Контроль по теме Пунктуация для учащихся 9-11 классов в двух вариантах

Контрольная работа по теме "ПУНКТУАЦИЯ" (9 – 11)
Вариант № 1

1.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
На улице пошёл снег ( ) и Москва сразу превратилась в какую-то сказочную страну
1) Сложносочинённое предложение , перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.( Знаки препинания не расставлены.)
1) Вся жизнь этого блестящего писателя была беспощадной схваткой с глупостью и подлостью.
2)Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и смелых людей.
3)Он пришёл к нам из очарованной дали и увёл нас в соловьиные сады своей гениальной поэзии.
4)После "Поединка" слава Куприна приобрела не только всероссийский но и мировой характер.

3.В каком варианте правильно указаны и объяснены все запятые?
Пароход уходит вниз по реке(1) догоняя дождевую тучу (2) закрывшую полнеба( 3) и (4) потерявшись из виду (5) даёт длинный гудок.
1)1,2,4,5 – выделяются два деепричастных оборота
2) 1,2,3 – выделяются причастный и деепричастный обороты
3) 1,2,3,4,5 – выделяются два деепричастных оборота и один причастный оборот
4) 1,2,4,5 – выделяются деепричастный и причастный обороты
4.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую:
1) Вблизи ручей шумит и скачет и мчится во влажных берегах.
2) В горах ударил гром и хлынули потоки дождя.
3) В природе ни лист ни соломинка ни дерево не повторяются.
4) Машины загородили дорогу и нельзя было проехать ни взад ни вперёд.
5.Определите, чем осложнено предложение ( знаки препинания не расставлены).
Сей Дубровский отставной поручик гвардии был ему кажется ближайшим соседом.
обособленным определением, обособленным обстоятельством.
обособленным определением, обособленным приложением
вводной конструкцией, обращением
обособленным приложением, вводным словом

6.Укажите предложение, в котором обособленное обстоятельство не выражено деепричастным оборотом.
1) Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском, когда мелькала молния.
2)Ровная, накатанная дорога, мягко серея в муравке, бежала вдаль.
3) Я медленно продвигался вперёд, осторожно ступая по траве, чтобы не хрустнул сучок.
4) Благодаря всему этому, я очень долго пробыл в пути до Киева.

7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Земля(1) казалось(2) во много раз увеличивала силу своего притяжения. Судьба всех людей(3) кажется(4) одинаковой.
1)1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,2,4
8.В каком предложении есть обособленные члены? ( Знаки препинания не расставлены)
1) Сквозь редкие деревья виден был залитый лунным светом двор.
2)Облака оседая снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.
3) Он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке крытую санитарную машину
4) Она стояла подбоченясь.
9.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых при обращениях должны стоять запятые?
Откуда(1) умная(2) бредёшь ты(3) голова? Здравствуй(4) солнце(5) да утро весёлое!
1)1,2,3,4 2) 2,4 3) 3,4 4) 1,3,4,5

10. В каком предложении ставится тире? ( Знаки препинания не расставлены)
1) Лес рубят щепки летят.
2)Слышу земля задрожала.
3)Россия загадочна и необъятна.
4)Сердце не камень.

11. В каком предложении должно стоять двоеточие? ( Знаки препинания не расставлены)
1) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве.
2)Жизнь пройти не поле перейти.
3)Клевета что уголь не обожжёт, так замарает.
4) Упустишь минуту потеряешь часы.

12. В каком предложении перед союзом КАК запятая не ставится?
1) Моё незнание языка и молчание было истолковано ( ) как молчание дипломатическое.
2)Отдалённый голос сказки давно слышался то в одном, то в другом из его произведений ( ) как звук чуть затронутый, но тотчас же отпущенной струны.
3) Море голубело вдали ( ) как мглистая бездна.
4)Большому писателю нужно непрерывно жить в великой красоте, разнообразии и развитии русского языка ( ) как в стройном и волнующем поэтическом мире.

13. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Увлекательность русской классической литературы особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы - решать вместе, и автору и читателям.
1)Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2)Первая часть БСП указывает на время совершения действия, о котором говорится во второй части.
3)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4)Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части, поясняет её.

14.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Англичане способны сохранять самообладание в споре(1) и оставаться объективными к себе(2) и к другим (3) признавая(4)что(5)поскольку любая истина имеет много сторон(6) о ней может быть много различных мнений.
1)3,4,6 2)1,2,4 3)3,4,5,6 4)1,2,3,4,5,6

15.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Всё это произвело ропот(1) когда новый начальник объявил(2) что для него хорошие успехи в науках ничего не значат(3) что он смотрит только на поведение(4) что ничего(5) даже если человек плохо учится.
1)1,3,4 2) 1,2,3,4,5 3) 2,3,5 4)2,3,4

16.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Маяковский ходил среди людей(1) как Гулливер(2) и (3) хотя он нисколько не заботился о том (4) чтобы они ощущали себя рядом с ним лилипутами(5) но как-то само собой выходило(6)что самым заносчивым людям не удавалось взглянуть на него свысока.
1)2,3,4,5,6 2) 1,2,3,4,5,6 3)1,2,4,5,6 4)2,4,5,6
Контрольная работа по теме "ПУНКТУАЦИЯ" (9 – 11)
Вариант № 2
1.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
В лесу только иволги кричат ( ) да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
1) Сложносочинённое предложение , перед союзом Да нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом Да нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом Да запятая не нужна.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом Да запятая не нужна.

