, обучаемые отвечают на данные вопросы. При этом могут дополнять друг друга.
Видеоконференции. Фактически это обычная конференция, на которой студенты могут подготовить различные доклады (проекты), которые будут оценены преподавателем и обучающимися.
Электронная рассылка. Данная форма позволяет рассылать ученикам методические материалы, необходимые для обучения (видео-аудио-лекции).
Таким образом, обучающийся, который постоянно выполняет задания по предмету, приобретает знания, то есть у него происходит формирование теоретических знаний и практических навыков, которые достигаются в процессе изучения материала и его отработки.
Создание электронного образовательного ресурса «Химия» позволяет педагогу:
получить навыки использования дистанционных форм обучения учащихся;
получить навыки интерактивного взаимодействия;
представить педагогическому сообществу свои материалы с целью получения независимой оценки и советов;
использовать ЭОР как метод взаимодействия с обучающимися;
организовать дистанционное обучение обучающихся;
организовывать проектную деятельность;
Сегодня Интернет предоставляет преподавателю большое количество ресурсов и инструментов для создания своего интернет-представительства и использования его в образовательном процессе. ЭОР «Химия» представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия субъектов обучения между собой с помощью компьютерных и коммуникационных технологий, что сводит к нулю различия в пространственном расположении обучающегося и преподавателя.
Продуктивность ЭОР заключается:
- в том, что обучающиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой, развивают образовательные и личностные компетенции;
- в возможности внедрения опыта может быть использован каждым преподавателем при освоении внедрения дистанционного обучения, при наличии желания, теоретической подготовки, достаточного количества дополнительной литературы;
- в результативности опыта: новые информационные технологии позволяют достичь глубокого и серьезного решения проблемы дистанционного обучения, которые повышает рост качества, особенно в старших классах, уровень мотивации, развивает предметные, метапредметные, информационные, личностные компетенции учащихся, помогает их социальной адаптации.
Новизна методов обучения состоит в том, что преподаватель:
1) управляет познавательной деятельностью студента, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора познавательной деятельности;
2) мотивирует познавательную деятельность за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;
3) организует самостоятельную работу, включая работу с источником знаний;
4) использует коллективные способы обучения (КСО), включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;
5) организует помощь в процессе деятельности ученику, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;
6) организует самоанализ собственной деятельности студента и формирует его адекватную самооценку.
Возможные недостатки:
не у всех обучающихся есть ПК и доступ к сети Интернет, существует возможность временных технических сбоев;
организация дистанционного обучения требует дополнительных ресурсных и временных затрат.
В результате реализации проекта был сделан следующий вывод:
Дистанционное обучение позволяет обучающимся повысить качество обучения, заниматься в удобное для них время, в удобном месте, в не зависимости от места проживания, состояния здоровья и материального обеспечения. Обучающиеся могут дополнительно повысить свой уровень знаний по другим предметам, используя данный вид образования. Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь».
Предполагаемые результаты:
Обучающиеся получают:
- доступный, качественный процесс обучения предмету в безопасных, комфортных условиях, адаптированных к возможностям и способностям каждого обучающегося;
- создание банка виртуальных образовательных ресурсов по предмету «Химия»;
- улучшение качественной успеваемости обучающихся за счет эффективного использования современных образовательных технологий.
Преподаватель сможет:
рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине;
контролировать ход усвоения каждым обучающимся и учебной группой изучаемого материала;
своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
всесторонне и объективно оценивать выполнение каждым обучающимся учебного поручения;
точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости и промежуточной аттестации.
Дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.
Мероприятия по реализации проекта.
Сроки реализации проекта.
Этапы реализации
Сроки
Мероприятия

подготовительный
Октябрь
2013-
Июнь 2014 г
-Разработка проекта
-разработка электронного образовательного курса
-объяснение технологии работы с ЭОР

практический
Сентябрь 2014-декабрь 2014 г
-внедрение,
-апробация проекта в группах

аналитический
Июнь 2016 г
Анализ результатов.


