Консультация Проблемы взаимодействия детского сада и семьи


«Проблемы взаимодействие детского сада и семьи»Современное  общество  переживает один из непростых  периодов своего развития  Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют над духовными, поэтому  у детей распространены искаженные представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме. «Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой – с кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей, педагогов, взрослых вообще». HYPERLINK "http://ndou63.ru/doklad-po-teme-%C2%ABvzaimodeistvie-detskogo-sada-i-semi-v-dukhovno-nravstvennom-vospitanii-doshkolnikov%C2%BB" \l "_ftn1" \o "" [1]При этом дошкольное детство – признано специалистами наиболее   чувствительным сензитивным периодом для духовно-нравственного становления личности человека, для формирования его нравственно-этических представлений. В детстве происходит значительное накопление социально-значимого опыта, активно идет процесс формирования его базовых  отношений к окружающему миру.
Целостное  социально-личностное  развитие ребёнка становится оптимальным и идет более успешно при согласованном взаимодействии  детского сада и его семьи.
Семья всегда остается первым, естественным и в тоже время священным  институтом,  в который  каждый человек вступает в силу необходимости. И каждый призван строить этот союз на любви, на вере и на  свободе,   научиться в нём первым совестным движениям  сердца. Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей.
В  семье с  первых дней жизни ребёнок устанавливает  законы  нравственных  отношений, осваивает   нравственные   нормы.  В  дошкольный   период   происходит   становление   личности  ребёнка.
Опыт нашего дошкольного  учреждения показал, что системное, конструктивное сотрудничество с семьёй, направленное на сохранение традиций  непрерывности  и  преемственности духовно-нравственного воспитания в   детском  саду  и  школе требует новых форм, а подчас и обновления содержания  родительско-педагогического  сотрудничества..   Детский сад обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания  дошкольников.В родительской школе молодые родители подчас открывают своих детей, поскольку учебник по педагогике им до этого был неведом. Они узнают, что в дошкольный период важно показать ребёнку нравственные образцы как эталоны  при этом взрослый, как это бывает у молодых родителей, не говорит ребенку «ты   плохой», а сам являет норму  нравственного поведения. А поскольку в наше время с образцами труднее, остается проверенный веками прием использование опосредованного сказочного  образа или пример из жизни Святых.
Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные  средства: презентации, фильмы, аудиозаписи. Они   активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поисках нужных сайтов, часто попадая на сайты с сомнительными материалами по воспитанию малышей. Поэтому   мы  начали  в  детском   саду   создание  аудио  и  видеотеки,  направленной   на   приобщение  семей   к   православным   ценностям.
Общие   дела,   реализуемые совместно с родителями,  должны   строиться   по   принципу,   когда   семья   и  детский   сад  не   заменяют,   а  дополняют  друг   друга.
Заметное   место   отводится  организации  и   проведению  православных  общенародных  праздников. Целью   таких   праздников,   является  приобщение   воспитанников  к   истокам   русской   народной   культуры,  восстановление   традиционного  уклада. К  праздникам   организуются   и   выставки   работ   педагогов,  детей  и  их   родителей.  Это   могут   быть  рукодельные   куклы  и   игрушки,   книги  «семейных   издательств»,   созданные   совместными   усилиями  детей, их   сестёр  и   братьев,  родителей   и   бабушек.  На   масленицу  родители   не   только  зрители,   но   и   участники конкурса   на   лучшее   семейное   выступление.
В   программу   сотрудничества  с   семьёй   включены   семейные   экскурсии,   паломнические   поездки,   игровые   мастерские.
Приобщение детей к нравственности на основе духовных   ценностей  проходит во всех видах деятельности: через воспроизведение   русских  народных  сказок,  на  театрализованных  представлениях, при активном использовании малых  фольклорных форм, пословиц, поговорок, потешек, которые родители разучивают в семейной гостиной.
Важную роль в приобщении семьи к культурному наследию имеют   народные   игры. Народная   игра,  как   и   любая   другая   игра,  имеет  познавательное,  развивающее,  корректирующее, но главное, воспитательное значение. Игра объединяет не только детей и родителей, но и всех членов семьи  укрепляя межпоколенческие связи. Не менее значимыми являют такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр и семейные праздники.
Семьи нуждаются в педагогической поддержке при выборе художественной литературы  для семейного чтения. В рамках экспериментального апробирования региональной модели духовно-нравственного воспитания детей-дошкольников, большинство детских садов имеют возможность реализовать такие социально-педагогические проекты «Семейный круг» и «Читающая семья». Для первого проекта разработано более 40 буклетов на весь годовой круг православных праздников советами к каждому из них, со стихами и занимательными заданиями.
В духовном воспитании  ребёнка – одной  из главных задач, является   воспитание  привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на   чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми, в  нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции, связанные с поездкой в Дом  ветеранов. Активное участие  в  организации и проведении  акций принимают  не только педагоги,  но и родители. Общее дело объединяет.
С особой  любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам незатейливые  сувениры. Эмоциональный отклик в сердцах всех участников вызывают народные песни и танцы, музыкальные пьесы. На глазах человека, умудрённого богатым  жизненным  опытом  часто мы видим слёзы благодарности за теплоту и внимание,  участие и чуткое отношение. Эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом  для   формирования  личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем они смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.
Таким образом,  организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление  духовно-нравственной   личности  ребёнка, повысить   уровень  духовно-нравственной  культуры   педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и   детского сада.
