Дифференцированное обучение на уроках физической культуры как путь к здоровьесбережению учащихся.

О.В. Бухарова, МАОУ «СОШ № 9», г. Тобольск

Дифференцированное обучение на уроках физической культуры как путь к здоровьесбережению учащихся.

Социальный заказ общества состоит в том, чтобы из школы выходили здоровые и хорошо физически подготовленные дети. Чтобы сохранять и укреплять здоровье учащихся, повышая их двигательную активность на уроках физической культуры, я выбрала дифференцированное обучение.
На моих уроках дифференциация по полу, возрасту, физическому развитию, физическому здоровью и уровню физической подготовленности учащихся.
Учитывая эти данные, составляется личная карта класса, где учитываются эти 5 показателей:
1. Пол (мужской или женский).
2. Возраст (год рождения).
3. Физическое развитие (норма - мезосомия, гармоничный тип развития;
или отклонение от нормы:
- гиперсомия (высокий рост),
- гипосомия (низкий рост),
- макросомия (избыточный вес),
- микросомия (отставание в весе).
4. Физическое здоровье (основная, подготовительная, специальная группа здоровья).
5. Уровень физической подготовленности (высокий, средний, низкий).
По этим 5 показателям все учащиеся распределяются на 3 физкультурные группы:
- к 1 группе относятся:
мальчики и девочки с основной группой здоровья, физическим развитием в норме, с высоким уровнем физической подготовленности;
- ко 2 группе относятся:
мальчики и девочки с основной группой здоровья, физическим развитием в норме и выше, средним уровнем физической подготовленности
- к 3 группе относятся: мальчики и девочки с подготовительной группой здоровья, физическим развитием ниже нормы, с низким уровнем физической подготовленности.
Так выглядит «Личная карта класса»


Ф.И. учащихся
Год
рождения
Пол
Физическое развитие
Группа
здоровья
Уровень
Физической подготовленности
Физкультурная
группа

1
Ахмедова Алина

2006
ж
Мезосомия, гармоничный тип развития
II осн.
высокий
I

2
Будалеева Анна
2005
ж
Макросомия
II осн.
высокий
II

3
Васильева Яна
2006
ж
Гиперсомия
II подг.
средний
III

4
Важенин Павел
2006
м
Мезосомия, гармоничный тип развития
II подг.
низкий
III

5
Гуляева Анастасия
2006
ж
Гипосомия
II осн.
средний
II

6
Гусельникова Юлия
2006
ж
Микросомия
II осн.
средний
II


Особенностью моих уроков является необычное построение учащихся, не по росту, как это обычно принято, а по физкультурным группам, строится 1, затем 2 и 3 группы.
Исходя из деления учащихся на физкультурные группы, регулирую физическую нагрузку, особенно во время разминки, где дети разных групп работают на различных уровнях сложности, при высокой плотности урока. Специально подбираю общеразвивающие упражнения для каждой группы отдельно, на развитие двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости, необходимых каждому человеку. Ставлю целью, чтобы учащиеся овладели жизненно-важными двигательными умениями и навыками и применяли их в повседневной жизни. Заранее готовлю карточки с заданиями для всех групп отдельно.
Например: упражнение – «Подтягивание» из различных исходных положений (1 группа - из виса; 2 группа - из виса стоя; 3 группа - из виса лежа). Упражнение – «Сгибание, разгибание рук в упоре лежа» из различных исходных положений (1 группа – упор лежа на полу, ноги на скамейке; 2 группа – упор лежа руки на скамейке; 3 группа – упор лежа стоя на коленях).
Обязательно осуществляю индивидуальный подход к учащимся по группам (особенно к учащимся, относящимся к 3 физкультурной группе). При оценивании учащихся учитываю их физкультурную группу.
Особое внимание уделяю освобожденным учащимся, которые временно после болезни не могут заниматься физически. Они получают в начале урока карточки с заданиями, которые заполняют в течение урока, отвечая на вопросы. Этим добиваюсь, чтобы они не просто присутствовали на уроке, а теоретически усваивали материал. Карточки могут быть с такими заданиями:
выбери правильный вариант из ответов, дописать правильный ответ, перечислить правильные ответы, поставить последовательность в правильных ответах.
Особенностью проведения уроков по ФГОС, где деятельность ученика главная, а роль учителя консультирующая, направляющая, является самостоятельное приобретение и особенно применение полученных знаний. Для формирования внутренней мотивации учащихся чередую различные формы работы на уроке. Задания, предлагаемые на выбор, оцениваю только положительно, что способствует комфортному психологическому климату на уроке.
Работу в группах на уроках строю по технологии «Обучение в сотрудничестве» (метод - ажурная пила). Учащимся предлагаются одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп. Группа исследует все вопросы, раздавая своим участникам задания по каждому из указанных вопросов. Учащиеся распределяют роли. Для изучения материала учащиеся, анализирующие одни и те же вопросы, собираются в группу экспертов для обсуждения и принятия совместного решения. Карточки с наводящими вопросами и вариантами ответов помогают детям принять правильное решение. Эксперты возвращаются в свои отделения и докладывают все по своему вопросу. Вопросы заданные мною всему классу позволяют выяснить, как дети усвоили новый материал. Учащиеся не соревнуются в группах и между группами. Это работа в сотрудничестве, групповая деятельность, в которой успех зависит от каждого.
Обязательно отслеживаю динамику развития физических качеств учащихся. Результаты моей работы говорят о повышении уровня физической подготовленности моих учеников.
Благодаря дифференцированному обучению у меня высокий процент учащихся посещающих и с желанием занимающихся на уроках физической культуры. Снизилось количество учащихся с нарушением осанки и плоскостопием.
Дифференцированное обучение позволяет не только сохранять и укреплять здоровье учащихся, но и работать со спортивно-одарёнными детьми. С ними ведется индивидуальная работа, им даются задания повышенной сложности. Эти учащиеся работают на уроке в качестве консультантов-помощников по отдельным видам спорта. Часто привлекаются в судействе учебно-тренировочных игр во время урока. Итог работы это участие учащихся школы в городской спартакиаде, где у нас много призовых мест.
В перспективе, продолжить работу по дифференцированному обучению на уроках физической культуры, активно внедрять здоровьесберегающие технологии в уроки. Для формирования ЗОЖ в содержание уроков включать вопросы, связанные со здоровьем, его укреплением и сохранением.




15