Перспективный план работы по проекту.
Что предстоит делать при дистанционном обучении
Учебный процесс


Дистанционное обучение с очными занятиями
Интернет - обучение

Презентация - первое мероприятие, в котором участвуют студенты, обучающиеся по индивидуальным программам на дистанционном обучении.
Цель презентации – знакомство с организацией учебного процесса, учебными материалами, учебным сервером.
Организуется и проводится в учебном заведении очно.
Обучающиеся получают всю необходимую информацию и материалы на Учебном сервере.

Работа студентов с учебными материалами
Работа с компьютерными приложениями и мультимедийными курсами, выполнение тестов и заданий, работа с материалами, расположенными на учебном сервере.

Самостоятельно, вне учебного заведения.
Самостоятельно, вне учебного заведения

Консультации
За группой закрепляется специально подготовленный учитель - тьютор, который в любое время готов ответить на вопросы, провести консультации, помочь в изучении материала.
В запланированное время в учебном заведении очно или по телефону, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.
В запланированное время, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.

Выполнение контрольных работ
В течение всего курса обучения учащиеся выполняют несколько письменных контрольных работ, сдают их (или отправляете по e-mail) тьютору и после проверки получают не просто оценку, а подробный отзыв на свою работу с указанием ошибок и недочетов, способов их исправления.
Самостоятельно, обращаясь к тьютору очно в запланированное время или консультационным материалам сервера в любой момент. Сдать работу и получить отзыв можно, используя учебный сервер.
Самостоятельно, обращаясь к тьютору или консультационным материалам сервера в любой момент. Сдать работу и получить отзыв можно, используя учебный сервер.

Тестирование
В течение всего периода обучения учащимся доступны тренировочные и аттестационные тесты.
Проводится на учебном сервере в указанный в расписании срок.
Проводится на учебном сервере в указанный в расписании срок.

Тьюториалы – активные очные занятия (деловые и ролевые игры, тренинги, практические работы, разбор конкретных ситуаций).
Проводятся в учебном заведении очно, 1 раз в полугодии
Не проводятся, но могут заменяться выполнением практических заданий и решением задач, размещенных на учебном сервере, проведением учебных форумов и конференций.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачет.
Зачет, проводимый в конце изучения дисциплины и охватывающий все изученные темы.
Проводится в учебном заведении очно.
Проводится на учебном сервере в виде тестирования.

Методы исследования
Изучение и анализ специальной литературы, по предмету.
Целенаправленное педагогическое наблюдение за учебным процессом.
количественный и качественный анализ результатов.
Для реализации педагогического проекта по разработке, и внедрению Электронного обучения обучающихся необходимо подготовить к работе инициативную группу преподавателей, обеспечить их необходимым оборудованием, информационными материалами для разработки учебно-программной и учебно-методической документации.
Ресурсное обеспечение.
1. Руководитель проекта – преподаватель химии, несет полную ответственность за организацию проекта.
2. Заведующий СПО осуществляет координацию и утверждение материалов, используемых для дистанционного обучения.
3. Заместитель директора СовПК по АХЧ – организует работу по обеспечению проекта оборудованием.
4. Преподаватель, обеспечивающий методическое обеспечение работы с информационными программами.
Материально-техническое обеспечение
- персональный компьютер;
- сканер, принтер (многофункциональное устройство),
- графический планшет;
- выход в Интернет;
- единая информационная среда(skype, Moodl, Team Viewer, Virtual Room)
ЛИТЕРАТУРА
1. Интернет: www.dist-edu.ru; www.hse.ru; www.ui.usm.ru.
2 Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. М.: «Дрофа»,2006. – 228 с.
3 Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 2007. – 398 с.
4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2009. – 512 с.
5. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2007. – 276 с.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. – М., МЭСИ, 2008. – 120 с.
9. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Понятие, формы и методы дистанционного образования http://www.vspu.ac.ru/sci/monograf








13PAGE 15


13PAGE 14215




Диаграмма 2Диаграмма 415