Взаимодействие и сотрудничество детского сада и семьи
Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество
…Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто. В. А. Сухомлинский Сегодня мы вступили в такой период развития нашего общества, когда педагогическая культура родителей является одним из главных принципов выполнения каждого гражданина своего долга перед обществом – воспитания молодого поколения. Полноценное развитие ребенка зависит от того, насколько высок уровень педагогической культуры родителей. Роль семьи в обществе очень велика, только в семье ребенок овладевает первичными навыками, получает необходимые знания, которые необходимы для комфортной адаптации в обществе. Именно в семье ребенок учиться овладевать нормами поведения, знакомится с основами нравственности человека, зарождается внутренний мир и личностные качества маленького человека. А дошкольное детство – это очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется фундамент будущей личности. Огромную роль играет дошкольный возраст и в социальном развитии ребенка: складывается первичная направленность личности. Впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти всю жизнь, а упущения этого периода оставляют отпечаток и очень трудно поддаются корректировке в дальнейшем. Поэтому значение среды, в которой живут дети дошкольного возраста очень важно. Сегодня каждый день из источников СМИ можно услышать о сложной судьбе ребенка. Да, мы живем в непростое время: зачастую дети лишены заботы, внимания, любви. В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают трудности; усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи; изменяются общепринятые нормы поведения. Отсюда отчуждения между родителями и детьми настолько велико, что эта проблема приобрела масштабный характер. Далеко не все родители имеют достаточный уровень культуры и педагогические знания, которые так необходимы для воспитания собственного ребенка. Вот почему главные усилия педагогов дошкольных учреждений должны быть направлены в первую очередь на повышение педагогической культуры родителей путем просвещения, улучшения семейного микроклимата, совместное формирование полноценной личности ребенка.В каждом дошкольном учреждении накоплен опыт сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, физического, художественного восприятия и развития детей. Формирование активной педагогической позиции – задача каждого педагога. Такое взаимодействие должно реализовываться поэтапно. Правильно организованная работа должна носить обучающий характер.За период работы с детьми с ограниченными возможностями в психофизическом развитии я столкнулась со многими проблемами – это и агрессивное поведение детей, неумение общаться друг с другом, нежелание познавать что-то новое. Эти и многие другие задачи нельзя решить без активного участия родителей. В работе с родителями я выделила главные задачи: изучить дифференцированный подход; выделить как традиционные, так и новые активные формы; проследить организацию взаимодействия семьи и детского сада.Главным условием успешного взаимодействия между педагогом и родителями являются доверительные отношения. Установить контакт необходимо так, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиваться успеха, уверенность в своих силах. Здесь предпочтение я отдаю беседам, в ходе которых выясняю, какие вопросы интересуют родителей, что беспокоит в поведении ребенка, как решить проблемы, которые возникли из-за незнания родителей. Конечно, не все родители идут на контакт. Во многих семьях мамы в силу своей занятости к процессу воспитания привлекают своих родителей, что в большинстве случаев отрицательно сказывается на воспитании ребенка. Чтобы установить доверительный контакт с такими семьями, я использую сочетание различных видов деятельности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок, но и непосредственно показать им образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать нужную информацию. Это стенды «Для Вас, родители» - где располагаю информацию о повседневной жизни группы, «Чем занимались Ваши дети сегодня»- где помещаю выписки из календарных планов, «Советы и рекомендации» - обсуждения текущих вопросов. К каждому празднику в группе оформлены тематические стенды и выставки. Каждая выставка – это итог кропотливого труда и мало кого из родителей оставляет равнодушным.Российское общество переживает обновление всех сфер. Современные родители активно ищут способы воспитания интеллектуального развития детей, ориентируясь на посещения разного рода кружков, иногда в ущерб физическому развитию своего ребенка. И очень важно, чтобы интеллектуальное развитие шло параллельно с физическим развитием.Именно в таком согласованном процессе формируются двигательные действия и положительные установки на будущую учебную деятельность в школе. Только посредством тесного взаимодействия детского сада и семьи могут быть реализованы благоприятные условия на совместную деятельность по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни. Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье, а важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Это способствует не только укреплению здоровья и развитию ребенка, но установлению благоприятного семейного микроклимата. К сожалению, сегодня мы наблюдаем разрушение игрового пространства детства. На детских площадках не увидеть дворовых компаний, забыты скакалки, городки. Я предлагаю родителям вспомнить игры, в которые они играли в своем детстве. Дети с удовольствием разучивают их вместе со своими мамами и папами. А затем понравившуюся игру мы включаем в соревнования, спартакиады, праздники. Это переносит детей в особый мир отношений и переживаний; дети учатся добиваться успеха. Известный санкт-петербургский этнограф И. И. Шангина в своей книге «Русские дети и их игры» отмечает: «В русском языке 18-19 веков слово «играть» применительно к ребенку было идентично словам «жить», «дружить». Игра моделировала ситуации, требовавшие от человека всех его душевных и физических сил. Дети приучались преодолевать трудности, боль, сохранять выдержку в трудных обстоятельствах, не таить зло на обидевшего их человека. С помощью игры усваивались представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. В играх развивалось товарищество, взаимопомощь, уважение к сопернику. Игра, кроме того, позволяла тренировать свою физическую силу, ловкость, скорость, а также развивать различного рода способности, заложенные в человека».Такая работа не только сплачивает семью и повышает ее педагогическую культуру, но и доказывает родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно для развития их собственного ребенка.