О возможностях использования интеграционных технологий в рамках реализации ФГОС СПО 3-го поколения


О возможностях использования интеграционных технологий в рамках реализации ФГОС СПО 3-го поколения
Изменения в системе образования, подготовка и введение в действие ФГОС СПО принципиально меняющего характер образовательного процесса и его результатов, делают особенно актуальной проблему готовности педагогических кадров к решению стоящих перед общеобразовательной школой задач.
В этих условиях все возрастающих требований к выпускнику педагогического колледжа возникает необходимость модернизации подходов к профессиональному образованию.
ГБОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького» в рамках работы над методической проблемой «Внедрение современных технологий в учебно-воспитательный процесс колледжа как средство формирования профессиональной компетентности преподавателей и студентов» была сформирована группа преподавателей, которая занималась изучением вопросов интеграции в образовании. На первом и втором этапах (диагностическом и теоретического исследования проблемы) шло накопление теоретического материала. Затем был сделан плавный переход к практическому этапу: изучение отдельных аспектов интеграции стало методической темой преподавателей и темой их аттестационных работ.
В течение трёх лет преподаватели принимали участие в научно-практических конференциях, связанных с интеграционными технологиями в преподавании филологических дисциплин, математических, психолого-педагогических. На специальности «Преподавание в начальных классах» студентами ДДП «Русский язык и литература» и «Коррекционно-развивающее обучении» были выполнены курсовые и выпускные квалификационные работы по вопросам интеграции.
Система образования реализует и предъявляет все большие требования к человеку, а в соответствии с этим, и к качеству образования, и задачей учителя является стремление все к большему повышению качества преподавания урока, качества предоставляемых знаний и связи с другими предметами за счет интегрированного обучения.
В рамках реализации ФГОС СПО 3-го поколения мы решили выяснить, как находят отражение вопросы интеграции в новом стандарте.
Центральное место в содержании профессионального образования теперь занимает новая структурная единица – профессиональный модуль, органично интегрирующий прохождение практики с усвоением теоретического материала.
В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их.
В зависимости от вида деятельности на каждой специальности определены профессиональные модули. На специальности «Преподавание в начальных классах»-4 модуля; «Физическая культура»-3 модуля; «Прикладная информатика»- 3 модуля; «Дошкольное образование»- 5 модулей.
В качестве примера рассмотрим первый модуль специальности «Преподавание в начальных классах»: «Преподавание по программам начального общего образования».
Характерный признак профессионального модуля это междисциплинарный характер с привлечением материала учебных дисциплин. Профессиональный модуль «Преподавание по программам начального общего образования» интегрирует восемь МДК. В рамках этого профессионального модуля предусмотрено объединение нескольких дисциплин в один междисциплинарный курс, например, «Русский язык с методикой преподавания» включает «Русский язык» и «Методику преподавания русского языка» и др. Кроме того, предусмотрено изучение МДК «Теоретические основы организации обучения в начальной школе», который содержательно объединяет все курсы, входящие в модуль. Междисциплинарный характер модуля обеспечивается также его связью с рядом общепрофессиональных дисциплин, таких как «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Аналогично построены профессиональные модули и циклы других специальностей.
В рекомендациях по технологии освоения модуля прослеживается интеграция в видах различных работ: с преподавателями, в учебной группе, индивидуально. Также к интегративному взаимодействию преподавателей разных МДК могут относиться: бинарные и интегрированные уроки, тематические конференции, изучение материала в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией и т. п.
Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов характеризуется законченностью, самостоятельностью и интеграцией.
Следовательно, все преподаватели постепенно будут овладевать интеграционными технологиями, т.к. это продиктовано новыми социальными запросами.
В заключении хочется отметить, что интеграция в обучении сегодня – это создание предпосылок для формирования творческой личности, которая целостно воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и профессиональной сфере.