«Применение информационно-коммуникационных технологий при реализации ФГОС начального образования»


Выступление на методическом совете
«Применение информационно-коммуникационных технологий
при реализации ФГОС
начального образования»
Учитель начальных классов
Тараканова Ольга Анатольевна
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения.
Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.
Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Использование ИКТ в начальной школе дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
Положительная мотивация обучения
Активизация познавательной деятельности
Повышение качества усвоения материала
Одновременная организация детей с различными возможностями и способностями
Дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению
Владение практическими способами работы с информацией
ИКТ можно использовать на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, обобщении и систематизации, а так же в домашних заданиях и внеклассной работе
Формирование мотивации учения как побудительной силы должно опираться на присущий детям интерес к сказкам, загадкам, стихам. Так, к примеру, в курсе математики сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Тем самым эти задачи оживляются. Именно такое соединение стимулирует умственную деятельность ребенка и способствует лучшему усвоению материала.
В качестве иллюстрации к вышесказанному, хочу предложить вашему вниманию урок – презентацию по курсу математики 1 класс «Приключения добра молодца» по мотивам мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Таким образом, уроки с ИКТ-поддержкой позволяют:
обеспечить быструю обратную связь - ребенок узнает, правильно ли он выполнил задание или допустил ошибки;
вернуться к «трудному» упражнению и исправить свои результаты;
приобщиться к новым технологиям, используя компьютер не только для игры, но и для обучения.
Многочисленные задания, которые выполняет первоклассник в содружестве с героями сказки, позволяют ему активно, легко и прочно усвоить материал школьной программы.
Итак, применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач – формирование положительной мотивации к обучению и как следствие – повышение качества знаний.