Система работы с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении

Система работы с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении.
Программа по математике 5-6 классов для учашихся, находящихся на индивидуальном обучении, ставит задачу обобщения и развития на новом материале полученных в начальной школе математических знаний, умений, навыков и проведение пропедевтического обучения с целью подготовки учащихся к изучению тем. Выводы относительно свойств изучаемых объектов (математические суждения) делаются, исходя из наглядного рассмотрения и опытного обоснования фактов, использование и обобщение жизненного опыта учащихся. Аналогия является основным видом умозаключений, учащимся даётся возможность почувствовать логику рассуждений.
В данной методической разработке учителю предлагаются возможные методические подходы к изложению теоретического материала в работе с учащимися, находящимися на индивидуальной форме обучения в 5 классе. Количество уроков в неделю -3.
Постоянное обращение к опыту, практике, эксперименту даёт возможность показать корни математических понятий в практической деятельности людей и их применение. Учителю предлагаются возможные методические подходы к изложению теоретического материала. К ним относятся:
выбор порядка и форм изложения материала, использование рисунков и динамики их построения по ходу изложения материала, выполнение необходимых записей в тетрадях учащихся;
закрепление теоретического материала в ходе решения простых, специально подобранных задач на усвоение изученных знаний.
Такие задачи предполагают как устную работу по заготовленным чертежам, схемам, упражнениям, так и упражнения на закрепления полученных знаний с помощью компьютера. Эти задачи служат как бы «мостиком» к более сложным задачам. Их можно использовать и в дальнейшем при проверке усвоения материала на итоговом повторении. Данные задачи являются составной частью методики изучения определённого фрагмента теоретического материала в работе с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении. Необходимо планировать резервный урок. Он предназначен для ликвидации отставания от планирования, для повторения пройденного ранее материала или для итогового занятия по теме, включающего анализ проведённой контрольной работы.
Для учащихся 5 класса характерно обращение к его внутреннему миру – у них начинает развиваться потребность в осознании своих личных качеств, наблюдательность, воля и целеустремлённость. Большое значение в жизни младшего школьника занимает игровая деятельность, этот возраст отличается повышенной эмоциональностью, возбудимостью, активностью, стремлению к самостоятельности. В мышлении младшего школьника преобладают наглядно-образный и практически действенный компоненты, оно в основном конкретно, с недостаточной способностью абстрагированию и владению методами рассуждений; запоминание часто носит непроизвольный и механический характер, учащиеся не умеют ставить цели и установки на запоминание.
Постоянное обращение к опыту, практике даёт возможность корни математических понятий в практической деятельности людей и их применение, идёт подготовка к постепенному переходу от преобладания наглядно-образного и практически действенного к преобладанию отвлечённого, понятийного мышления.
Задачам в изучении курса отводится очень важная роль. Предполагается, что новые понятия, их свойства будут усваиваться при решении задач и упражнений. Поэтому желательно, чтобы все или почти все задачи из учебного пособия были решены учащимися с помощью учителя или самостоятельно. Предполагается, что вначале учащиеся непривычные для них схемы рассуждений и словесные конструкции, действуя по образцу, т. е. повторять сказанное (написанное учителем или в конспекте ученика) или в учебнике; на дом следует задавать задачи, аналогичные решенным на уроке. При изложении материала и решении задач для анализа обоснованности каждого шага решения ставить вопросы («Почему?», «На каком основании?»), что позволит первоначальное рассуждение пополнить ответами на данные вопросы.
При изучении математических понятий основной упор следует делать на их применении при решении задач. От учащихся надо добиваться умение распознавать и, что особенно важно, оперировать их свойствами при решении упражнений.
Известно, что на уроке важно не только передавать ученикам нужную информацию, но и формировать у них умение и потребность учиться, учить их работать с с разнообразными источниками знаний, в первую очередь с учебником, обучать учащихся планировать их учебную деятельность, оценивать результаты своего труда. Непременным условием современного математического образования является активная самостоятельная работа по изучению основных идей математики, её практического приложения. Такая работа также способствует формированию активной жизненной позиции школьников.
Активная самостоятельная деятельность предполагает наличие у учащихся многих умений, основными из них являются:
работа с книгой, таблицей, текстом);
работа по плану, алгоритму;
решение задачи по образцу;
установление связей;
систематизация учебного материала.
Целесообразно начинать организацию самостоятельной работы по готовым конструкциям (правилам, алгоритмам). В процессе самостоятельного выполнения таких заданий наиболее трудные места анализируются учащимися под руководством учителя.
В 5 классе при изучении геометрического материала возможно следующее распределение учебных часов по Теме 5 «Треугольник. Четырёхугольник. Прямоугольный параллелепипед»:

