Презентация на тему: Фразеологизмы в нашей речи. Почему мы так говорим?


Фразеологизмы в нашей речи Почему мы так говорим? Выполнили: студентка II курсаНетруненко Анастасия,специальность 19.02.10Технология продукции общественного питания;студенкти I курса Жизневская Анна, Солодовникова Алена,специальность 36.02.01ВетеринарияРуководитель: преподаватель русского языка и литературы Макарова Наталья Ивановна 2016г «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа - фразеология одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка» Н.М. Шанский Объектом исследования являются фразеологизмы и крылатые фразы, их влияние на нашу речь Цель работы - анализ использования фразеологических средств студентами, преподавателями, исследование происхождения и значения фразеологизмов в русском языке Перед собой мы поставили следующие задачи: - рассмотреть понятие «фразеологизм», - исторические основы возникновения и формирования фразеологизмов; - познакомиться с наиболее распространенными фразеологическими оборотами; - проанализировать особенности происхождения и значения фразеологизмов; - исследовать знание, понимание и использование фразеологизмов в речи студентов посредством анкетирования. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Фразеологизмы – это средства выразительности языка, украшающие нашу речь, делающие ее эмоциональной, выразительной и яркой . основные признаки фразеологизмов: устойчивость, воспроизводимость, целостность значения. Разновидностями фразеологизмов являются идиомы – образные устойчивые сочетания, значение которых не вытекает из значения входящих в него слов (души не чаять, пока суд да дело), крылатые слова – изречения, цитаты, в образной форме выражающие какую-либо обобщенную мысль (Свежо предание, а верится с трудом), пословицы, поговорки Источники происхождения фразеологизмов Мифы народов мираБиблияПрофессиональная деятельность человекаРеальные исторические событияОбычаи, традиции русского народа Литературные произведения ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ имеющие структуру предложения имеющие структуру словосочетания бабушка надвое сказала подчинительные сочинительные ни рыба ни мясо без сучка без задоринки именные эзопов языкбелые мухитугой на ухо глагольные заваривать кашу, лясы точать Бить баклушиБаклуша - это чурка, специально приготовленная для выделки из неё ложки или чашки. Заготовка баклуш считалась самым простым и лёгким делом. Его обычно поручали старикам или подросткам, которые целыми днями сидели и били баклуши. В 16-17 вв. указы русских царей зачитывались на городских площадях. В Москве на Ивановской площади, которая была шумная и многолюдная, дьяки, читавшие указы, старались заглушить своим голосом гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь. Во всю ивановскую Зарубить на носу Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Как пить дать По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. Попасть впросак Просак – так называли станок для витья верёвок. Станки стояли близко друг к другу, так что, проходя между ними, надо было следить, чтобы в просак не попал край одежды, прядь волос или борода – иначе быть беде. Перемывать кости У православных греков, а также некоторых славянских народов существовал обычай вторичного захоронения — кости покойника изымались, промывались водой и вином и укладывались обратно. Если же труп находили неистлевшим и вздутым, это означало, что при жизни данный человек был грешником и на нём лежит проклятье — выходить ночью из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губить людей. Таким образом, обряд перемывания косточек был нужен, чтобы убедиться в отсутствии такого заклятья. Большая шишка Самое тяжелое и самое важное место в лямке бурлаков – место первого бурлака. Он задает почин, он направляет остальных. Поэтому это место занимал самый сильный человек. Этого человека в бурлацкой лямке и называли «шишкой». Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека. Всыпать по первое число Официально способ наказания с помощью кнутов был запрещён также в 1801 году. Но в качестве воспитательной меры порка в школьных стенах применялась довольно долго. Выражение всыпать по первое число — следствие негласного правила: если наставник проявлял особое усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце вплоть до первого числа следующего. Показать, где раки зимуют «Если хотят серьёзно наказать». Помещики зимой посылали провинившихся крестьян ловить раков из ледяной воды. Это было очень трудно: раки прячутся под коряги, а крестьяне могли заболеть. Откладывать в долгий ящик «Затягивать дела на неопределённый срок». На царском дворе был прибит длинный или долгий ящик. Из деревень приезжали просители и опускали прошения. Просьбы оставались там на месяцы и годы. «Человек прикидывается несчастным, чтобы вызвать сочувствие». Завоёванные Иваном IV татарские князья, чтобы сохранить положение отправлялись в Москву на службу. Там они прибеднялись, чтобы получить больше наград и жалований. Казанская сирота Спустя рукава «Делать небрежно, кое-как». Был древний русский обычай носить одежду с сильно удлинёнными рукавами, которые мешали что-либо делать. Из Библии, закон возмездия: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб». Око за око «Нелепая услуга, которая приносит только огорчения». Из басни Крылова «Пустынник и медведь»: медведь, желая согнать муху со лба друга Пустынника, ударил его камнем по голове. Медвежья услуга П Мы провели социологический опрос студентов и преподавателей нашего техникума.Респондентам были заданы такие вопросы:1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?3. Приведите примеры фразеологизмов.4. Ваш любимый фразеологизм.5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?6. Откуда пришли к нам фразеологизмы?7. Происхождение каких фразеологизмов вы знаете.В части употребления фразеологизмов в результате опроса выяснилось, что среди студентов:40% - не используют фразеологизмы40% - используют фразеологизмы, но не осознают этого20% - используют осознанно и знают происхождение некоторых. Среди преподавателей картина немного другая:5% - не используют фразеологизмы70% - используют фразеологизмы и осознают это25% - знают происхождение некоторых фразеологизмов Мои наблюдения позволили сделать следующий вывод: наши преподаватели знают больше фразеологизмов, чем учащиеся и употребляют их чаще. Происхождение некоторых фразеологизмов знают и учащиеся и преподаватели. Итак, почему же мы так любим и довольно часто используем фразеологизмы ? Да потому, что они несут эмоциональный нагрузку, выражая иронию, одобрение, презрение, это готовые клише на все случаи жизни, содержащие сравнения, слова в переносном значении, что так характерно и для русской разговорной речи, и для литературной.В литературе использование фразеологизма связано с метафоричностью, например: нести чепуху, не поминай лихом, дай бог памяти, переливать из пустого в порожнее, П Собери фразеологизм Расшифруйте фразеологизм «Лексика и фразеология» Угадай фразеологизм Говорят о том, кто умеет свободно, гладко излагать свои мысли (у него ...) Я З Ы К П О Д В Е Ш Е Н Я Ю Э Ь Ы Ъ Щ Ш Ч Ц Х Ф У Т С Р П О Н М Л К И З Ж Е Д Г В Б А Угадай поговорку О том, кто испытывает сильный страх, испуг.Фразеологический синоним - поджилки трясутся Д У Ш А В П Я Я Ю Э Ь Ы Ъ Щ Ш Ч Ц Х Ф У Т С Р П О Н М Л К И З Ж Е Д Г В Б А Т К А Х Назовите фамилию автора данного афоризма К Р Ы Л О В Я Ю Э Ь Ы Ъ Щ Ш Ч Ц Х Ф У Т С Р П О Н М Л К И З Ж Е Д Г В Б А ФИНАЛ А ларчик просто открывался Спасибо за внимание! Литература Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе, Мн., «Нар.», 1971.Волина В.В. Я познаю мир: Дет. энцикл. – М. : Издательство АСТ – ЛТД, 1997.Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по рус. яз.). Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.