Выступление на педагогическом совете Формы взаимодействия учителя и родителей


Приложение
Выступление на педсовете
Тема: «Формы взаимодействия учителя начальных классов с родителями учащихся» (из опыта работы)».
Учитель начальных классов: Иванникова Г.В.
          Важным направлением многогранной деятельности учителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса.
            Обучение и воспитание ребенка – это главные функции общеобразовательной школы. Семья и школа должны вместе воспитывать и обучать ребёнка. Именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители  не будут принимать участия в жизни ребенка   
       Задача каждого учителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах обучения и воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной  школе, когда ребенок только начинает обучение в школе.
          Первое родительское собрание всегда начинаю со слов: «С этого дня ваши дети стали и моими детьми. Радости и огорчения теперь у нас общие». Такое начало располагает родителей к учителю, указывает на единство наших устремлений. Ну, а дальше профессиональная этика и накопленный опыт помогают мне налаживать отношения полного взаимопонимания.
       Главным направлением в организации сотрудничества учителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
        В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями:
1. Родительское собрание.
        Проводится 1 раз в четверть обязательно и при необходимости дополнительно 1-2 собрания. Все собрания можно разделить на группы:
· организационные · тематические
· текущие
· итоговые
2. Работа родительского комитета.
       В его состав входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно – бытовых вопросов. Одной из функций родительского комитета в моем классе, являются рейды по проверке тетрадей, книг, дневников учащихся, награждение лучших. Оказание помощи при проведении тематических праздников.                  
 3. Индивидуальные беседы и консультации.
        Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы обучениявоспитания отдельных учащихся. Из опыта работы знаю, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты. Учителю необходимо в плане воспитательной работы завести отдельную страницу, где будет отражено: когда, с кем и по какому вопросу проведена беседа или консультация.
4. Круглый стол.
       Лучше проводить его в неформальной обстановке, за чашкой чая. Начать можно с «быстрых тестов» (родители сразу узнают результаты). Далее выдвигается тема для обсуждения. Учитель или подготовленный родитель в общих чертах освещают проблему, далее идет дискуссия, выводы. Чтобы родителей не собирать отдельно, можно провести круглый стол перед началом текущего собрания, где нет больших вопросов. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения. Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива.
5. Праздники.
        Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. В каждом классе, есть свои традиционные праздники. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.) Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.).
6. Семейные вечера.
       При такой форме работы участвуют отдельные семьи. Это может быть конкурс «Моя семья», спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья». Отличие этих мероприятий в том, что участвуют непременно оба родителя. К сожалению, папы очень редко посещают школу по собственной инициативе. Их необходимо настроить, заинтересовать в мероприятии. Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, так же приветствуется («Бал поколений», «Любимые бабушки наши» и др.) Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего – связь поколений.
7. День открытых дверей.
     Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но все же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе..
      «День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Из практики могу сказать, что далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто-то занят на работе, кто-то не испытывает в этом необходимости. Дети в такой день стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри.
         Родители могут являться непосредственными участниками любого мероприятия. Они могут выступать в роли актеров, членов жюри, конкурсантов и т.д. Наибольшую активность проявляют родители, у которых в школу пошел первый ребенок. Задача учителя подержать эту активность, убедить родителей в том, что их помощь необходима в образовательном и воспитательном процессе класса. Зачастую родители ведут себя как дети: они стесняются проявить инициативу, выделиться из толпы. Родительский коллектив класса должен стать надежной опорой для учителя, его правой рукой, универсальным средством для решения любых проблемных ситуаций.
Результативность опыта.
        Родители в моих классах всегда принимают активное участие в жизни классного коллектива. Часто, они сами являются инициаторами того или иного мероприятия.
     В своей практике, я ежегодно веду учет «Участие родителей в жизни класса». Напротив фамилии каждого ученика я ставлю +, если родители принимали участие в каком-либо мероприятии и -, если нет. В конце года я подсчитываю количество баллов (+) и довожу их до сведения детей и родителей.
        Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
        Значит, школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, что создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду и созиданию.
Рекомендации:
1. Оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей,
2. Проводить как можно больше мероприятий с родителями, которые направлены на повышение их педагогической культуры, на формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.