№ урока
Содержание материала

34
Углы. Измерение углов.

35
Треугольники. Виды треугольников

36
Четырёхугольники. Виды четырёхугольников.

37
Площадь прямоугольника. Единицы площади.

38
Площадь прямоугольника. Измерение площади.

39
Прямоугольный параллелепипед.

40
Объём прямоугольного параллелепипеда.



МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
Математические диктанты хорошо известная форма контроля знаний. Учитель сам или с помощью звукозаписи задаёт вопросы, учащиеся записывают под номерами краткие ответы на них. Ценность их неоспорима. Оно приводит к умению слушать и ответы на вопросы должны показать, усвоено ли основное содержание изученного материала. Использование звукозаписей дисциплинирует ученика: ученик понимает, что «бездушной машине» всё равно, успел ли он приготовить всё к началу урока, пишет ли его ручка и т. д. Наконец, использование звукозаписи освобождает учителя, который может во время диктанта наблюдать за работой ученика (и получить представление, успешно ли справился ученик с диктантом). Например:


Дидактические игры
Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики её преподавания. Надо позаботиться о том, чтобы на уроке каждый ученик работал активно и увлечённо. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются,а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.
Немаловажную роль здесь отводят дидактическим играм. Игра творчество, игра труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись,дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазии. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.
Дидактические игры хорошо уживаются с м, занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
При изучении отрезков, углов, окружностей можно использовать игры-лабиринты (прямоугольные, круглоспиральные), рассматривать некоторые древние мифы, связанные с лабиринтами. Можно придать лабиринтам сказочные направления: помогите Винни-Пуху выбраться из леса; Заяц вливает в лейку молоко, а Белочка томатный сок. Какой кран нужно открыть, чтобы выпить томатный сок?
Игра «Внимательный геометр»
На экране компьютера помещается геометрическая фигура, состоящая из различных квадратов. Можно задать задания: Сколько квадратов на рисунке? Найти площадь или периметр этих квадратов.
КРОССВОРД
По горизонтали:
Как называются прямые на плоскости, которые не пересекаются?
Как называется часть прямой, ограниченная двумя точками?
Две прямые пересекаются в одной точке. Сколько лучей с началом в этой точке они образуют?
Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой?
Хорда, проходящая через центр, называется
По вертикали:
1. Инструмент, которым чертят окружность
2. Инструмент, которым измеряют длину отрезка
3. Инструмент, которым измеряют величину углов
4. Как называется угол в 90 градусов?
5. Как называется угол в 180 градусов?
6. Прямоугольник, у которого все стороны равны

Таблица «Магический квадрат».
С помощью микрокалькулятора выполнить вычисления, отметить в магическом квадрате соответствующие ответы.
27
144
110


300
2000
64


34
225
43









Выразить в метрах 2 км.
Выразить в дециметрах 430 м.
Выразить в см 270 мм.
Найти периметр треугольника со сторонами 15см, 28 см, 41 см.
Найти периметр 4-угольника со сторонами 21 см, 30 см, 10 см.
Найти площадь прямоугольника со сторонами 20 см и 15 см.
Найти площадь квадрата со стороной 12 см.
8. Найти объём прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны 6cм, 8см и 12см




15