2.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую :
1)Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.
2) Там сверкали бенгальским огнём стены занесённых снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.
3) Он был от страха ни жив ни мёртв.
4) Поднялось солнце и залило волнами света и водную гладь и потопленный лес и людей.
3. В каком варианте правильно указаны и объяснены все запятые?
Под коркой льда(1) ставшей прозрачной под лучами весеннего солнца(2) журчит(3) пробивающий дорогу к косогору(4) ручей.
1,2,3,4 – выделяются два причастных оборота
1,2,3 – выделяются два причастных оборота
1,2,3,4 – выделяются два деепричастных оборота
1,2 – выделяется причастный оборот
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую :
1) Небо то всё закрывалось облаками то вдруг очищалось на мгновенье.
2) В пруду отражались деревья и фасад дома.
3) В степи растут колокольчики и полынь и белая кашка.
4) Он не ответил ни да ни нет.

5.Укажите предложение, осложнённое обособленным приложением.
1) Свет зари, погасающей за деревней, ещё слабо разливался по двору.
2) Штейн, молодой учёный, готовящийся к отъезду, к научной экспедиции в тропические страны, мысленно жил еже не в Берлине.
3) В лесу гулко, перебивая друг друга, заливались соловьи.
4) Широчайшая плотина лежит между двумя великолепными прудами, отражающими в своих зеркалах эти дубы и вечернее небо.

6.Укажите предложение, осложнённое обособленным дополнением.
1) В юности он писал песни, подражая Дельвигу и Кольцову, называл её в своих стансах Валентиной.
2)Прикрыв глаза, мы долго слышали однообразное журчание воды, бегущей вдоль бортов лодки.
3) Вместо глубоких обрывов, я увидел необозримый океан застывших волн, сияющих под солнцем.
4) Белые гуси с металлически-звонкими криками, распустив крылья и шумно бороздя воду, тяжело шарахнулись в тростники.
7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Натура жизнеутверждающая, динамическая(1) и неистощимо активная(2) Чехов стремился не только описывать жизнь, но и переделывать её(3) не витая в облаках.
1)1 2)2,3 3) 3 4) 1,2,3

8.В каком предложении нет обособленных членов? ( Знаки препинания не расставлены)
1) Марья Дмитриевна приняла вид достойный и несколько обиженный.
2) Он постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал ещё быстрее.
3) Залитые солнцем стлались за рекой пшеничные нивы.
4) Мальчик сконфуженно покраснел.
9.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых при обращениях должны стоять запятые?
Всяк сверчок(1) знай свой шесток. Крепче(2) конское(3)бей(4) копыто(5) отчеканивая шаг.
1)1,5 2)1,4,5 3)2,3,4,5 4)2,4,5.

10.В каком предложении ставится тире?( Знаки препинания не расставлены)
1) Попытка не пытка.
2)Всё кругом и земля и деревья и трава покрыты пушистой изморозью.
3)Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.
4) Молоденький умок что вешний ледок.

11.В каком предложении должно стоять двоеточие? ( Знаки препинания не расставлены)
1) Облака над морем потемнели море тоже стало тёмным.
2) Лето припасает зима поедает.
3) Я кашлял много раз она всё равно не замечала.
4) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.

12. В каком предложении перед союзом КАК ставится запятая?
1) Все они воспринимали море по-разному, но ни у одного из этих писателей не шумят и не перелистываются на страницах такие праздничные моря( ) как у Грина.
2)Он прошёл по жизни ( ) как удивительный рассказчик, трогавший до слёз детские сердца, и вместе с тем( ) как проницательный и суровый воспитатель.
3) Грин работал в Киеве и Севастополе, где прославился среди матросов и солдат крепостной артиллерии() ка горячий и увлекательный оратор.
4) Они были счастливы, и жизнь их текла( ) как по маслу.

13 Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные - усложнят её и затруднят.
1) Вторая часть БСП противопоставлена по содержанию первой части.
2)Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
3)Первая часть БСП указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
4)В неполном предложении: на месте пропуска члена предложения.

14.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Несколько дней подряд мы выходим с детьми на холм (1) с которого открывается вид на долину (2) и смотрим (3) как серые ветви почти на наших глазах покрываются зеленой пеленой (4) окраска (5) которой меняется с каждым днем.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3,5 3) 1,2,4 4) 1,3,5.

15.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Когда они вышли (1) на улице уже темнело (2) но Сенцову казалось (3) что на небе еще ликует золотой свет дня (4) и до вечера еще далеко.
1) 1,2 2) 3,4 3) 1,2,3. 4) 1,2,3,4.


16.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На молах стоит по колено колючий бурьян, чугунные причалы рыжеют от едкой ржавчины (1) и только маяк говорит (2) что порт еще жив (3) и кто-то зажигает огни для редких пароходов (4) приходящих ночью (5) тускло освещенных и пустых.
1) 1,2,3,4,5. 2) 1,2,4,5. 3) 2,4,5. 4) 2,3,4,5.

Контрольная работа по теме
"ПУНКТУАЦИЯ" (9 – 11)

Номер задания
Вариант №1
Вариант №2

1
1
3

2
4
1

3
3
4

4
4
1

5
4
2

6
4
3

7
1
2

8
2
1

9
1
3

10
1
2

11
3
4

12
1
2

13
4
4

14
3
1

15
2
3

16
3
2




15